г. Хабаровск |
|
13 июля 2021 г. |
А73-20335/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Многовершинное": Краснов П.А., представитель по доверенности от 02.04.2020 N МНВ-21/20;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: Кустов М.О., представитель по доверенности от 11.01.2021 N 1;
от общества с ограниченной ответственностью "Восток Трейлер": Дададжанов А.М., директор, приказ от 02.07.2021 N 7/2021;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.02.2021
по делу N А73-20335/2020
по заявлению акционерного общества "Многовершинное" (ОГРН 1022700615080, ИНН 2705090529)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900)
об оспаривании решения, изложенного в письме от 25.09.2020 N 031-27-22397
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Восток Трейлер" (ОГРН 1082539004492, ИНН 2539092904)
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Многовершинное" (далее - АО "Многовершинное") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Управление контроля), в котором просило: признать недействительным решение от 25.09.2020 N 031-27-22397 об отказе в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства для перевозки людей: санитарная машина "ДЭTРA-СМП", заводской номер D 003, паспорт самоходной машины RU CB 279549; обязать осуществить государственную регистрацию санитарной машины "ДЭTРA-СМП".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Восток Трейлер" (далее - ООО "Восток Трейлер").
Решением суда от 24.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Управление контроля обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", указывая, что спорное транспортное средство не соответствует требованиям безопасности и предназначено для движения по дорогам общего пользования, в связи с чем его регистрация осуществляется иным уполномоченным органом. Также считает, что в паспорте санитарной машины отсутствовала отметка об уплате утилизационного сбора или об освобождении от его уплаты, данная техника не подпадает под исключения, предусмотренные пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в связи с чем у суда отсутствовали основания для применения восстановительной меры в виде постановки спорной самоходной машины на регистрационный учет.
В отзывах на апелляционную жалобу АО "Многовершинное" и ООО "Восток Трейлер" не согласились с позицией регистрирующего органа, просили оставить в силе судебный акт.
Судебное разбирательство по апелляционной жалобе откладывалось определениями от 13.04.2021, от 18.05.2021, от 15.06.2021.
Определением от 29.04.2021 произведена замена в составе суда. Рассмотрение жалобы начато сначала на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании, состоявшемся 11-18.05.2021, представленные по предложению суда ООО "Восток Трейлер" дополнительные документы (технические условия ТУ 29.10.52.190-002-84657805-2019, протокол испытаний от 20.01.2020 N 43/СГ-20.01/20, руководство по эксплуатации СМП-0100.2019 РЭ, паспорт СМП-01.000.2020 ПС, протокол приемо-сдаточных испытаний от 12.19.2019 N 1) приобщены в порядке статьи 262, части 2 статьи 268 АПК РФ, исходя из необходимости всестороннего и полного исследования обстоятельств дела и правильного рассмотрения спора.
В ходе судебного разбирательства по апелляционной жалобе представители участвующих лиц поддерживали позиции, изложенные в жалобе и отзывах на нее.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
АО "Многовершинное" приобрело у ООО "Восток Трейлер" по договору поставки от 27.05.2019 N МНВ-17-2019-002 самоходную машину - санитарная машина "DЭТРА-СМП", 2019 года изготовления, заводской номер D003, модель и номер двигателя - 15В 1685995, цвет - белый. Санитарная машина передана покупателю по акту приема-передачи от 23.02.2020.
24.04.2020 АО "Многовершинное" обратилось в Государственную инспекцию Гостехнадзора Николаевского района Управления контроля с заявлением о государственной регистрации приобретенной самоходной машины.
К заявлению представлен пакет документов, в том числе паспорт самоходной машины (далее - ПСМ) серии RU СВ N 279549, договор поставки от 27.05.2019 N МНВ-17-2019-002.
Уполномоченный орган решением, изложенным в письме от 25.09.2020 N 031-27-22397, отказал в государственной регистрации ввиду того, что транспортное средство является продуктом сборки из бывших в употреблении узлов и агрегатов автомобиля Тойота Мега Крузер; в месте расположения идентификационной маркировки номера рамы имеются следы механического воздействия и просматриваются цифры по типу шрифта, характерные для нанесения маркировки автомобилей марки Тойота. Поверх данной, частично уничтоженной маркировки, методом ручного кустарного клеймения нанесена маркировка D 003. Поскольку максимальная конструктивная скорость самоходной машины составляет 90 км/ч и предназначена для движения по дорогам общего пользования, следовательно, регистрационные действия осуществляют подразделения Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации спорного транспортного средства, АО "Многовершинное" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности в порядке главы 24 АПК РФ.
Повторно оценив мотивы, послужившие основанием для принятия оспариваемого отказа, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938, действовало на момент принятия оспариваемого решения уполномоченного органа) регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Государственная инспекция) - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее - органы гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Действующим на момент спорных правоотношений приказом первого заместителя Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16.01.1995 утверждены "Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора)" (далее - Правила от 16.01.1995), согласно пункту 1.4 которых государственной регистрации, учету подлежат тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
В подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД России подлежат регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Таким образом, Управление контроля вправе было оказывать услугу по государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В силу пункта 4 Постановления N 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов транспортных средств, паспортов самоходных машин и других видов техники или электронных паспортов транспортных средств со статусом "действующий", оформленных в системе электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств), а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Пунктами 2.1, 2.8 Правил от 16.01.1995 установлено, что машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники.
Регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов, справок - счетов, выдаваемых предприятиями - изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами - предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Из изложенного следует, что регистрация транспортных средств производится на основании паспортов транспортных средств и документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства (к числу которых относятся и договоры - пункт 2.8.6.2 Правил от 16.01.1995), которые являются основными документами при совершении регистрационных действий.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" (действовало в спорный период, далее - решение Коллегии ЕЭК от 18.08.2015 N 100) утвержден Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, пунктом 2 которого установлено, что паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, на произведенные ими машины.
В паспорте указываются, в том числе тип машины, представляющий характеристику машины, определяемую ее конструктивными особенностями и назначением (трактор, зерноуборочный комбайн, экскаватор, погрузчик, снегоход, снегоболотоход, прицеп и др.), марка, модель, коммерческое наименование машины, присвоенные изготовителем (при наличии) и другие сведения о самоходной машине.
На территории Хабаровского края уполномоченным органом предоставления государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепов к ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации регистрации органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием (кроме машин Вооруженных сил и других войск Российской Федерации), является Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 2.6.1.1. Административного регламента предоставления Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края государственной услуги по регистрации тракторов, самоходных дорожностроительных и иных машин и прицепов к ним, утвержденного приказом от 12.12.2019 N 168-П (далее - Административный регламент), при регистрации машины предоставляется исчерпывающий перечень документов: 1) заявление; 2) документы, удостоверяющие личность заявителя (представителя заявителя); 3) паспорт самоходной машины; 4) документы, подтверждающие владение заявителем машиной на праве собственности или на ином законном основании; 5) свидетельство о регистрации машины с отметкой о снятии с учета по прежнему месту регистрации (при регистрации машины, ранее состоявшей на учете в органах Гостехнадзора); 6) полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства - в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности установлена законодательством Российской Федерации.
Административные процедуры по регистрации машины включают в себя: прием заявления и проверка комплектности документов; взаимодействие с иными органами государственной власти, в распоряжении которых находятся сведения и документы, необходимые для предоставления государственной услуги; осмотр машины; осуществление регистрационных действий и выдача результатов предоставления государственной услуги (раздел 3 Административного регламента).
В силу пунктов 3.4.1., 3.4.3., 3.4.5., 3.4.6. Административного регламента основанием для начала административной процедуры - осмотр машины является представление заявителем машины для осмотра в дату, время и место, определенные в соответствии с подпунктом 3.2.5. пункта 3.2., подпунктом 3.3.7. пункта 3.3. настоящего раздела.
В рамках административной процедуры осуществляется визуальный осмотр машины с целью сверки соответствия номерных агрегатов данным, указанным в ПСМ.
Если в ходе осмотра машины установлено, что номерные агрегаты соответствуют данным, указанным в ПСМ, должностное лицо вручает заявителю уведомление о дате и времени получения соответствующего результата предоставления государственной услуги.
В случае установления в ходе осмотра оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в подпунктах 2, 4 подпункта 2.9.1. пункта 2.9. раздела 2 настоящего Административного регламента, должностное лицо подготавливает уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причин отказа.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги установлены в пункте 2.9.1. Административного регламента, в частности: 1) представление неполного комплекта документов, предусмотренного подпунктом 2.6.1. пункта 2.6. настоящего раздела; 2) обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на машины организациями-изготовителями; 3) обнаружение подделки представленных заявителем документов, которые служат основанием для осуществления регистрационных действий; 4) несоответствие машин и номерных агрегатов сведениям, указанным в документах на машину, и (или) регистрационным данным, либо непредставление машины на осмотр с целью сверки соответствия номерных агрегатов данным, указанным в ПСМ; 5) наличие сведений из уполномоченных органов государственной власти о нахождении машин, номерных агрегатов машины в розыске и (или) представленных документов на машину в числе утраченных (похищенных); 6) наличие запрета (ограничений) на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) представление заявления неуполномоченным лицом; 8) отсутствие у собственника машины постоянного или временного места жительства (для физических лиц), юридического адреса (для юридических лиц) на территории Хабаровского края; 9) неуплата заявителем в установленных законодательством Российской Федерации случаях государственной пошлины за предоставление государственной услуги.
В рассматриваемом случае согласно заявлению от 24.04.2020 АО "Многовершинное" при обращении в уполномоченный орган заявило к регистрации (постановке на учет) санитарную машину марки "DЭТРА-СМП"; завод-изготовитель ООО "Восток Трейлер"; год производства 2019; заводской, идентификационный номер машины D 003; модель, номер двигателя 15В 1685995; рабочий объем двигателя 4100 куб. см; мощность двигателя кВт (л.с.) 125,04 (170); максимальная конструктивная скорость 90 км/ч.
К заявлению о регистрации приложены, в том числе оформленный заводом-изготовителем (ООО "Восток Трейлер") ПСМ серии RU СВ N 279549, в котором кроме вышеуказанных данных о машине, также имелась ссылка на декларацию о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.PA01.В.11046/20 от 30.01.2020 (далее - декларация), выданную Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация).
Форма и содержание ПСМ соответствовали положениям решения Коллегии ЕЭК от 18.08.2015 N 100.
Декларацией подтверждено соответствие приобретенного обществом транспортного средства требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".
Декларация принята на основании протокола испытаний от 20.01.2020 N 43/СГ-20.01/20, подтверждающего соответствие машины требованиям ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", ГОСТ 12.2.003-91, ГОСТ12.1.003-83, ГОСТ33665-2015, ГОСТ Р 50574-2019.
Кроме того, ООО "Восток Трейлер" включено в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций-изготовителей транспортных средств, осуществляющих оформление паспортов транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники под N 303 Перечня. В данной графе реестра также указана декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU.PA01.В.11046/20 от 30.01.2020, согласно которой произведена заявленная к регистрации техника.
Материалы дела не содержат доказательств, что ООО "Восток Трейлер" отрицало факт изготовления представленной к регистрации органу гостехнадзора санитарной машины марки "DЭТРА-СМП", с заводским (идентификационным) номером D 003, а также моделью и номером двигателя 15В 1685995.
Исходя из содержания мотивов отказа, изложенных в решении от 25.09.2020 N 031-27-22397, Управление контроля документально не подтвердило, что при проведении осмотра спорной техники должностным лицом обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на машину организацией-изготовителем либо несоответствие машины и номерных агрегатов сведениям, указанным в документах на машину, и (или) регистрационным данным.
Утверждение уполномоченного органа о несоответствии представленной к регистрации техники положениям пункта 2 Постановления N 938 ввиду того, что его конструктивная скорость составляет 90 км/час, правомерно отклонено судом первой инстанции, поскольку условиями данной нормы предусмотрена регистрация органами гостехнадзора как автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, так и автомототранспортных средств, не предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, как самостоятельной категории машин.
В соответствии с нормативно-технической документацией завода-изготовителя ООО "Восток Трейлер" (техническими условиями ТУ 29.10.52.190-002-84657805-2019, руководством по эксплуатации и паспортом СМП-01.000.2019 РЭ, протоколом при приемо-сдаточных испытаний от 12.19.2019 N 1), санитарная машина "DЭТРА-СМП" предназначена для доставки медицинских работников к месту оказания помощи пострадавшим в условиях подземных рудников, не опасных по газу (метану) и угольной пыли, а также санитарной эвакуации пациентов, транспортировки одного или более пациентов на носилках/кресле (креслах) и доставки их в медицинские учреждения, то есть не предназначена для движения по дорогам для движения по автомобильным дорогам общего пользования, иного не доказано.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие в ПТС отметок об уплате утилизационного сбора также правомерно отклонена судом первой инстанции, исходя из того, что данное обстоятельство не являлось основанием для принятия оспариваемого отказа в регистрации от 25.09.2020 N 03.1-27-22397.
Отсутствие в ПТС отметки об уплате утилизационного сбора не препятствовало реализации права собственника машины на ее введение в гражданский оборот и эксплуатацию в порядке, установленном Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации от 16.01.1995, действующими на момент принятия оспариваемого решения уполномоченного органа.
При этом применительно к пункту 17 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", уполномоченный орган, в случае если в отношении спорной машины по смыслу Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" подлежит уплате утилизационный сбор, вправе взыскать сумму утилизационного сбора с плательщика.
Пункт 6 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1507, устанавливающий условие для государственной регистрации техники - представление паспорта техники с отметкой об уплате утилизационного сбора, не может быть применен в рассматриваемом случае, поскольку указанные правила вступили в силу только с 01.01.2021, после принятия оспариваемого решения 25.09.2020.
При изложенных обстоятельствах, вопреки требованиям части 5 статьи 200 АПК РФ, Управление контроля не доказало наличие оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 2.9.1. Административного регламента, в то время как заявленные АО "Многовершинное" в документах характеристики принадлежащего ему транспортного средства соответствовали требованиям законодательства и являлись достаточным доказательством для осуществления учета органом гостехнадзора транспортного средства, непредназначенного для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Доводы апелляционной жалобы об обратном не нашли своего документального подтверждения, в связи с чем подлежат отклонению.
С учетом изложенного судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ Управления контроля в государственной регистрации самоходной машины, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.02.2021 по делу N А73-20335/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20335/2020
Истец: АО "Многовершинное"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
Третье лицо: ООО "Восток Трейлер"