г. Санкт-Петербург |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А42-7149/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца: Степанчук Н.А. по доверенности от 21.04.2021;
от ответчика: Ключевская Ю.Н. по доверенности от 07.12.2020 (посредством онлайн заседания);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16888/2021) акционерного общества "Мурманэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.03.2021 по делу N А42-7149/2020, принятое
по иску государственного областного унитарного предприятия "Мурманскводоканал"
к акционерному обществу "Мурманэнергосбыт"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
государственное областное унитарное предприятие "Мурманскводоканал" (ОГРН 1025100860784, ИНН 5193600346; Мурманск, ул.Дзержинского, д.9; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к акционерному обществу "Мурманэнергосбыт" (ОГРН 1095190009111, ИНН 5190907139; Мурманск, ул.Свердлова, 39, корп.1; далее - Общество) о взыскании 52 465 116 руб. 04 коп. за питьевую воду, поставленную в период с июля 2017 года по июнь 2021 года.
Решением суда от 31.03.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 31.03.2021, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение.
В жалобе Общество ссылается на то, что не имело собственного экономического интереса в приобретении холодной воды для нужд горячего водоснабжения конечных потребителей. Податель жалобы ссылается на то, что взысканные и полученные в рамках принудительного взыскания, а также денежные средства, продолжающие поступать в адрес Предприятия за спорный период, не были учтены в расчете истца.
В отзыве Предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы, представитель истца отклонил их.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (организация ВКХ) и Общество (абонент) 01.09.2011 заключили договор N 3-1131 (далее - договора), в соответствии с которым организация ВКХ обязалось обеспечить подачу обществу "МЭС" (абонент) через присоединенную сеть питьевую воду, а абонент обязался оплачивать принятую питьевую воду, соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с принятием им питьевой воды. Кроме того, организация ВКХ обязалась оказывать абоненту услуги приема сточных вод в сеть канализации.
В соответствии с пунктом 3.1 договора количество питьевой воды, использованной абонентом, определяется: в случае, если присоединенная сеть абонента оборудована средствами измерений - по показаниям средств измерений, при этом средства измерений на узле учета должны быть защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, нарушающего достоверный учет количества полученной абонентом питьевой воды; в случае, если присоединенная сеть абонента не оборудована средствами измерений, или средства измерений неисправны, или истекли межповерочные сроки средств измерений, или нарушена целостность пломб на узлах учета, или сведения о показаниях приборов учета предоставлены абонентом с ошибками или нарушением сроков, установленных пунктом 4.1 договора, или абонентом не обеспечен доступ к узлу учета представителю организации ВКХ - по расчетному нормативу в соответствии с приложением N 1 к договору.
Расчетный период составляет один календарный месяц. Оплата воды производится ежемесячно на основании счета-фактуры организации ВКХ. Денежные средства от абонента должны поступить на расчетный счет организации ВКХ в течение 10 дней со дня окончания расчетного периода (пункты 6.3, 6.4 договора).
Договор подписан абонентом с протоколом разногласий. Разногласия не урегулированы, однако стороны исполняют обязательства по договору.
В июне 2020 года истец предъявил к оплате корректировочные счета, которые ответчиком не оплачены, что послужило основанием для обращения Предприятия в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования исходил из того, что Общество обязано оплачивать истцу питьевую воду, поставленную на Северную котельную как для собственных нужд, так и использованную для теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167, действовали до 01.07.2020).
Пунктом 72 Правил N 167 предусмотрено, что оплата за питьевую воду, полученную теплоснабжающей организацией для централизованного горячего водоснабжения и на собственные нужды, производится за весь фактический объем полученной питьевой воды, определяемый по показаниям средств измерений. Теплоснабжающая организация оплачивает также сброс собственных сточных вод в систему канализации.
Порядок оплаты за питьевую воду установлен в соответствии с положениями Правил N 167, иное в договоре сторонами в данном случае не согласовано.
Правила N 167 регулируют отношения, связанные с водоснабжением как технологическим процессом, обеспечивающим забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды (пункт 1). Соответственно и правоотношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентами (субабонентами) урегулированы упомянутыми Правилами применительно к подготовке, транспортировке и передаче абонентам питьевой воды. Из содержания Правил N 167 не следует, что они подлежат применению к снабжению какими-либо иными видами ресурсов кроме питьевой воды.
Конечные потребители (субабоненты) по договору с ответчиком (абонентом) из водопроводных сетей Общества (абонента предприятия "Мурманскводоканал") не получают питьевую воду, поэтому пункт 76 Правил N 167 к правоотношениям сторон не применим.
Конечные потребители получали от ответчика не питьевую воду, поставлявшуюся последнему истцом, как это было бы необходимо для применения к спорным отношениям пункта 76 Правил водоснабжения, а горячую воду, подогретую ответчиком на своей котельной. При этом, горячая вода поступала конечным потребителям по находящимся в распоряжении ответчика тепловым сетям, а не по системе холодного водоснабжения, как это необходимо в силу указанной нормы Правил N 176 для признания конечных потребителей субабонентами истца.
Согласно пунктам 3, 4, 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
Тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) относятся к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения.
Органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).
Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.
В 2017 - 2020 годах Комитет тарифного регулирования устанавливал Обществу двухкомпонентные тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), в том числе для потребителей города Мурманска (постановления КТР Мурманской области от 17.12.2015 N 58/22, от 19.12.2017 N 57/9, от 20.12.2018 N 51/23).
Таким образом, расчёт за поданную питьевую воду теплоснабжающей организацией должен производиться за весь фактический объём принятой питьевой воды, определённый в соответствии с данными учёта, то есть по приборам учёта.
Как верно указал суд первой инстанции, поставщиком горячей воды производимой на Северной котельной в г.Мурманске является Общество, которое вправе получать плату, как за тепловую энергию, так и за теплоноситель. Соответственно, Общество обязано оплачивать истцу питьевую воду, поставленную на Северную котельную как для собственных нужд, так и использованную для теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии). Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то указанная норма может быть истолкована лишь следующим образом: установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета. Это правило направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов.
Тарифы на питьевую воду в 2017 - 2020 годах установлены истцу постановлениями Комитета тарифного регулирования Мурманской области от 16.12.2016 N 54/7, от 18.12.2017 N 56/21.
В договоре стороны не вправе изменять предусмотренный законом порядок расчетов за поставленную питьевую воду, который определяется за весь фактический объем принятой питьевой воды, определенной в соответствии с данными учета, то есть по приборам учета. Апелляционный суд отмечает, что протокол разногласий к договору, составленный в июне-августе 2020 года, то есть через 10-11 месяцев после заключения договора, не свидетельствует о продолжении согласования сторонами условий данного договора, поскольку срок для заключения публичного договора в силу статьи 445 ГК РФ истек. Следовательно, протоколы согласования, направленные по истечении значительного срока с момента заключения договора, могут быть оценены как предложение по внесению изменений в данный договор, которое не поддержано истцом.
Отношения между конечными потребителями коммунальной услуги горячего водоснабжения, и ответчиком как ресурсоснабжающей организацией регулируются абзацем 8 пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), согласно которому при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей. При этом применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов "на подогрев" и тарифов на холодную воду приложением N 2 к названным Правилам не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду.
Объем поставленной питьевой воды определен на основании показаний трех приборов учета, установленных на вводе в котельную Северная. Сведения о показаниях этих приборов содержатся в ежемесячных балансах водоснабжении и водоотведения.
Законодательством предусмотрен порядок расчетов за объем подаваемой холодной питьевой воды теплоснабжающей организации как оплата всего фактического объема полученной холодной воды, определяемого по показаниям средств измерений. Ссылка ответчика на пункт 76 Правил N 167 отклоняется апелляционным судом, поскольку субабоненты по договору с ответчиком получают не питьевую воду, а горячую воду, подогретую ответчиком в своей котельной.
Расчет объема, стоимости питьевой воды, поставленной на котельную Северная, не оспаривается ответчиком, проверен судом, признан достоверным. Законных оснований для уменьшения объема потребленной воды на объем воды, использованной на горячее водоснабжение потребителей, как и для взыскания только стоимости нераспределенного между потребителями объема воды, не имеется.
Истец представил в материалы дела подробный расчет, в котором учтена оплата, поступившая, в том числе от населения по прямым расчетам, от потребителей промзоы ул.Промышленная, от Общества, от прочих абонентов, в качестве субсидии из бюджета Мурманской области. Данные сведения не опровергнуты ответчиком в апелляционном суде.
Таким образом, исковые требования о взыскании задолженности правомерны.
Ответчика заявлено о пропуске срока исковой давности для взыскания долга за июль 2017 года.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, если законом не установлено иное (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Сведения об объеме воды, потребленной на котельной Северная передавались истцу в месяце, следующем за месяцем поставки воды. Эти объемы предъявлялись ответчику к оплате в счете за следующий месяц. Соответственно, объем воды, поставленной на котельную Северная в июне 2017 года включен в счет за июль 2017 года, который подлежал оплате не позднее 10.08.2017.
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
С учетом приостановления течения срока исковой давности при соблюдении досудебного порядка урегулирования спора в силу пункта 3 статьи 202, статьи 193 ГК РФ, части 5 статьи 4 АПК РФ срок исковой давности для взыскания долга за воду, поставленную на котельную Северная в июне 2020 года, истекал 10.09.2020. Исковое заявление направлено истцом почтой в суд 19.08.2020, то есть в пределах срока исковой давности.
Таким образом, исковые требования обоснованно удовлетворены в размере 52 465 116 руб. 04 коп. за питьевую воду, поставленную в период с июля 2017 года по июнь 2020 года.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции вынесен законный и обоснованный судебный акт, неправильного применения норм материального или нарушения процессуального права не допущено, в связи с чем решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.03.2021 по делу N А42-7149/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7149/2020
Истец: Государственное областное унитарное предприятие "Мурманскводоканал"
Ответчик: АО "МУРМАНЭНЕРГОСБЫТ"