город Ростов-на-Дону |
|
13 июля 2021 г. |
дело N А32-14794/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - представитель Каргальцев А.В., доверенность от 15.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2021 по делу N А32-14794/2020
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к ответчику - ООО "ИПП"
о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИПП" о взыскании задолженности в размере 249175 руб. 20 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 12630 руб. 76 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.03.2020 по день фактической уплаты денежных средств.
Решением от 26.04.2021 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что задержка спорных вагонов на станции назначения произошла по причинам, зависящим от ответчика, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель сослался на то, что о поступлении груженых вагонов ответчик был своевременно уведомлен, что подтверждается книгой уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку. В спорный период (март-апрель 2019 года) на путях общего пользования станции Новороссийск СКЖД в ожидании подачи простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика, о чем истцом составлены акты общей формы. Занятость выставочных путей подтверждается актами общей формы и памятками приемо-сдатчика на подачу и уборку вагонов. Вывод суда первой инстанции о том, что истец необоснованно не производил подачу спорных вагонов на незанятые выставочные пути при наличии свободных вагоно-мест, противоречит фактическим обстоятельствам дела. При принятии решения судом не учтена специфика движения по железнодорожным путям. Истец не имеет права дополнять выставочные пути при наличии свободного места, так как вагоны сдаются раздельно по номенклатуре грузов. В материалы дела не представлено доказательств того, что истец не производил своевременную уборку порожних вагонов с выставочных путей.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы.
Представитель ООО "ИПП" в заседание не явился. Обществом заявлено о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Как следует из отзыва, ответчик доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 26.03.2018 между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "ИПП" заключен договор N 239/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, согласно которому осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ", являющегося его продолжением. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Границей пути необщего пользования ответчика является передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 563 (пункт 2 договора).
Согласно пункту 3 договора развернутая длина пути необщего пользования ответчика составляет 3279,9 м.
В соответствии с пунктом 8 договора количество вагонов, одновременно подаваемых владельцу - не более 67 цистерн.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца по ставкам тарифного руководства "плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 М127-т/1 с учетом коэффициентов индексации.
В период с марта по апрель 2019 года на путях общего пользования станции Новороссийск СКЖД в ожидании подачи простаивали вагоны, прибывшие в адрес ООО "ИПП", о чем ОАО "Российские железные дороги" составлены акты общей формы.
В связи с неисполнением ООО "ИПП" обязательств по оплате задолженности в виде платы за нахождение вагонов на станционных путях, ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
В статье 39 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, оформляется акт общей формы.
Согласно пункту 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утверждены приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя. В акте указываются:
а) причина задержки в подаче вагонов;
б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
в) время начала и окончания задержки вагонов;
г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 при несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 утверждена Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство). Ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров приведены в таблицах NN 1-4 Тарифного руководства.
Согласно части 5 статьи 39 Устава размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о том, что истец необоснованно не производил подачу спорных вагонов на незанятые выставочные пути при наличии свободных вагоно-мест, противоречит фактическим обстоятельствам дела. При принятии решения судом не учтена специфика движения по железнодорожным путям. Истец не имеет права дополнять выставочные пути при наличии свободного места, так как вагоны сдаются раздельно по номенклатуре грузов.
Согласно инструкции "О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "ИПП" на станции Новороссийск СКЖД", согласованной сторонами в 2015 году (т. 4 л.д. 21-24), выгрузка вагонов на выставочных путях ООО "НМТ", на которые ОАО "Российские железные дороги" подает вагоны со своих путей, не производится. Через выставочные пути ООО "ИПП" принимает груженые вагоны от ОАО "Российские железные дороги", которые затем заводит локомотивом на свои собственные пути и эстакады, выгружает их там и возвращает вагоны в порожнем состоянии ОАО "Российские железные дороги" так же через выставочные пути.
Договор N 239/2 от 26.03.2018 и указанная выше инструкция, регламентируя порядок подачи вагонов, исходят из полезной вместимости железнодорожных путей и не предполагают возможности со стороны ОАО "Российские железные дороги" не осуществлять подачу вагонов при частичной (неполной) их занятости.
Судом первой инстанции установлено, что подача вагонов ООО "ИПП" в спорном периоде производилась ОАО "Российские железные дороги" без учета полезной вместимости выставочных путей (вместимости в физических вагонах), которая указана по каждому из выставочных путей в приложении N 2 к инструкции "О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "НМТ".
Как следует из представленных в материалы дела памяток на подачу груженных вагонов ОАО "Российские железные дороги" не производило подачу спорных вагонов на не полностью занятые гружеными вагонами выставочные пути при наличии на них свободных вагоно-мест.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что акты общей формы на окончание простоя N N 13/985, 13/978, 13/989, 13/1008, 13/1033, 13/1038, 13/1067, 13/1076, 13/1079, 13/1064, 13/1092, 13/1102, 13/1108, 13/1118, 13/1126, 13/1132, 13/1142, 13/1151, 13/1156, 13/1173, 13/1178, 13/1179, 13/1137, 13/1174, 13/1186, 13/1194, 13/1199, 13/1221, 13/1282, 13/1203, 13/1222, 13/1239, 13/1269, 13/1267, 13/1175, 13/1379, 13/1400, 13/1399, 13/1416 от апреля 2019 года составлены ОАО "Российские железные дороги" неправомерно.
В данном случае, причиной задержки вагонов на путях общего пользования явилась несвоевременная уборка ОАО "Российские железные дороги" с выставочных путей порожних вагонов, ранее поданных и выгруженных ООО "ИПП", что в свою очередь препятствовало приему ООО "ИПП" спорных вагонов, по которым начислена взыскиваемая плата, поскольку все выставочные пути, перечисленные в договоре между сторонами, используются как для приема груженых вагонов со станции, так и для вывода с территории ООО "ИПП" порожних вагонов с целью передачи их истцу.
Указанный вывод сделан судом первой инстанции исходя из содержания пунктов 7, 9 и 11 договора N 239/2 от 26.03.2018.
Срок уборки порожних вагонов в соответствии с договором (в редакции пункта 6 протокола согласования разногласий от 12.10.2018) составляет 5 часов после получения истцом от ответчика уведомления о готовности вагонов к уборке.
При этом стороны согласовали, что в случае занятости выставочных путей ранее убранными, оформленными перевозочными документами порожними вагонами по причинам, зависящим от ОАО "Российские железные дороги", акт общей формы не составляется (пункт 10 договора в редакции пункта 6 протокола согласования разногласий от 12.10.2018).
По вине ОАО "Российские железные дороги" в спорный период имели место систематические простои оформленных перевозочными документами порожних вагонов в ожидании уборки сверх установленного 5-часового срока, что привело к занятости используемой ООО "ИПП" железнодорожной инфраструктуры и ограничению ее оборотоспособности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Российские железные дороги" в материалы дела не представлены доказательства того, что вагоны простаивали на путях общего пользования в связи с тем, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2021 по делу N А32-14794/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14794/2020
Истец: ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога - филиал "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской железной дороги
Ответчик: ООО "ИПП"