г. Санкт-Петербург |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А21-1178/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца: Рзай Е.П. по доверенности от 28.05.2021 (посредством онлайн заседания);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16838/2021) общества с ограниченной ответственностью "Форум-Вест" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.04.2021 по делу N А21-1178/2020, принятое
по иску государственного предприятия "Единая система обращения с отходами"
к обществу с ограниченной ответственностью "Форум-Вест"
о взыскании,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Виктория Балтия",
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (ИНН 3904036510, ОГРН 1023900588920; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Форум-Вест" (ИНН 3906003567; ОГРН 1023900989936; далее - Общество) с иском о взыскании 468 479 руб. 72 коп., в том числе 442 507 руб. 77 коп. задолженности за оказанные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.10.2019; 25 971 руб. 95 коп. пени за несвоевременное внесение платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 10.08.2019 по 15.01.2020.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Виктория Балтия" (далее - ООО "Виктория Балтия").
Решением суда от 06.04.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 06.04.2021, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт.
В жалобе Общество ссылается на то, что согласно договорам аренды торговая площадь арендуемых помещений составляет 188,54 кв.м., согласно техническому плану торговая площадь составляет 336,9 кв.м. Податель жалобы указывает на то, что ответчик не имеет собственной контейнерной площадки, расчет за оказанные услуги по вывозу твердых отхоодов должен производится из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема. Норматив для промтоварного и промтоварного магазинов установлен в размере 1,5 куб.м на 1 кв.м торговой площади помещения. Ответчик ссылается на то, что готов заключить мировое соглашение, а так же на то, что обжалуемый судебный акт затрагивает права арендаторов, которые не привлечены к участию в деле.
В отзыве Предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель истца возражает против удовлетворения жалобы.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области. Начало деятельности регионального оператора с 01.01.2019.
Ответчик 11.07.2019 направил истцу заявку N 3847 на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с Предприятием с приложением необходимых документов, на основании которой Предприятие подготовило проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N 230109249, в приложении N1 к которому указаны 9 объектов отходообразования и объем принимаемых ТКО для каждого из них. Три объекта, используемые арендаторами ООО "Виктория Балтия", ООО "Дисконт" и ООО "Семейная аптека", в договор Предприятием не включены, поскольку арендаторы имеют самостоятельные договоры с Предприятием на оказание услуг по обращению с ТКО, и площадь помещений, занимаемая указанными организациями, в договоре с ответчиком истцом не учтена (исключена).
Ответчик договор не подписал.
Истец на основании письма ответчика N 10448 от 20.08.2019 подготовил дополнительное соглашение к договору, которым из приложения N 1 с 01.01.2019 исключил еще один объект торговой площадью 187,56 кв.м. - арендуемый предпринимателем Карпенко Г.В., с которым Предприятием заключен отдельный договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Объект, арендуемый предпринимателем Карпенко Г.В., на основании письма последнего N 7094 от 21.05.2020 исключен с 01.06.2020 в связи с закрытием торговой точки.
Истец произвел начисления за спорный период в отношении 8-ми объектов отходообразования промтоварных магазинов: Горгун Н.А (21,7 кв.м.); Иванова А.Ф. (98,7 кв.м.), Коврижкина А.Ф. (233,24 кв.м.), Паламарчук Е.И. (18 кв.м.); Прядченко Т.В. (27,46 кв.м.); Рипкевичус П.А. (49 кв.м.); ООО "ОазисПлюс" (35,74 кв.м.); ООО "Партнер" (231 кв.м.).
Предприятие, ссылаясь на то, что во исполнение условий договора в период с 01.01.2019 по 31.10.2019 оказало Обществу услуги по обращению с ТКО на сумму 442 507 руб. 77 коп., которые не оплачены, направило Обществу претензию N 9642-АК от 21.11.2019 с расчетом суммы долга.
В связи с неурегулированием спора в досудебном порядке Предприятие, ссылаясь на оказание Обществу услуг по обращению с ТКО в указанный период на условиях типового договора, стоимость которых Общество не оплатило, обратилось в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена пунктами 4, 8(11), 8(12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Пунктом 8(4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8(2) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
Принимая во внимание приведенные нормы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора.
В соответствии с пунктом 3 договора объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к настоящему договору.
Под расчетным периодом понимается календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 6 договора).
Как следует из пункта 17 договора, учет объема твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218 (далее - Приказ N 218).
Согласно положениям части 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации. Указанные случаи установлены Правилами N 505.
Как установлено судом первой инстанции, основными видами деятельности Общества согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) являются аренда и управление собственным или арендуемым имуществом.
Согласно имеющихся в материалах дела выпискам ЕГРН, за Обществом 02.05.2017 зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, расположенный в г.Калининграде, ул.Горького, д.104, кадастровый номер 39:15:131421:48 общей площадью 4 300,4 кв.м. В указанном объекте расположены три нежилых помещения, на каждый из которых имеется выписка из ЕГРН: помещение с кадастровым номером 39:15:131421:420 общей площадью 1906,2 кв.м арендуется ООО "Виктория Балтия" у Общества, между Предприятием и ООО "Виктория Балтия" заключен самостоятельный договор на вывоз ТКО; помещение с кадастровым номером 39:15:131421:421 общей площадью 2 132,9 кв.м принадлежит Обществу; помещение с кадастровым номером 39:15:131421:398 общей площадью 137,9 кв.м находится в собственности третьих лиц.
Площадь торговых помещений по 8-ми указанным объектам отходообразования определена истцом в соответствии с данными представленными самим ответчиком в документах, приложенных к заявке на заключение договора: информационном письме (указано 12 объектов, в том числе и указанных выше 8 объектов); формах расчета норматива накопления ТКО(Город). Все указанные документы подписаны директором Общества и скреплены круглой печатью Общества. Площадь 8 объектов соответствует данным, представленным ответчиком в информационном письме к заявке, включенным в приложение N 1 к договору в редакции дополнительного соглашения к договору.
В приложение N 1 к договору в редакции допсоглашения к договору включено 8 объектов, объекты ООО "Виктория Балтия", ООО "Дисконт" и ООО "Семейная аптека" и ИП Карпенко Г.В. в приложении отсутствуют.
Проверив расчет задолженности, представленный истцом, суд считает его обоснованным, соответствующим установленным Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29.03.2019 N 28-06окк/19 на спорный период тарифам на услуги по обращению с ТКО и фактическим обстоятельствам.
Доказательств того, что предъявленные к оплате услуги истцом фактически не оказаны либо оказаны иным лицом, Обществом не представлено.
Расчет объемов ТКО по нормативам не предусматривает направление от потребителя заявок на вывоз отходов и учет фактически вывезенных отходов, и последующее составление актов о количестве ТКО, поскольку накопление ТКО осуществляется потребителем на общедоступные площадки. Таким образом, доводы ответчика о неполучении им актов и отсутствие его подписи как подтверждения факта оказания услуг, несостоятельны.
Вопреки доводам ответчика учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2016 N 505, и в силу пункта 17 договора расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Расчет объема ТКО Общества произведен на основании документов, представленных с заявкой на заключение договора, и норматива накопления ТКО согласно приложению N 2 к приказу N 218 по категориям 8 объектов "промтоварные магазины" исходя из торговой площади, указанной самим ответчиком. Истец представил в суд пообъектную сверку расчетов от 25.03.20121 в подтверждение правильности произведенного расчета объема накопления ТКО. Контррасчет ответчика документально не обоснован, в связи с чем отклоняется апелляционным судом.
Доказательства намерения сторон мирно урегулировать возникший спор материалы дела не содержат. Доказательства оплаты задолженности ответчиком не представлены, исковые требования о взыскании долга за оказанные услуги обоснованны.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 24 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере одной стотридцатой ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В связи с допущенной просрочкой в оплате в спорный период истец заявил о взыскании пени за период с 10.08.2019 по 15.01.2020 в размере 25 971 руб. 95 коп.
Расчет истца проверен судом и признан арифметически верным, расчет ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен. Оснований для снижения пени в порядке статьи 333 ГК РФ не установлено.
Решение суда является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.04.2021 по делу N А21-1178/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1178/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ", ГП "Единая система обращения с отходами"
Ответчик: ООО "ФОРУМ-ВЕСТ"
Третье лицо: ООО "Виктория Балтия"