г. Москва |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А40-234285/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Красновой Т.Б., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2021 по делу N А40-234285/20
по заявлению ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решения
в присутствии:
от заявителя: |
Колесниченко Т.В. по дов. от 14.05.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрирующий орган) от 03.09.2020 N 50/066/005/2019-7915/10 об отказе в государственной регистрации прав и постановке на кадастровый учет объекта недвижимости: Здание трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-80), площадью 77,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково", и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в установленном законом порядке, осуществить государственный кадастровый учет и 2 государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости: Здание трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-80), площадью 77,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствии сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 14.11.2019 Заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлениями N 50-0-1-214/3002/2019-590 и N 50-50/066-50/066/005/2019-7915 об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости: Здание трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-80), площадью 77,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково" (далее - Объект).
Уведомлением от 03.09.2020 N 50/066/005/2019-7915/10 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве сообщила заявителю об отказе в государственной регистрации прав и постановке на кадастровый учет, объекта недвижимости: Здание трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-80), площадью 77,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково".
В уведомлении об отказе государственной регистрации прав Управление Росреестра по Москве указало, что техническая документация Заявителя не соответствует требованиям к "Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", которые утверждены Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", а также требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Поддерживая вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Исходя из смысла ст. 29 Закона N 218-ФЗ решение об отказе в регистрации принимается только после проведения правовой экспертизы всех, представленных заявителем, документов и принятия мер для устранения недостатков, препятствующих проведению государственной регистрации.
Как верно установлено судом первой инстанции, из материалов дела усматривается, что основанием отказа в рассматриваемом случае явился вывод регистрирующего органа о неустранении Заявителем причин, препятствующих государственной регистрации.
При этом, конкретных нарушений, допущенных заявителем, Управление Росреестра по Москве не указало, не предоставило правовой оценки документов, представленных заявителем дополнительно с целью устранения причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации.
Как усматривается из материалов дела, Заявитель предоставил все необходимые и достаточные документы для проведения кадастрового учета и признания права собственности, а именно:
- правоустанавливающий документ на земельный участок (Договор аренды от 12.12.2018 N 50108/01006/0054/2018-19/214-м);
- Разрешение на ввод в эксплуатацию;
- Технический план с приложениями;
- утвержденная проектная документация;
- нормативно-правовые документы, подтверждающие и разъясняющие особый статус Инновационного Центра "Сколково".
Вся техническая проектная документация, представленная Заявителем в реестровое дело, соответствует действующему законодательству с учетом правовых норм Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - Закон N244-ФЗ).
Согласно материалам дела, по мнению Управления Росреестра по Москве, техническая документация Заявителя не соответствует требованиям к "Форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", которые утверждены Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", а также требованиям к подготовке технического плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, регистратором не учтено наличие специальных норм, регулирующих получение и утверждение технической документации участников проекта инновационного центра "Сколково".
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - Закон N 244-ФЗ) инновационный центр "Сколково" является совокупностью инфраструктуры территории инновационного центра "Сколково" и механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, в том числе путем использования этой инфраструктуры.
Согласно п. 11 ст. 2 Закона N 244-ФЗ правила проекта - правила, которые определяют совокупность прав и обязанностей лиц, участвующих в реализации проекта, утверждаются управляющей компанией в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях создания механизмов взаимодействия лиц, участвующих в реализации проекта, и соответственно наличие и исполнение которых являются обязательными условиями осуществления деятельности указанными лицами. Управляющая компания - российское юридическое лицо, на которое в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, возложена реализация проекта (п. 5 ст. 2 Закона N244-ФЗ).
Согласно распоряжению Президента от 02.07.2010 N 446-рп "О создании и обеспечении функционирования инновационного центра "Сколково" функциями управляющей компании наделена некоммерческая организация "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий" (далее - Фонд "Сколково").
Руководствуясь положениями ст. 5 Закона N 244-ФЗ, управляющая компания осуществляет следующие действия: - утверждает документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом применяются вместо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории на основании таких документов, выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории Центра; - проводит экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации.
Вышеуказанные нормы свидетельствуют о наличии особого статуса территории Инновационного центра "Сколково" и о предоставлении управляющей компании исключительной компетенции в отношении таких процедур, как утверждение, согласование и применение той ли иной технической документации.
Пунктом 21 статьи 15 Закона N 244-ФЗ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на территории Центра, и результаты инженерных изысканий, проводимых для подготовки такой проектной документации, не подлежат государственной экспертизе. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территории Центра не осуществляется.
Управляющая компания осуществляет экспертизу проектной документации объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на территории Центра, и результатов инженерных изысканий, проводимых для подготовки такой проектной документации, надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом указанных объектов, выдает разрешения на строительство и на ввод таких объектов в эксплуатацию.
На территории Центра не осуществляются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемые управляющей компанией, а также полномочия по утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. 20 Закона N 244-ФЗ).
С учетом изложенного, Технический план и иная проектная документация, представленные в регистрационное дело, соответствуют нормам действующего законодательства, а также Закона N 244-ФЗ, так как согласована Фондом "Сколково", что прямо подтверждается письмом Фонда "Сколково" о приобщении откорректированного технического плана от 11.03.2020 N 53/1220. Именно Управляющей компанией Центра "Сколково" разрабатывается требования к содержанию и форме проектной документации, которая может отличатся от обычно предъявляемым к подобным документам требованиям.
Таким образом, заявителем были представлены все необходимые документы для государственной регистрации прав и постановке на кадастровый учет объекта недвижимости: Здание трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-80), площадью 77,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково".
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, оспариваемый отказ Управления Росреестра по Москве нарушает права и законные интересы заявителя в экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). По мнению суда, в настоящем случае Управление Росреестра по Москве не доказало законность оспариваемого решения.
При указанных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме. В силу действия ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В целях устранения нарушения прав и законных интересов общества, суд обязывает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в установленном законом порядке, осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении объекта недвижимости: Здание трансформаторной подстанции 20 кВ (ТП-80), площадью 77,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково".
При указанных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2021 по делу N А40-234285/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234285/2020
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ