г. Пермь |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А50-23515/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Риб Л.Х., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бочаровой И.В.
при участии:
от заявителя представители не явились,
от заинтересованного лица: Соснина С.А., доверенность от 24.05.2021, паспорт, диплом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 апреля 2021 года
по делу N А50-23515/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-Д" (ОГРН 1065904112746, ИНН 5904144164)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Пермскому краю (ОГРН 1045900976538, ИНН 5948002752)
о признании незаконными действий, выразившихся в направлении сообщений от 18.05.2020, от 30.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Д" (далее - заявитель, Общество, общество "Бизнес-Д") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Пермскому краю (далее - налоговый орган, Инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, выразившихся в направлении сообщений от 18.05.2020, от 30.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 22.04.2021 (резолютивная часть решения объявлена 15.04.2021) требования ООО "Бизнес-Д" удовлетворены. Признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Пермскому краю, выразившиеся в направлении ООО "Бизнес-Д" сообщений от 18.05.2020, от 30.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Пермскому краю обязана судом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - ООО "Бизнес-Д". В порядке распределения судебных расходов с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Пермскому краю в пользу ООО "Бизнес-Д" в счет возмещения затрат по уплате государственной пошлины взыскано 6 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что условия для включения в реестр на предоставление субсидий, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, не выполнены, поскольку вид деятельности согласно ЕГРЮЛ, заявленный как основной - 42.11 "Строительство автомобильных дорог и автомагистралей", что исключает возможность получения субсидии; налоговый орган не обладает полномочиями по осуществлению контроля в отношении получателя субсидии, в том числе в форме налогового контроля; таким образом, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что влечет отмену судебного акта.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что для целей реализации права на получение мер государственной поддержки Обществом в налоговый орган 04.05.2020 и 30.06.2020 направлены заявления N 1 и N 2 о предоставлении на основании Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (далее также - Правила N 576), субсидии за апрель и май 2020 года.
По результатам рассмотрения указанных заявлений Общества Инспекцией в адрес заявителя направлены сформированные сообщения от 18.05.2020 и от 30.06.2020 об отказе в предоставлении запрошенной субсидии, предусмотренной Правилами N 576.
Основанием для отказа в предоставлении Обществу субсидии за отмеченные месяцы 2020 года послужило то, что отрасль, в которой ведется деятельность Общества как получателя субсидии, не относится к отраслям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Не согласившись с действиями Инспекции по отказу в предоставлении субсидии, заявитель обжаловал их в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Пермскому краю. Письмом Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 28.08.2020 N 23-10/14892@ жалоба заявителя на действия Инспекции оставлена без удовлетворения (л.д.23-24).
Полагая, что действия, выразившиеся в направлении сообщений от 18.05.2020, от 30.06.2020 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, незаконны и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительством Российской Федерации постановлением от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила N 576).
Названные Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В Правилах N 576 предусмотрено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020. Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе, на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
В пункте 3 Правил N 576 определены основные условия для получения субсидии, а именно: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2: б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 данных Правил; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ; д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии; е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень N 434), в разделе 1 которого указана "Деятельность автовокзалов и автостанций" (ОКВЭД 52.21.21).
В Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, включена деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта - код 49.3 в ОКВЭД.
Деятельность в сфере регулярных перевозок пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении (код ОКВЭД 49.31.2) по группировке входит в раздел "деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта" код ОКВЭД 49.3.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что общество относится к категории субъектов малого предпринимательства (с 01.08.2016 присвоена категория "Малое предприятие") и осуществляет с 2016 года деятельность в сфере регулярных перевозок пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении -код ОКВЭД - 49.31.21.
По состоянию на 01.03.2020 по сведениям ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности заявителя значилась деятельность по коду ОКВЭД 42.11 - "строительство автомобильных дорог и автомагистралей", при этом в ЕГРЮЛ в качестве одного из дополнительных видов деятельности указан код ОКВЭД - 49.31.2 "регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении", что установлено судебными актами по делу N А50-24209/2020 Арбитражного суда Пермского края.
Общество "Бизнес-Д" подтвердило фактическое осуществление им на 01.03.2020 в качестве основного вида деятельности регулярных перевозок пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении, также осуществление Обществом деятельности по регулярным перевозкам пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении установлено решением Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2017 по делу N А50-18506/2016.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, оцененных в совокупности, суд первой инстанции обоснованно заключил, что по состоянию на 01.03.2020 общество в качестве основного вида деятельности осуществляло деятельность "регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении" (ОКВЭД 49.31.2).
При этом налоговым органом не доказано, что внесение в июле 2020 года изменений в сведения об основанном виде экономической деятельности было связано с фактическим изменением основного вида деятельности общества.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод об осуществлении обществом деятельности, которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а именно: деятельность в виде регулярных перевозок пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении (ОКВЭД 49.31.2).
Таким образом, поскольку в подпункте "в" пункта 3 Правил N 576 условие для включения в реестр сформулировано как "отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 этих Правил и материалами дела подтверждается, что общество ведет деятельность в отрасли российской экономики, указанной в пункте 1 Правил N 576, учитывая, что соответствие общества иным условиям, поименованным в пункте 3 Правил N 576, налоговым органом не оспаривается, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действия Инспекции по направлению Обществу сообщений об отказе в предоставлении субсидии, являются незаконными и нарушают права заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недопустимости применительно к исследуемой ситуации исключительно формального подхода к оценке вида осуществления заявителем экономической деятельности при разрешении вопроса о праве на получение субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
В данном случае лишь формальная проверка соответствия лица, претендующего на получение субсидии, положениям нормативного акта, устанавливающего условия получения субсидии (Постановление Правительства от 24.04.2020 N 576) может привести к неправильному распределению мер государственной поддержки, что не соответствует ни обеспечиваемому рассматриваемой субсидией публичному интересу, ни частному интересу адресатов субсидии.
С учетом установленного, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения заявленных обществом требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 апреля 2021 года по делу N А50-23515/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23515/2020
Истец: ООО "БИЗНЕС-Д"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 19 ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ