г. Москва |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А41-15329/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Архиповым М.А.,
при участии в заседании:
от МП "ЖКХ Чеховского района": Балышкова Н.А. по доверенности от 23.04.2021, диплом о высшем образовании;
от ГЖИ МО: Щенникова О.В. по доверенности от 31.03.2021, диплом о высшем образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 04 мая 2021 года по делу N А41-15329/21,
по заявлению муниципального предприятия Чеховского района "Жилищно-коммунальное хозяйство Чеховского района"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие Чеховского района "Жилищное коммунальное хозяйство Чеховского района" (далее - заявитель, МП "ЖКХ Чеховского района") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГЖИ МО, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 16.02.2021 N 08 ОБ-2307-36-9-2021.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 мая 2021 года по делу N А41-15329/21 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 130-133).
Не согласившись с данным судебным актом, ГЖИ МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ГЖИ МО поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель МП "ЖКХ Чеховского района" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, управление многоквартирным домом по адресу: Московская область, г.о. Чехов, ул. Дружбы, д. 13 осуществляет МП "ЖКХ Чеховского района".
В период с 26.01.2021 по 22.02.2021 ГЖИ МО на основании распоряжения от 25.01.2021 в связи с обращением гражданина проведена внеплановая проверка МП "ЖКХ Чеховского района" по вопросу исполнения требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
08 февраля 2021 года в ходе проведения документарной проверки установлено, что 10.05.2020 произошел залив жилого помещения (кв. 135) многоквартирного дома N 13. расположенного по адресу: Московская область, г.о. Чехов, ул. Дружбы.
В связи с чем заявителем (собственник кв. 135) была подана заявка в адрес аварийно-диспетчерской службы управляющей организации МП "ЖКХ Чеховского района".
В журнале аварийно-диспетчерской службы 10.05.2020 зафиксирована заявка на залив горячей водой кв. N 135 из кв. N 139, расположенной выше этажом (акт от 22.01.2021).
Указанный акт, согласно требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.
Вместе с тем, управляющей организацией МП "ЖКХ Чеховского района" представлен акт о заливе N б/н, а также акт о недопуске в жилое помещение заявителя N б/н, составленные только 22.01.2021, в нарушение установленных правил (т. 1 л. д. 15-15 оборот).
09 февраля 2021 года ГЖИ МО в отношении МП "ЖКХ Чеховского района" составлен протокол N 08 ОБ-2307-36-9-2021 по факту совершения правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (т. 1 л. д. 61-63).
16 февраля 2021 года ГЖИ МО вынесено постановление N 08 ОБ-2307-36-9-2021, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 250 000 руб. (т. 1 л. д. 6-8).
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы МП "ЖКХ Чеховского района" в сфере предпринимательской деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
Согласно пункту 3 Положения N 1110 Лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из части 2.3 статьи 161 ЖК РФ следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Из приведенных норм права следует, что лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, являются оказание всех услуг и (или) выполнение работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, надлежащее содержание имущества дома, что, в свою очередь, предполагает соблюдение Правил N 354.
В данном случае заявитель является лицом, ответственным за надлежащее содержание многоквартирного дома, при оказании услуг обязан руководствоваться действующим законодательством, в частности, нормативными документами, регламентирующими правила содержания общего имущества в многоквартирном доме - Правилами N 354.
Согласно пункту 152 Правилам N 354 в случае причинения исполнителем ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.
Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.
Согласно пункту 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, аварийно-диспетчерская служба обеспечивает, в том числе, локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки были выявлены нарушения указанных требований.
МП "ЖКХ Чеховского района", имеющее обязанность обеспечить содержание многоквартирного дома в соответствии с действующими лицензионными требованиями эту обязанность не выполнило, вследствие чего им были нарушены нормы Правил N 354.
Вместе с тем, срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ за рассматриваемое по настоящему делу правонарушение составляет два месяца.
Срок давности исчисляется по правонарушению, не являющемуся длящимся, - со дня, следующего за днем его совершения, по длящемуся правонарушению - со дня, следующего за днем его обнаружения.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Правонарушение, выразившееся в нарушении срока составления акта, не является длящимся, поскольку нормативным актом установлен срок для его составления.
Согласно пункту 152 Правилам N 354 акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя.
Как следует из материалов дела, обращение поступило в аварийную службу 10.05.2020.
Таким образом, на дату вынесения постановления о привлечении к административной ответственности (16.02.2021), срок давности привлечения заявителя к административной ответственности истек.
Истечение срока для привлечения к ответственности является основанием для признания постановления незаконным и его отмене.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании незаконным и отмене обжалуемого постановления, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 мая 2021 года по делу N А41-15329/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-15329/2021
Истец: МН ЖКХ Чеховского района
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"