город Ростов-на-Дону |
|
13 июля 2021 г. |
дело N А32-44999/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - представитель Азаров Д.В., доверенность от 30.12.2020;
от ответчика - представитель Дорошенко Е.А., доверенность от 29.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Крымский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2021 по делу N А32-44999/2020
по иску администрации муниципального образования Крымский район
к ответчику - ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю"
при участии третьего лица - МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея
об истребовании имущества из чужого незаконного владения
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Крымский район обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю" об истребовании имущества из чужого незаконного владения нежилого здания площадью 171,4 кв.м с кадастровым номером 23-23-28/082/2013-302, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Ленина, 233.
Определением от 12.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением от 19.04.2021 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что нежилое здание площадью 171,4 кв. м с кадастровым номером 23-23-28/082/2013-302, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Ленина, 233, фактически используется ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю" с 1986 года для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Войска национальной гвардии являются государственной военной организацией. В связи с изложенным, имущество подлежит передаче в федеральную собственность, спорное нежилое здание не подлежит истребованию из чужого незаконного владения в пользу истца.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель сослался на то, что договор безвозмездного пользования спорными нежилыми зданиями окончен, законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность по заключению или продлению договора безвозмездного пользования. По мнению заявителя, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных исковых требований. Неправомерно рассмотрен вопрос о наличии у истца права собственности на спорное здание. Право муниципальной собственности зарегистрировано, ответчик не предпринимает действий по оспариванию зарегистрированного права собственности истца. При этом, администрация не выражала своего волеизъявления на передачу спорного здания в государственную собственность (федеральную или собственность субъекта Российской Федерации).
По ходатайству ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю" судом апелляционной инстанции организовано проведение онлайн-заседания.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования Крымский район поддержал доводы жалобы.
Представитель ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю" в заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица - МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея в заседание не явился. Управление о судебном заседании извещено в порядке пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 12 от 17.02.2011.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей сторон, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район (ссудодатель) и ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю" (ссудополучатель) 21.03.2018 заключен договор безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом N 159 (т. 1 л.д. 10-11), согласно которому на основании решения Совета муниципального образования Крымский район от 21.03.2018 N 27-5 "О даче согласия на передачу муниципального имущества муниципального образования Крымский район в безвозмездное пользование", ссудодатель передал, а ссудополучатель принял в безвозмездное пользование недвижимое муниципальное имущество - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Ленина, 233, для размещения специалистов учреждения на условиях, предусмотренных договором.
Стороны установили, что условия договора применяются к отношениям, возникшим с 02.09.2017 и действуют до 01.09.2020 (пункт 2.2 договора).
В соответствии с пунктом 3.2.11 договора после истечения указанного в пункте 2.2 срока действия договора ссудополучатель обязался вернуть ссудодателю помещения, указанные в пункте 2.1 договора в состоянии не хуже, чем в том, в котором его получил, с учетом нормального износа и срока, предусмотренного подпунктом 3.1.4 договора.
По акту приема-передачи муниципальное имущество передано в безвозмездное пользование (т. 1 л.д. 11).
В связи с ненадлежащим техническим состоянием здания, в письмах N 1508/566 от 07.02.2020, N 1508/1306 от 17.03.2020, N 1508/2197 от 06.05.2020, (т. 1 л.д. 14-16) администрация сообщила учреждению о намерении с 01.04.2020 расторгнуть договор безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом N 159 от 21.03.2018.
В письме N 01-02/1859 от 28.08.2020 (т. 1 л.д. 13) администрация указала об истечении 01.09.2020 договора безвозмездного пользования недвижимым муниципальным имуществом N 159 от 21.03.2018 и просила освободить и вернуть занимаемое здание после истечения срока действия договора.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 12) муниципальному образованию Крымский район на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 171,4 кв. м с кадастровым номером 23-23-28/082/2013-302, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Ленина, 233 (запись государственной регистрации права N 23-23-28/082/2013-302 от 17.08.2013).
Полагая, что спорное здание подлежит освобождению и возврату, администрация муниципального образования Крымский район обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Следовательно, обязательным условием удовлетворения виндикационного требования собственника является установление незаконности владения иным лицом истребуемым имуществом.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В пункте 36 названного выше постановления разъяснено, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции неправомерно рассмотрен вопрос о наличии у истца права собственности на спорное здание. Право муниципальной собственности зарегистрировано, ответчик не предпринимает действий на основании зарегистрированного права собственности. Администрация не выражала своего волеизъявления на передачу спорного здания в государственную собственность (федеральную или собственность субъекта Российской Федерации).
При применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации судам необходимо иметь в виду право собственника на истребование своего имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Как отмечено выше, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 12) муниципальному образованию Крымский район на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью 171,4 кв. м с кадастровым номером 23-23-28/082/2013-302, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Ленина, 233 (запись государственной регистрации права N 23-23-28/082/2013-302 от 17.08.2013).
При этом, судом первой инстанции установлено, что указанное имущество используется ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю" с 1986 года, что подтверждается распоряжением исполнительного комитета Крымского городского Совета народных депутатов от 10.10.1986 N 615, постановлением главы администрации города Крымска и Крымского района от 07.03.1995 N 272 "О передаче в оперативное управление Отдела вневедомственной охраны при ОВД города Крымска и Крымского района здания по ул. Ленина, 233 в городе Крымске".
Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", исключительно к федеральной собственности относится имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
На основании Указа Президента Российской Федерации N 157 от 05.04.2016 Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации относительно передаваемых ей подразделений, в том числе в сфере вневедомственной охраны.
Согласно статье 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" используемые войсками национальной гвардии земельные участки, а также здания, сооружения, техника и другое имущество войск национальной гвардии, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Земельные участки, военные городки, здания и сооружения, занимаемые органами управления, соединениями и воинскими частями войск национальной гвардии, находящиеся в собственности, безвозмездном пользовании, постоянном (бессрочном) пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в случае исключения данных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях из указанных перечней закрепляются за войсками национальной гвардии в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 стать 32 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации").
Поскольку на момент вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" учреждение использовало спорное здание в своей уставной деятельности и не утратило владение им на момент рассмотрения спора, указанное здание относятся к федеральной собственности в силу прямого указания закона.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается (часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В данном случае, регистрация права муниципальной собственности в Едином государственном реестре недвижимости, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорное здание и надлежащего документального оформления его закрепления в реестре федерального имущества не влияет на их статус как объекта федеральной собственности.
Поскольку нежилое здание площадью 171,4 кв. м с кадастровым номером 23-23-28/082/2013-302, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Ленина, 233, фактически используется ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю" для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, войска национальной гвардии являются государственной военной организацией, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорное нежилое здание не подлежит истребованию из чужого незаконного владения в пользу администрации муниципального образования Крымский район.
При таких условиях, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2021 по делу N А32-44999/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44999/2020
Истец: Администрация МО Крымский район, Администрация муниципального образования Крымский район
Ответчик: ФГКУ "УВОВНГ" РФ по КК, федеральное государственное казенное учреждение "УПРАВЛЕНИЕ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ"
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском краеи Республике Адыгея, МТУ РОСИМУЩЕСТВАВ КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ