г. Пермь |
|
14 июля 2021 г. |
Дело N А60-4081/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга в лице Административной комиссии Орджоникидзевского района муниципального образования "город Екатеринбург",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 апреля 2021 года по делу N А60-4081/2021,
принятое судьей Бушуевой Е.В.
по заявлению акционерного общества "Екатеринбургская теплосетевая компания" (ИНН 6671019770, ОГРН 1156658056940)
к Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга в лице Административной комиссии Орджоникидзевского района муниципального образования "город Екатеринбург" (ИНН 667330682493 ОГРН 1036604785293)
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Екатеринбургская теплосетевая компания" (далее - заявитель, АО "ЕТК", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Орджоникидзевского района города Екатеринбурга в лице Административной комиссии Орджоникидзевского района муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 13.01.2021 N 210167187.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.04.2021 (резолютивная часть от 19.04.2021) требования удовлетворены, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 13.01.2021 N 210167187 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, административный орган обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь в обоснование жалобы на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе административный орган оспаривает выводы суда об отсутствии события правонарушения. Настаивает на доводах о наличии у общества обязанности по получению разрешения на проведение земляных работ независимо от наличия разрешения на строительство, поскольку в отсутствие разрешения на проведение земляных работ не осуществляется контроль за выполнением благоустройства территории после выполнения работ. Доказательств, подтверждающих, что земельный участок, на котором производились земляные работы, использовался заявителем на праве аренды, в ходе административного производства не представлены.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспектором МКУ "Служба заказчика Орджоникидзевского района города Екатеринбурга" при проведении 09.12.2020 обследования территории по адресу: г. Екатеринбург, ул. Бабушкина, 2 установлен факт проведения обществом земляных работ в отсутствии разрешения.
Результаты обследования зафиксированы в акте осмотра от 09.12.2020 N 02-11/157 и послужили основанием для возбуждения в отношении АО "ЕТК" дела об административном правонарушении, о чем 21.12.2020 составлен протокол N 04-11-068 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Административной комиссией Орджоникидзевского района муниципального образования "город Екатеринбург" вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 13.01.2021 N 210167187, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" (далее - Закон N 52-ОЗ) в виде штрафа в размере 150000 рублей.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, АО "ЕТК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления от 13.01.2021 N 210167187 незаконным и отмене.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу об отсутствии в действиях общества события правонарушения, признал незаконным и отменил постановление от 13.01.2021 N 210167187.
Повторно исследовав представленные доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает выводы суда правильными, а вынесенное по делу решение законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 52-ОЗ проведение земляных, ремонтных или отдельных работ, связанных с благоустройством территорий населенных пунктов, без разрешения (ордера) на проведение этих работ, выдаваемого органами местного самоуправления, либо с нарушением условий, предусмотренных этим разрешением (ордером) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Правила), утвержденных решением Екатеринбургской городской думы от 26.06.2012 N 29/61, земляные работы - это работы, связанные с нарушением элементов внешнего благоустройства и естественного ландшафта в границах муниципального образования "город Екатеринбург".
Подпункт 11 пункта 7 Правил запрещает проводить земляные работы в границах муниципального образования "город Екатеринбург" без разрешения, оформленного в соответствии с Положением.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (Арендодатель) и АО "ЕТК" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 15.11.2019 N Т-423/0620, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во владение и пользование на срок одиннадцать месяцев за плату земельный участок 66:41:0108901:102, площадью 183 кв. м, месторасположение: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Бабушкина, категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - коммунальное обслуживание. Участок предоставляется для строительства сети теплоснабжения.
Согласно пункту 2.1 договора аренды срок аренды участка установлен до 01.06.2020. Пунктом 7.2.7 договора аренды предусмотрено, что арендодатель имеет право на односторонний отказ от настоящего договора по истечении действия договора и при наличии письменных возражений с любой из сторон настоящего договора о намерении продления действия настоящего договора.
По информации Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, изложенной в письме от 07.07.2020 N 17-01-82/11518, адресованном АО "ЕТК", договор аренды не расторгался и не был прекращен, следовательно, является действующим (л.д. 41).
На строительство тепловой сети для подключения к системе централизованного теплоснабжения объекта капитального строительства "Общественно-деловое здание по ул. Бабушкина-пер. Калиновский в г. Екатеринбурге" обществом получено разрешение на строительство от 01.09.2020 N RU 66302000-1965-2020 сроком действия до 11.09.2020.
На основании письма Минстроя России от 24.08.2020 N 33225-ИФ/03 на один год продлевается срок действия разрешений на строительство, срок действия которых истекает в период с 07.04.2020 по 01.01.2021. Разрешения на строительство, срок действия которых истекает в вышеуказанный период, считаются продленными на один год без необходимости подачи застройщиком соответствующего заявления.
Таким образом, на момент проведения осмотра (09.12.2020) и возбуждения дела об административном правонарушении (21.12.2020), общество осуществляло работы на земельном участке, предоставленном в аренду для строительства сети теплоснабжения, на основании действующего разрешения на строительство, выданного 01.09.2020, срок действия которого продлен до 01.01.2021.
25.12.2020 АО "ЕТК" направило в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области извещение об окончании строительства. Следовательно, работы выполнены обществом в период действиям разрешения на строительство.
По смыслу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства, и с этой целью выполнять на территории строительной площадки необходимые работы, предусмотренные документацией по строительству, в том числе земляные работы.
В силу подпункта 1 пункта 12 Положения о порядке выдачи разрешений на производство земляных работ при строительстве, реконструкции и ремонте сетей инженерно-технического обеспечения и иных объектов, связанных с нарушением внешнего благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденного решением Екатеринбургской городской думы от 30.09.2008 N 58/63, без оформления разрешения на производство земляных работ допускается производство следующих работ, в частности, строительство, модернизация, реконструкция и ремонт сетей инженерно-технического обеспечения, благоустроительные работы, планировка грунта, шурфование с целью уточнения трассы сети инженерно-технического обеспечения или иными целями, бурение скважин при выполнении инженерных изысканий на земельных участках, предоставленных заказчику в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование или пожизненное наследуемое владение под объекты капитального строительства либо предоставленных в собственность юридическим и физическим лицам при наличии письменного согласия указанных лиц на производство земляных работ.
Какого-либо нормативного обоснования необходимости получения разрешения на проведение земляных работ, при наличии действующего разрешения на строительство, протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении не содержат.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии у застройщика обязанности при строительстве объекта получать иные разрешения на работы, производящиеся на основании полученного разрешения на строительство, судебная коллегия считает обоснованными.
В отсутствие у общества обязанности на получение разрешения на проведение земляных работ в действиях заявителя отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 15 Закона N 52-ОЗ, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 24.1 КоАП РФ).
На основании установленных обстоятельств, правильно применив к спорным правоотношениям нормы права, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении незаконным и отмене.
Доводы об отсутствии у административного органа на дату вынесения оспариваемого постановления доказательств продления договора аренды земельного участка не опровергают факта нахождения земельного участка в аренде у общества.
Доводы об отсутствии контроля за выполнением работ по благоустройству в случае, если разрешение на выполнение земельных работ не выдавалась апелляционным судом признаны не имеющими правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 апреля 2021 года по делу N А60-4081/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4081/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА, АО ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ТЕПЛОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ
Ответчик: Административная комиссия Орджоникидзевского района муниципального образования "город Екатеринбург", АДМИНИСТРАЦИЯ ОРДЖОНИКИДЗЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА