город Ростов-на-Дону |
|
14 июля 2021 г. |
дело N А53-40946/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии: от заявителя: представитель Рудякова Е.Н. по доверенности от 25.05.2020, диплом от 07.07.1995;
от заинтересованного лица: представитель Ковачева Е.А. по доверенности от 05.03.2019, диплом от 30.06.2008;
от третьих лиц: представитель Тернова В.А. по доверенности от 11.05.2021, N 7, диплом от 27.06.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "Квартал-Сервис"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2021 по делу N А53-40946/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью УК "Квартал-Сервис" (ИНН 6154155728, ОГРН 1196196032075)
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346, ОГРН 1036163003029)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "УК РЭП "Профессионал"" (ИНН 6154125226, ОГРН 1126154006989)
об оспаривании приказа,
об обязании исключить из реестра лицензий,
об обязании восстановить в реестре лицензий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УК "Квартал-Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением:
- о признании недействительным приказа Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - Инспекция) от 27.11.2020 N 21-58-Л;
- об обязании Инспекции исключить из реестра лицензий Ростовской области, из раздела, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "УК РЭП "Профессионал"" многоквартирным домом по адресу: г. Таганрог, ул. Транспортная, 145-а;
- об обязании восстановить в реестре лицензий Ростовской области, из раздела, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО УК "Квартал-Сервис", сведения о многоквартирном доме по адресу: г. Таганрог, ул. Транспортная, 145-а.
Определением от 07.12.2020 судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО "УК РЭП "Профессионал"".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2021 в удовлетворении заявления Общества было отказано.
Решение мотивировано тем, что представленные ООО "УК РЭП "Профессионал"" в адрес Инспекции документы отвечают требованиям действующего законодательства и явились основанием для внесения в реестр лицензий Ростовской области сведений о смене управляющей компании.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что на момент принятия оспариваемого приказа Инспекции, собственники многоквартирного дома приняли решение, оформленное протоколом от 10.11.2020 N 2, которым решения общего собрания, оформленные протоколом от 09.08.2020 N 1 были отменены в полном объёме. Копия и подлинник указанного протокола от 10.11.2020 N 2, копия уведомления о принятом решении, ответ на запрос контролирующего органа поступили в Инспекцию 13.11.2020 года. Таким образом, на дату принятия оспариваемого приказа Инспекция располагала сведениями об отмене собственниками своего ранее принятого решения о выборе управляющей организации ООО "УК РЭП "Профессионал"". Следовательно, сведения об основаниях заключения договора управления (протокол от 09.08.2020 N 1, который на момент рассмотрения заявления был отменён более поздним протоколом от 10.11.2020 N 2) являлись недостоверными. Недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, рассматриваемых Инспекцией в силу пункта 9 Порядка является основанием для вынесения решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возвращении документов заявителю. Сведения о наличии споров между собственниками и ООО "УК РЭП "Профессионал"" о незаконности отказа от договора управления от 10.08.2020 материалы дела не содержат. Таким образом, отказ собственников многоквартирного дома от договора управления с ООО "УК РЭП "Профессионал"" незаконным не признан.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Инспекции в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, по доводам, изложенным в отзыве. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Представитель ООО "УК РЭП "Профессионал"" указал на законность и обоснованность оспариваемого акта, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество осуществляет деятельность на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 05.11.2019 N 061000614.
Между Обществом и собственниками помещений многоквартирного дома N 145а по ул.Транспортная в г.Таганроге (далее - МКД), на основании протокола N 1 общего собрания от 20.02.2020, был заключён договор управления домом от 20.02.2020 N 26, который вступил в силу 01.08.2020 сроком на 1 год, в соответствии с приказом Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 31.07.2020 N 1231-л.
08.10.2020 в Инспекцию поступило заявление ООО "УК РЭП "Профессионал"" о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в связи с заключением договора управления МКД.
Основанием для обращения послужил протокол общего собрания собственников указанного дома от 09.08.2020 N 1, согласно протоколу общего собрания проходило в период времени с 31.07.2020 по 08.08.2020.
По вопросам повестки дня собственниками были приняты решения о выборе в качестве управляющей компании ООО "УК РЭП "Профессионал"" и утверждении договора управления, а также о расторжении договора управления с Обществом по причине неисполнения договорных обязательств.
На дату обращения в Инспекцию МКД числился в реестре лицензии Ростовской области в разделе, который содержит сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат Общество на основании договора управления от 20.02.2020 N 26, в связи с чем Инспекция приостановила рассмотрение заявления ООО "УК РЭП "Профессионал"".
Инспекцией 03.11.2020 был направлен запрос от 22.10.2020 N 707/1886/3 в Общество, в котором Обществу было предложено в срок до 19.11.2020 предоставить в Инспекцию материалы и информацию, подтверждающие расторжение договора управления и (или) прекращение деятельности по управлению МКД.
13.11.2020 Общество предоставило в Инспекцию ответ на запрос от 13.11.2020 N 475 с приложением копии протокола от 10.11.2020 N 2 и копии уведомлений о принятых решениях, направленных собственниками ООО "УК РЭП "Профессионал"" и Обществу.
Согласно ответу собственников МКД в адрес Общества поступили подлинники решений и протокола общего собрания от 10.11.2020 N 2 по вопросу отмены в полном объёме решений общего собрания, оформленных протоколом от 09.08.2020 N 1.
13.11.2020 Общество направило подлинники решений и протокола общего собрания собственников от 10.11.2020 N 2 в Инспекцию письмом от 13.11.2020 N 476, а также разместило указанный протокол в ГИС ЖКХ. Копия договора управления многоквартирным домом представлена не была.
Направленные Обществом в Инспекцию документы подтверждают законность осуществления деятельности по управлению МКД.
Инспекцией в адрес ООО "УК РЭП "Профессионал"" был направлен запрос о предоставлении документов от 22.10.2020 N 706/1886/3.
Письмом от 28.10.2020 N 1131, направленным во исполнение запроса Инспекции, ООО "УК РЭП "Профессионал"" предоставило копию уведомления о расторжении договора управления МКД от 09.08.2020 N 1. Уведомление было направлено ООО "УК РЭП "Профессионал"" в адрес Общества, которое было получено 18.08.2020 года.
Согласно подпункту "а" пункта 8.1.4 Договора управления многоквартирным домом от 20.02.2020 N 26 настоящий договор может быть расторгнут по инициативе собственников в случае "принятия общим собранием собственников помещений в МКД решения об отказе от исполнения настоящего Договора, если Управляющая организация не выполняет условия Договора. Управляющая организация должна быть уведомлена о расторжении Договора по данному основанию не позднее чем за 2 (два) месяца до его прекращения...".
Таким образом, договор управления многоквартирным домом от 20.02.2020 N 26, считается расторгнутым 18.10.2020 года.
04.12.2020 на электронную почту Общества поступил Приказ Инспекции от 27.11.2020 N 2158-Л, согласно которому были внесены изменения в реестр лицензий Ростовской области в части внесения сведений о начале управления спорным МКД управляющей организацией ООО "УК РЭП "Профессионал"" с 01.12.2020 на основании протокола от 09.08.2020 N 1 и договора управления от 10.08.2020 года.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий).
Частью 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что реестр лицензий также должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и сроки, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок), в соответствии с пунктом 2 Порядка которого, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в числе прочего следующие документы: а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем.
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выбора общим собранием собственников помещений, в многоквартирном доме способа управления таким домом управляющей организацией, подлинники решений и протокола общего собрания собственников подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано данное собрание, в управляющую организацию не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, установлен, что в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме путём совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, такое общее собрание не имело указанного в части 3 статьи 45 настоящего Кодекса кворума, в дальнейшем решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с такой же повесткой могут быть приняты путём проведения заочного голосования (опросным путем) (передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно представленному протоколу, общее собрание собственников проведено в форме заочного голосования. При этом информация о проведении очного голосования по указанным в протоколе от 10.11.2020 N 2 вопросам повестки дня Обществом не была предоставлена в материалы дела.
Таким образом, проведение общего собрания собственников помещений только в форме заочного голосования противоречит требованиям к порядку организации и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, установленным частью 1 статьи 47 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что приказ Инспекции от 27.11.2020 N 21-58-Л соответствует лицензионному и жилищному законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы Общества при осуществлении им своей деятельности, оснований для удовлетворения заявленных требований Общества не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1500 рублей подлежат отнесению на Общество.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2021 по делу N А53-40946/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-40946/2020
Истец: ООО УК "КВАРТАЛ-СЕРВИС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Ремонтно-эксплуатационное предприятие "Профессионал", ООО "УК РЭП "ПРОФЕССИОНАЛ"