г. Чита |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А19-22038/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекламный центр" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2021 года по делу N А19-22038/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рекламный центр" (ИНН 3807001520, ОГРН 1033801016952, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению Правобережным округом Администрации г. Иркутска (ОГРН 1113850039401, ИНН 3808220595, далее - административный орган) о признании незаконным предписания от 12.11.2020 года N 304-70-4096/20.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация г. Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2021 года по делу N А19-22038/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению заявителя жалобы, предписание Комитета по управлению Правобережным округом города Иркутска от 12.11.2020 года N 304 70-4096/20 вынесено незаконно и подлежит отмене.
Решением Думы города Иркутска от 29 сентября 2020 года N 007-20-017175/0 Комитет по управлению Правобережным округом Администрации г. Иркутска реорганизован в форме присоединения к Администрации города Иркутска.
Факт реорганизации также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 12.07.2021.
Учитывая, что в силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правопреемство возможно на любой стадии процесса, суд апелляционной инстанции производит замену стороны - Комитет по управлению Правобережным округом Администрации г. Иркутска на Администрацию города Иркутска.
Администрация в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.06.2021. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Рекламный центр" является собственником рекламной конструкции (рекламный щит), расположенной в районе транспортной развязки пр. Марата - ул. Радищева - ул. Баррикад.
13 ноября 2020 года Комитетом по управлению Правобережным округом Администрации г. Иркутска в адрес общества направлено предписание о демонтаже рекламной конструкции от 12.11.2020 года N 304-70-4096/20.
Не согласившись с предписанием о демонтаже рекламной конструкции от 12.11.2020 года N 304-70-4096/20, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
При этом, согласно части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
В части 10 статьи 19 Закона о рекламе определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).
Таким образом, общество вправе эксплуатировать рекламную конструкцию исключительно при наличии соответствующего разрешения, срок действия которого не истек.
В отсутствие такого разрешения, срок действия которого не истек, установка и эксплуатация рекламной конструкции не допускается.
Демонтаж самовольно размещенных рекламных конструкций осуществляется в соответствии с Порядком демонтажа рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, на территории города Иркутска, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 2 апреля 2019 года N 031 -06-236/9 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка на территории города Иркутска подлежат демонтажу самовольно размещенные рекламные конструкции, в том числе в случае установки и эксплуатации без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 3 Порядка выявление самовольно размещенных рекламных конструкций на территории города Иркутска осуществляется соответствующим комитетом по управлению округом администрации города Иркутска на основании обращений граждан, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о самовольно размещенной рекламной конструкции, а также в результате осуществления мониторинга территории города Иркутска с целью выявления самовольно размещенных рекламных конструкций.
В силу положений части 6 Порядка, в случаях, выявления самовольно размещенных рекламных конструкций, такая конструкция подлежит демонтажу на основании предписания о демонтаже самовольно размещенной рекламной конструкции (далее - Предписание), выданного владельцу самовольно размещенной рекламной конструкции, собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена самовольно размещенная рекламная конструкция.
Решение о выдаче Предписания принимается заместителем мэра - председателем комитета по управлению округом администрации города Иркутска и оформляется распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению округом администрации города Иркутска.
Предписание вручается лично владельцу РК, собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, либо направляется заказным письмом с уведомлением (пункт 10 Порядка).
В соответствии с пунктом 13 Порядка владелец рекламной конструкции обязан: удалить размещенную на рекламной конструкции информацию в течение трех дней со дня выдачи Предписания; произвести демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи Предписания.
В силу пункта 16 Порядка в случае, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, либо владелец рекламной конструкции не выполнили обязанность по ее демонтажу, либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж, хранение и в необходимых случаях уничтожение демонтированной рекламной конструкции осуществляется за счет средств бюджета города Иркутска.
В этом случае демонтаж рекламной конструкции в принудительном порядке осуществляется привлекаемой организацией в срок не позднее месяца со дня истечения срока для добровольного демонтажа рекламной конструкции.
При рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что у общества на дату выдачи оспариваемого предписания действующего разрешения на установку и эксплуатацию спорной рекламной конструкции не имелось.
Таким образом, эксплуатация рекламной конструкции осуществлена обществом в нарушение установленных законом требований.
Учитывая положения статьи 19 Закона о рекламе, принимая во внимание, что на дату выдачи оспариваемого предписания действующее разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции у общества отсутствовало, предписание о демонтаже рекламной конструкции от 12 ноября 2020 года N 304-70-4096/20 соответствует Закону о рекламе и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку законных оснований для размещения обществом рекламной конструкции не имеется.
Кроме того, следует отметить, что в силу части 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
По смыслу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Таким образом, для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо наличие разрешения на установку рекламной конструкции, а также договора на ее установку и эксплуатацию.
Между тем заявителем не предоставлено доказательств наличия действующего договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, заключенного с администрацией города Иркутска.
Следует также отметить, что на основании пункта 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Постановлением администрации города Иркутска от 1 октября 2014 года N 031-06-1131/14 утверждена Схема размещения рекламных конструкций у территории города Иркутска (далее - Схема), которая состоит из постановления та приложения Реестра рекламных конструкций, расположенных на территории районов города Иркутска.
Место под размещение спорной рекламной конструкции Схемой не предусмотрено.
Доводы ООО "Рекламный Центр" о том, что необходимые действия, предусмотренные Законом о рекламе, обществом, как собственником рекламной конструкции, исполнены, являются необоснованными в связи со следующим.
30 июля 2003 года ООО "Рекламный Центр" выдано распоряжение N 404-02-677/3 "О предоставлении ООО "Рекламный Центр" места под установку рекламной конструкции", согласно которому ООО "Рекламный Центр" предоставлено место под установку отдельно стоящей рекламной конструкции, сроком на один год.
Срок размещения рекламной конструкции истек 30 июля 2004 года. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
При этом заявителем не предоставлено доказательств наличия действующего договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, заключенного с администрацией города Иркутска, и разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Тот факт, что спорная рекламная конструкция принадлежит ООО "Рекламный Центр" на праве собственности, не освобождает общество от обязанности соблюдения требований действующего законодательства.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить в порядке процессуального правопреемства Комитет по управлению Правобережным округом Администрации г. Иркутска на Администрацию города Иркутска.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 апреля 2021 года по делу N А19-22038/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22038/2020
Истец: ООО "Рекламный центр"
Ответчик: Комитет по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска
Третье лицо: Администрация города Иркутска