г. Киров |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А17-2098/2021 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Панина Н.В.
без вызова сторон
рассмотрев апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно - коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
на принятое в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.05.2021 по делу N А17-2098/2021
по исковому заявлению акционерного общества "Водоканал"
(ОГРН: 1093702022754, ИНН: 3702597104)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1027700430889, ИНН: 7729314745)
о взыскании платы за превышение нормативов по объему сточных вод и неустойки,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водоканал" (далее - Водоканал, истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение, ответчик, заявитель) о взыскании 392180,47 рублей платы за превышение норматива водоотведения по объему сточных вод за июль, август, декабрь 2020 года, 15613,81 рублей пени за период с 01.09.2020 по 05.03.2021 с продолжением начисления пени на сумму задолженности с 06.03.2021 по день фактической уплаты ответчиком задолженности в соответствии с частью 6.4 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), а также расходов по уплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 21.05.2021 исковые требования удовлетворены.
Учреждение с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.05.2021.
По мнению заявителя, у Водоканала отсутствует тариф на водоотведение, действующий в отношении сверхнормативных сбросов; отказ истца от проведения перерасчета по платежам противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров и возмездного оказания услуг, нарушая баланс прав и интересов сторон, и нарушает публичные интересы при оплате услуг на основании контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных (публичных) денежных средств. В платежных документах за спорный период к оплате выставлен фактический объем потребления, включая сверхнормативный объем стоков, по тарифам на водоотведения, утвержденным истцу в соответствии с действующим законодательством; данные документы были приняты и оплачены в полном объеме Учреждением. Более того, по мнению ответчика, утвержденные постановлением администрации города Иванова от 30.11.2018 N 1587 ежемесячные нормативы по объему стоков являются заниженными, поскольку не учитываются такие факторы как увеличение численности (колебание численности) военнослужащих во время проведения учений.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.06.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.06.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Водоканал в отзыве на апелляционную жалобу доводы Учреждения отклонил, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.12.2019 между Водоканалом и Учреждением заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 84-Б/к (далее - контракт) в редакции дополнительного соглашения к государственному контракту, в соответствии условиями которого Водоканал обязуется, в частности, осуществлять прием сточных вод Учреждения от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод, а также оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены контрактом.
Оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги водоотведения осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (пункт 8 контракта).
Право Водоканала взимать с Учреждения плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод предусмотрено подпунктом "д" пункта 13 контракта.
Абонент обязан соблюдать нормативы по объему сточных вод и принимать меры по соблюдению указанных нормативов (подпункт "т" пункта 14 контракта).
Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для абонента согласованы сторонами в приложении N 4 к контракту.
Контроль за соблюдением Учреждением нормативов по объему сточных вод осуществляет Водоканал или по его поручению иная организация, а также транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента. В ходе осуществления упомянутого контроля Водоканал или по его поручению иная организация ежемесячно определяет количество отведенных сточных вод Учреждения сверх установленного ему норматива по объему сточных вод (пункт 32 контракта).
Контракт вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения возникшие между сторонами с 01.07.2019 (пункт 68 контракта) и действует по 31.12.2020 (пункт 2.1 дополнительного соглашения к контракту).
Во исполнение условий контракта истец в июле, августе и декабре 2020 года оказал ответчику услуги по водоотведению и очистке сточных вод.
В ходе осуществления контрольных мероприятий за соблюдением Учреждением нормативов по объему сточных вод Водоканал выявил превышение упомянутых нормативов, что подтверждается соответствующими актами, расчетами превышения норматива водоотведения по объему сточных вод, а также актами о количестве отпущенной/полученной воды, оказанных услугах по приему сточных вод, данными показаний приборов учёта.
В связи с чем истец выставил ответчику к оплате счета-фактуры от 31.07.2020 N 46907, от 31.08.20220 N 55368, от 31.12.2020 N 91148 на общую сумму 392180,47 рублей, которые не были исполнены ответчиком.
Неисполнение требований претензий от 18.09.2020 N 5378 и от 23.01.2021 N 291 послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Как установлено статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В пункте 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления (статья 539 ГК РФ).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении, а также Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно подпункту "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязуется, в частности, соблюдать нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов.
В соответствии с подпунктом "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод.
Пунктом 136 Правил N 644 установлено, что нормативы водоотведения устанавливаются органами местного самоуправления с учетом:
а) мощностей централизованной системы водоотведения по транспортировке и очистке сточных вод;
б) условий, установленных организации, осуществляющей водоотведение, в решении о предоставлении водного объекта в пользование (в части сброса сточных вод), принимаемом исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) рационального использования абонентами питьевой воды, а также исключения разбавления сточных вод нормативно-чистыми водами, питьевой и иной водой.
В июле, августе, декабре 2020 года действовали нормативы водоотведения по объему сточных вод, утвержденные постановлением администрации города Иванова от 30.11.2018 N 1587 (в ред. постановления администрации г. Иванова от 19.12.2019 N 2031). Данные нормативы также согласованы сторонами в приложении N 4 к контракту.
Аргументы Учреждения, что нормативы водоотведения по объему сточных вод являются заниженными, подлежат отклонению, поскольку они не были признаны недействующими в установленном законом порядке.
Более того, в силу пункта 143 Правил N 644 норматив по объему сточных вод подлежит изменению, в частности, по заявке абонента при изменении объема водоотведения более чем на 10 процентов по сравнению с величиной, использованной при расчете норматива по объему сточных вод. Изменение норматива по объему сточных вод осуществляется в порядке, предусмотренном настоящими Правилами N 644 для установления норматива по объему сточных вод.
Таким образом, процедура изменения норматива объема сточных вод носит заявительный характер, то есть зависит от активных действий самого абонента.
Факт превышения нормативов водоотведения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с положениями вышепоименованного постановления, 04.06.2002 администрацией Ивановской области принято постановление N 55-па, которым утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ивановской области (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.1. Порядка плата за сброс абонентом сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации определяется исходя из тарифа (Т), состоящего из двух составляющих:
основная составляющая (Тосн.) - тариф на услуги по приему и очистке сточных вод и загрязняющих веществ в пределах нормативов водоотведения, включающий в себя экономически обоснованные затраты, связанные с производством и реализацией услуг абонента, и плановую прибыль;
дополнительная составляющая (Тдоп.) - мера экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, плата (цена) за несоблюдение нормативов по объему и составу сточных вод, предусмотренных договором на оказание услуг по их приему, отведению и (или) очистке. Начисление платежей осуществляется в соответствии с данными учета фактического приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ абонента в сроки, устанавливаемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства и условиями договора.
Плата за несоблюдение нормативов по объему сточных вод (Пл.) устанавливается исходя из принятой кратности к основной составляющей тарифа (Тосн., без учета дополнительных налогов) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ и объема фактически сброшенных сточных вод (Осл) сверх установленного норматива по объему сточных вод за расчетный период (в соответствии с договором на прием сточных вод и загрязняющих веществ).
Размер кратности к основной составляющей тарифа (без учета дополнительных налогов) за сброс сточных вод абонента с превышением установленных нормативов по объему сточных вод ограничивается трехкратной величиной основной составляющей тарифа (Тосн., без учета дополнительных налогов) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ.
В рассматриваемом случае постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2019 N 59-к/19 истцу в период с 01.07.2020 по 31.12.2020 утвержден тариф на водоотведение в размере 13,99 рублей за 1 куб.м.
Доводы заявителя о том, что сверхнормативный объем стоков уже был полностью оплачен Учреждением, являются несостоятельными в силу следующего. Действительно, в счетах-фактурах от 31.07.2020 N 46271, от 31.08.2020 N 55164, от 31.12.2020 N 89977, которые были исполнены Учреждением, к оплате был выставлен сверхнормативный объем сточных вод. Вместе с тем, заявитель не учитывает, что указанный сверхнормативный объем был уплачен ответчиком по однократной величине тарифа на водоотведение, то есть не в полном объеме в соответствии с абзацем пятым пункта 3.1 Порядка. При этом, рассчитывая плату за превышение норматива водоотведения по объему сточных вод за июль, август, декабрь 2020 года, истец учёл названное обстоятельство и использовал двукратную величину тарифа на водоотведение. При таких обстоятельствах, расчёт платы за превышение норматива водоотведения по объему сточных вод соответствует действующему законодательству и признается судом обоснованным.
При этом указание в пункте 3.1 Порядка на исключение дополнительного налога из тарифа на водоотведение и, соответственно, платы за превышение норматива водоотведения по объему сточных вод, не противоречит пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации и не должно толковаться как направленное на освобождение этой платы от обложения НДС. Аналогичная правовая позиция приведена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2020 N 308-ЭС19-20827 и от 08.06.2020 N 308-ЭС19-27992.
При принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 21.05.2021 по делу N А17-2098/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ивановской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации (часть 1 статьи 2911 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Панин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-2098/2021
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд