г. Санкт-Петербург |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А21-14/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от истца: представитель Громыко В.А., на основании доверенности от 22.01.2021,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грибной проект" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.03.2021 по делу N А21-14/20211, принятое по иску:
истец: общество с ограниченной ответственностью "Грибной проект" (адрес: Россия, 238300, Калининградская область, Гурьевский район, город Гурьевск, улица Калининградское шоссе, дом 15, офис 8, ОГРН: 1143926033888, Дата присвоения ОГРН: 16.10.2014, ИНН: 3917521730)
ответчик: Администрация муниципального образования "Багратионовский городской округ" (адрес: Россия, 238420, Калининградская область, Багратионовский район, город Багратионовск, улица Пограничная, 57, ОГРН: 1023902213917, Дата присвоения ОГРН: 15.11.2002, ИНН: 3915004197)
о признании недействительным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Грибной проект" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным отказа Администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" (далее - заинтересованное лицо, Администрация) в перезаключении на новый срок договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 39:01:042236:48, 39:01:042236:49, выраженного в письме от 30.09.2020 N 710, обязании Администрации предоставить Обществу в аренду на 49 лет земельный участок площадью 90 813 кв.м с кадастровым номером 39:01:042236:48, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: Россия, Калининградская область, Багратионовский район, п. Загородное, ул. Центральная, 23, и земельный участок площадью 184 648 кв.м с кадастровым номером 39:01:042236:49, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: Россия, Калининградская область, Багратионовский район, п. Загородное, ул. Центральная, 19.
Решением от 30.03.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, считая решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права; ссылается на то, что земельные участки были предоставлены Люцкан С.А. (предыдущему арендатору) без проведения аукциона постановлением Администрации МО "Гвардейское сельское поселение" Багратионовского муниципального района от 28.12.2015 N 423.
В судебном заседании Общество поддержало доводы апелляционной жалобы. Администрация не явилась, направила отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.12.2015 между Администрацией (арендодатель) и Люцкан Светланой Александровной (арендатор) заключены договоры N 82 и N 83 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 39:01:042236:48 и 39:01:042236:49 (соответственно), из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, расположенных по адресу: Калининградской область, Багратионовский район, вблизи поселка Загородное.
Срок действия договор установлен до 31.08.2020.
17.08.2017 между Люцкан С.А. и Обществом заключен договор перенайма указанных земельных участков.
31.08.2020 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о перезаключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 39:01:042236:48 и 39:01:042236:49.
Письмом от 30.09.2020 N 710 Администрация отказала в удовлетворении заявления, ссылаясь то, что спорные земельные участки предоставлены предыдущему арендатору (Люцкан С.А.) по процедуре, установленной для лиц, участвующих в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов, а с указанным заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Полагая отказ в перезаключении договоров аренды земельных участков незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
В силу положений статей 197, 198, 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, которые проводятся в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Из подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует возможность предоставления земельного участка без проведения торгов крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности при соблюдении правил, предусмотренных статьей 39.18 Кодекса, которой определены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности.
Согласно подпункту 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды указанного земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Данный способ предоставления земельного участка без торгов обусловлен наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка; такое право законодатель предоставил арендаторам, надлежащим образом использующим земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства; заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано арендатором в соответствующий орган местного самоуправления до дня истечения срока действия ранее заключенного договора; возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все земельные участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования; в случае, если при использовании земельного участка были выявлены в рамках государственного земельного надзора нарушения, то они должны быть устранены к моменту обращения заявителя за заключением договора аренды земельного участка, соответствующая информация должна иметься у уполномоченных органов.
Как следует из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, без проведения торгов (абзац первый пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Таким образом, спорные земельные участки предоставляются в аренду в определенном порядке.
В силу пункта 4 статьи 11.8 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Как следует из оспариваемого отказа, Общество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 и пункта 4 статьи 36.6 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
По мнению Общества, в рассматриваемом случае имеются все основания для перезаключения договоров аренды земельных участков; принцип предоставления земельных участков в данном случае не нарушен, поскольку Общество, с согласия арендодателя, является арендатором земельного участка, задолженность по арендной плате отсутствует, земельные участки используются по назначению.
Между тем, указанные доводы Общества являются ошибочными.
Как установлено судом, земельные участки с кадастровыми номерами 39:01:042236:48 и 39:01:042236:49 изначально земельные участки были предоставлены Люцкан С.А. как участнику программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
При этом Общество таким участником не является.
В этой связи отсутствуют основания для предоставления Обществу в аренду участков без торгов, поскольку это прямо противоречит абзацу первому пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, которым установлено специальное регулирование спорных правоотношений.
Ссылка Общества на отсутствие в деле доказательств того, что Люцкан С.А. являлась участником программы государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку независимо от того, в каком порядке участки были предоставлены предыдущему арендатору, Общество в любом случае не соответствует критериям, установленным Законом N 101-ФЗ (являющимся специальным по отношению к ЗК РФ), для предоставления участков без торгов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции дана всесторонняя и надлежащая оценка представленным доказательствам, обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.03.2021 по делу N А21-14/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-14/2021
Истец: ООО "Грибной проект"
Ответчик: Администрация МО "Багратионовский городской округ"