г. Челябинск |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А07-29753/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Фархутдинова Ильдара Сагитяновича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2021 по делу N А07-29753/2019.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная ИФНС России N 29 по Республике Башкортостан, заявитель, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Фархутдинову Ильдару Сагитяновичу (далее - ответчик, ИП Фархутдинов И.С., предприниматель, налогоплательщик) о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 37 681 рубль 95 копеек за налоговый период 2015, 2016, 2017 годы и пени в размере 2 133 рубля 39 копеек за период с 04.12.2018 по 20.01.2019 (с учётом уточнения заявленных требований, принятого судом).
Определением суда от 10.09.2019 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, в соответствии со статьями 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 05.11.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства и назначено предварительное судебное заседание.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Фархутдинов И.С. (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловал его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что при вынесении решения суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а также не применил закон, подлежащий применению.
В своем решении, суд первой инстанции ссылается на Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2014 N 180 "О порядке определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость". Документ утратил силу с 23.05.2018 в связи с изданием Постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 N 233.
Указывает на пропуск срока исковой давности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фархутдинов Ильдар Сагитянович зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве индивидуального предпринимателя с 27.06.2016 и применяет упрощенную систему налогообложения.
Согласно сведениям, поступивших в налоговый орган из Управления Росреестра по Республике Башкортостан Фархутдинову И.С. с 27.02.2012 на праве собственности принадлежит универсальный магазин по адресу: г.Нефтекамск, ш. Березовское, 4, б с кадастровым номером 02:66010705:115, который включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
В связи с тем, что в установленный статьей 409 Налогового кодекса срок ИП Фархутдинов И.С. указанную в налоговом уведомлении сумму налога на имущество физических лиц не уплатил, инспекцией на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц в порядке положений статьи 75 Налогового кодекса исчислены пени в размере 2 133,39 рублей.
Налоговый орган выставил и направил в адрес должника требование об уплате сумм налога, пени, штрафа: N 1124 от 21.01.2019.
Факт направления требования в адрес налогоплательщика подтверждается почтовым реестром. Налогоплательщик указанное требование в установленный срок не исполнил.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогового органа в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ответчика недоимки и задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Из материалов дела следует, что ИП Фархутдинов И.С. применяет упрощенную систему налогообложения и использует в своей предпринимательской деятельности принадлежащий ему на праве собственности принадлежит универсальный магазин по адресу: г.Нефтекамск, ш. Березовское, 4, б.
До 01.01.2015, в соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривало их освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.11 Налогового кодекса в редакции, действующей с 01.01.2015, применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в том числе налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
То есть, с 01.01.2015 индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают налог на имущество физических лиц с определенных видов имущества, исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса).
В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса налоговые ставки для целей исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.
Пунктами 1 и 2 статьи 408 Налогового кодекса предусмотрено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиком в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункты 1 и 2 статьи 409 Налогового кодекса).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2014 N 180 "О порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (действовало в спорный период) установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30.04.2014 N 557 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" объект с кадастровым номером 02:66010705:115 на 2015 год включен в Перечень под номером 2579.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 11.09.2015 N 1433 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" объект с кадастровым номером 02:66010705:115 на 2016 год включен в Перечень под номером 3036.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 29.12.2016 N 2007 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" объект с кадастровым номером 02:66010705:115 на 2017 год включен в Перечень под номером 9531.
Согласно сведениям, поступивших в налоговый орган из Управления Росреестра по Республике Башкортостан Фархутдинову И.С. с 27.02.2012 на праве собственности принадлежит универсальный магазин по адресу: г.Нефтекамск, ш. Березовское, 4, б с кадастровым номером 02:66010705:115, который включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
В своей жалобе апеллянт указывает на то, что Постановление Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2014 N 180 "О порядке определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", на которое ссылается суд первой инстанции, утратил силу с 23.05.2018 в связи с изданием Постановления Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 N 233.
Проанализировав заявленный довод, апелляционная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РБ от 23.05.2018 N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" признано утратившими силу, в том числе, постановление Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2014 N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Однако взыскание недоимки осуществляется налоговом органом в соответствии с Приказами Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30.04.2014 N 557, от 11.09.2015 N 1433, от 29.12.2016 N 2007, которые изданы в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2014 N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" за налоговые периоды, когда вышеуказанное постановление являлось действующим.
В настоящем деле рассматриваются требования о взыскании недоимки за 2015, 2016, 2017 годы. Постановление N 180 для определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, начало применяться с 18.04.2014 и действовало до 23.05.2018 (до утраты силы в связи с изданием Постановления Правительства РБ от 23.05.2018 N 233).
Апеллянт также указывает на истечение срока исковой давности.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
На момент обращения налогового органа с заявлением о выдаче судебного приказа (май 2019 год) пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса действовал в редакции Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ, решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Указанная норма права подлежит применению по аналогии закона и в ситуации взыскания недоимки и задолженности по пени с индивидуального предпринимателя (пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
21.01.2019 налоговым органом выставлено требование N 1124 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, в том числе об уплате пени по налогу на имущество физических лиц в размере 270044 руб. в срок не позднее 01.03.2019 (л.д.129), направлено предпринимателю 24.01.2019 (л.д.130).
Согласно расчету налогового органа за налогоплательщиком задолженность за период с 04.12.2018 по 20.01.2019 по пени по налогу на имущество физических лиц составила в размере 2 171,23 руб. (л.д.128).
Заявление о выдаче судебного приказа подано налоговым органом в мае 2019 года, то есть в пределах шестимесячного срока после истечения срока, указанного в требование об уплате пени.
17.06.2019 судебный приказ по заявлению предпринимателя отменен судом.
03.09.2020 налоговый орган обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании недоимки и задолженности по пени с предпринимателя, то есть с соблюдением шестимесячного срока после отмены судом судебного приказа.
Следовательно, налоговый орган в установленный срок обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя недоимки задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования налогового органа.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2021 по делу N А07-29753/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Фархутдинова Ильдара Сагитяновича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-29753/2019
Истец: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 29 ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Фархутдинов И С