г. Санкт-Петербург |
|
14 июля 2021 г. |
Дело N А56-113612/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14042/2021) Государственной административно-технической инспекции на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2021 по делу N А56-113612/2020 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению Некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
к Государственной административно-технической инспекции
о признании незаконным и отмене постановления от 09.12.2020 N 4679 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 46155 от 28.10.2020
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - Инспекция, ГАТИ) от 09.12.2020 N 4679 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 46155 от 28.10.2020, которым Фонд привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда от 31.03.2021 оспариваемое постановление ГАТИ от 09.12.2020 N 4679 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным по делу решением суда, ГАТИ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда первой инстанции от 31.03.2021, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Фонд, как заказчик работ по ордеру N У-4112 от 22.04.2020, является надлежащим субъектом вмененного ему правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 2 статьи 14 Закона N 273-70 (нарушение сроков производства работ), поскольку в силу пунктов 3.1.2, 11.10 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875, заказчик обязан контролировать сроки производства работ, качество восстановления элементов благоустройства, нарушенных в ходе производства работ, и несет ответственность за нарушение сроков производства работ по восстановлению благоустройства.
Фондом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Инспекции отклонены.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд является заказчиком работ по ордеру ГАТИ N У-4112 от 22.04.2020 на производство плановых работ по установке и размещению строительных лесов по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новочеркасский, д. 39, корп.1, лит. А; срок производства работ с 22.04.2020 по 15.10.2020.
26.10.2020 специалистом ГАТИ с участием представителя Фонда и применением средств фотофиксации, проведен осмотр территории по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новочеркасский, д. 39, корп.1, лит. А, в результате которого зафиксировано, что работы по ордеру ГАТИ N У-4112 от 22.04.2020 не завершены, размещены строительные леса с фасадной сеткой, временное ограждение, во дворе с обратной стороны дома размещен бытовой городок, складируются строительные материалы.
Данные обстоятельства отражены в протоколе осмотра от 26.10.2020 с приложением материалов фотофиксации и схемы.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении Фонда 28.10.2020 протокола N 46455 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 14 Закона N 273-70. Фонду вменены нарушения пунктов 3.1.2, 3.1.5, 4.4-4.5, 6.11 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N875 (далее - Правила N875), а именно нарушение Фондом как заказчиком работ по ордеру NУ-4112 от 22.04.2020 сроков производства работ.
Постановлением ГАТИ от 09.12.2020 N 4679 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 46155 от 28.10.2020 Фонд привлечен к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Фонд оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Фонда состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление ГАТИ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и мотивированного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ГАТИ и отмены решения суда первой инстанции от 31.03.2021 в связи со следующим.
Статьей 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Правительством Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 273-70 производство работ после окончания срока действия ордера, либо нарушение сроков производства работ, либо невосстановление объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ после их завершения и окончания срока действия ордера, либо невосстановление после завершения работ объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ без ордера, а также работ, производство которых разрешено без ордера, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N875).
Согласно пункту 1.4.8 Правил N 875 зона производства работ - территория, используемая для производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в том числе для размещения временных зданий и сооружений, техники, строительных материалов, оборудования, временных знаков. При получении ордера на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, зона производства работ определяется условиями ордера на срок действия ордера до его закрытия.
Как указано в пункте 1.4.16 Правил N 875 ордер - документ, дающий право на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, выдаваемый ГАТИ в целях координации производства указанных работ и контроля за восстановлением нарушенных в ходе производства работ объектов благоустройства и элементов благоустройства.
В соответствии с пунктом 6.11 Правил N 875 ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере.
Согласно пункту 3.2.16 Правил N 875 производитель работ обязан выполнять условия ордера.
В силу пункта 11.1 Правил N 875 после проведения работ производителем работ организовывается и(или) производится восстановление элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ (далее - восстановление благоустройства), в сроки производства работ, указанные в ордере ГАТИ.
Пунктами 3.1.2, 3.1.5 Правил N 875 на заказчика возложена обязанность контролировать сроки производства работ, качество восстановления элементов благоустройства, нарушенных при производстве работ; после завершения работ с нарушением элементов благоустройства заказчик обязан обеспечить восстановление элементов благоустройства.
При этом, в силу пункта 11.10 Правил N 875 ответственность за невосстановление элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ, несет производитель работ. Ответственность за нарушение сроков производства работ по восстановлению элементов благоустройства несет заказчик.
Как определено в пункте 1.4.6 Правил N 875 заказчик - юридическое или физическое лицо, уполномоченное владельцем (или само являющееся владельцем объекта благоустройства и(или) элемента благоустройства, обеспечивающее производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.4.20 Правил N 875 производитель работ - юридическое или физическое лицо, которое выполняет работы или организовывает производство работ путем привлечения субподрядчиков (генеральный подрядчик).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Фондом и ООО "ЛенПрофМонтаж" заключен договор от 17.03.2020 N 7-245/А/ФС/2020 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания по вышеуказанному адресу, в соответствии с которым Фонд является заказчиком, а ООО "ЛенПрофМонтаж" - подрядчиком.
Фондом получен ордер ГАТИ N У-4112 от 22.04.2020 на производство плановых работ по установке и размещению строительных лесов по адресу: Санкт-Петербург, пр. Новочеркасский, д. 39, корп.1, лит. А; срок производства работ с 22.04.2020 по 15.10.2020.
Согласно ордеру ГАТИ N У-4112 от 22.04.2020, Фонд является заказчиком работ, ООО "ЛенПрофМонтаж" является производителем работ.
В тоже время, оспариваемым постановлением Фонду вменено неисполнение обязанностей производителя работ, выразившееся в нарушении сроков производства работ по ордеру ГАТИ.
Поскольку субъектом правонарушения, исходя из смысла пункта 2 статьи 14 Закона N 273-70, является производитель работ, непосредственно осуществляющий работы и ответственный за выполнение условий ордера и восстановление объектов благоустройства после завершения работ, которым Фонд не является, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Фонда состава вмененного административного правонарушения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.09.2020 N Ф07-8800/2020 по делу N А56-134542/2019, определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N307-ЭС20-2019.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ГАТИ о том, что в силу пунктов 3.1.2, 11.10 Правил N 875 ответственность за нарушение сроков производства работ по восстановлению элементов благоустройства несет заказчик, поскольку административную ответственность по пункту 2 статьи 14 Закона N 273-70 должен нести непосредственно производитель работ, который в силу пункта 3.2.16 Правил N 875 обязан выполнять условия ордера (в том числе условия о сроке выполнения работ). Заказчик работ несет ответственность по пункту 1 статьи 14 Закона N 273-70 за неисполнение обязанности по получению ордера.
Недоказанность административным органом наличия в действиях Фонда состава административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Фондом требования, признал незаконным и отменил постановление ГАТИ от 09.12.2020 N 4679 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 46155 от 28.10.2020.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 31.03.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 марта 2021 года по делу N А56-113612/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной административно-технической инспекции - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-113612/2020
Истец: Кредитный "Капитал Плюс", НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД-РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ