г. Пермь |
|
14 июля 2021 г. |
Дело N А50-25149/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.
судей Бородулиной М.В., Назаровой В.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коржевой В.А.
при участии:
от истца Винакова М.А.,Б паспорт, доверенность от 16.04.2021
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, муниципального унитарного предприятия "Водоканал г. Березники",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 01 апреля 2021 года по делу N А50-25149/2020
по иску муниципального унитарного предприятия "Водоканал г. Березники" (ОГРН 1025901706600, ИНН 5911028225)
к Администрации города Березники (ОГРН 1025901701616, ИНН 5911000244)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал г. Березники" (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ) обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации города Березники о взыскании 413 920 руб. 80 коп. убытков в виде стоимости оказанных услуг по подвозу воды (автоуслуги) в г. Усолье за период с октября 2019 г. по декабрь 2020 г.
Определением суда от 12.11.2020 исковое заявление принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам гл. 29 АПК РФ.
Определением суда от 11.01.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Пермского края тот 01 апреля 2021 года (резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2021 года) в удовлетворении исковых требвоаний отказано.
Истец, не согласившись, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
В жалобе приводится довод о том, что МУП "Водоканал г.Березники" не является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения. В соответствии с законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" организация водоснабжения населения является обязанностью именно ответчика. Данная услуга является конкурсной и Администрация г.Березники должна была выставить ее на конкурс, а не обязывать за свой счет МУП "Водоканал г.Березники" производить подвоз воды в г.Усолье, так как целями и задачами истца является извлечение прибыли. Администрация г.Березники возмещение и субсидирование данной услуги МУП "Водоканал г.Березники не производит.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик направил в суд отзыв, в котором отклоняет доводы апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Надлежаще извещенный ответчик представителя в суд не направил. В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя администрации города Березники.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, постановлением Администрации города Березники N 2604 от 24.09.2019 "Об организации водоснабжения" на муниципальное унитарное предприятие "Водоканал г. Березники" возложена обязанность еженедельно осуществлять подвоз воды к дому 15 по ул. Преображенской города Усолье каждый вторник (с 10.00 до 12.00 часов) и четверг (с 17.00 до 19.00 часов).
Данное постановление принято во исполнение решения Березниковского городского суда от 09.01.2018 по делу N 2-95/2018 в целях организации водоснабжения жителей исторической части г. Усолье.
Обращаясь в суд истец указал, на то, что им во исполнение указанного постановления истцом в период с октября 2019 г. по декабрь 2020 г. оказаны услуги по подвозу воды (автоуслуги) к дому N 15 по ул. Преображенской города Усолье.
Стоимость оказанных услуг определена истцом исходя из установленного ему постановлением Администрации города Березники 20.05.2019 N 1413 тарифа за 1 час работы специализированной машины (подвоз воды).
В целях урегулирования спора в досудебном порядке истцом в адрес ответчика были направлены претензии, с требованием о возмещении понесенных убытков.
Оставление ответчиком претензий без удовлетворения, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требвоаний, указал на то, что оплата оказанных услуг должна осуществляться конечными потребителями этих услуг. Администрация города Березники потребителем данных услуг не является, а лишь организовала водоснабжение на соответствующей территории в соответствии со своими полномочиями органа местного самоуправления городского округа, возложив на истца обязанность по т подвозу воды в район г.Усолье, в котором централизованная система водоснабжения отсутствует.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными, обжалуемое решение отмене на основании следующего.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений относится организация водоснабжения населения.
Согласно ч. 9 ст. 7 Федерального закона N 416-ФЗ, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 416-ФЗ Правительство Российской Федерации утвердило Правила холодного водоснабжения и водоотведения от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила).
В соответствии с п. 71 Правил, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3 (п. 74 вышеуказанных Правил).
В рассматриваемом случае ответчиком во исполнение своих обязанностей по организации водоснабжения жителей исторической части г.Усолье, постановлением N 2604 от 24.09.2019 "Об организации водоснабжения" Администрация города Березники обязала муниципальное унитарное предприятие "Водоканал г. Березники" еженедельно осуществлять подвоз воды к дому 15 по ул. Преображенской города Усолье каждый вторник (с 10.00 до 12.00 часов) и четверг (с 17.00 до 19.00 часов).
Из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что им оказывалась только транспортная услуга подвоза воды. Стоимость воды не учитывается.
Статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: 1) холодное водоснабжение, в том числе: а) транспортировка воды, включая распределение воды; б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи (пункт 1).
Согласно положениям статьи 31 Закона о водоснабжении регулированию подлежит тариф на подвоз воды (часть 2).
Регулирование тарифов на подвоз воды осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в орган регулирования тарифов, а также в случаях, предусмотренных правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 3).
В соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 26 октября 2018 г. N 637-п, Министерство по тарифам (до переименования Региональная служба по тарифам Пермского края) является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в том числе установления тарифов на транспортировку воды, а также подвоз воды (в случае обращения органов местного самоуправления, принявших решение о необходимости установления такого тарифа) (пункт 3.3.1.3. 3.3.1.4. Положения).
Сведений о том, что Администрация города Березники обращалась в регулирующий орган за установлением тарифа на подвоз воды в материалах дела не имеется.
Постановлением Администрации города Березники N 1413 от 20.05.2019 муниципальному унитарному предприятию "Водоканал г. Березники" с 01.06.2019, утверждены максимальные (предельные) тарифы на услуги, в том числе на услуги специализированных машин (подвоз воды), стоимость с учетом НДС 20% 1533,04 руб. за 1 час, 143,03 руб. за 1 км.
Поскольку ответчик не является уполномоченным органом в сфере ценообразования, то выводы суда первой инстанции о том, что истцу постановлением N 1413 от 20.05.2019 установлен тариф в сфере водоснабжения, ошибочен.
Правовых оснований для предъявления истцом стоимости своих услуг населению г.Усолье у истца не имелось.
В материалы дела истцом представлены "Заказы" на каждый случай подвоза воды (два раза в неделю) подписанные, с проставлением печати, Администрацией города Березники на услуги автоцистерны (оригиналы обозревались в судебном заседании), а также путевые листы автоцистерны.
Принимая во внимание изложенное оснований для вывода о том, что истцом оказывалась услуга специализированного транспорта (подвоза воды) не Администрации города Березники у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, истец выполнял перевозку воды в интересах и по заданию ответчика, в связи с чем именно Администрация является лицом, обязанным оплатить оказанные услуги.
Суд принимает во внимание довод истца о том, что МУП "Водоканал г.Березники" является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности ( ст.50, п.6 ст. 113 ГК РФ,), в связи с чем оснований для безвозмездного оказания услуг ответчику у него не имелось.
Доводы ответчика о том, что истцом не доказан объем доставленной (подвезенной) воды подлежит отклонению, как не имеющий значения для рассматриваемого спора. Как уже отмечалось, стоимость воды ответчику не предъявляется, исковые требования рассчитаны исходя из цены 1 часа работы автоцистерны, установленной самим ответчиком постановлением N 1413 от 20.05.2019, количество часов работы транспорта.
Физические показатели, примененные истцом в расчете стоимости услуг, ответчиком не оспорены, контрасчет не представлен.
Довод ответчика о том, что понесенные истцом расходы подлежат возмещению за счет за счет средств, получаемых предприятием от осуществления уставной деятельности, подлежит отклонению как безосновательный.
Следует отметить, что постановление N 2604 от 24.09.2019 "Об организации водоснабжения" ответчиком не отменено, продолжает действовать.
При таких обстоятельствах выводы, приведенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, а также нормам материального права, в связи с чем имеются основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные пунктами 3,4 части 1 статьи 270 АПК РФ и удовлетворения исковых требований МУП "Водоканал г. Березники" в полном объеме.
Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлены.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда следует отменить, апелляционную жалобу истца, исковые требования удовлетворить, взыскать с администрации города Березники в пользу муниципального унитарного предприятия "Водоканал г. Березники" 413 920 руб. 80 коп. убытков.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 апреля 2021 года по делу N А50-25149/2020 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с администрации города Березники (ОГРН 1025901701616, ИНН 5911000244) в пользу муниципального унитарного предприятия "Водоканал г. Березники" (ОГРН 1025901706600, ИНН 5911028225) 413 920 руб. 80 коп. убытков, 11 278 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Водоканал г. Березники" (ОГРН 1025901706600, ИНН 5911028225) 6 657 руб., в составе суммы 17 935 руб. по платежному поручению N 1743 от 01.10.2020, излишне уплаченную государственную пошлину по иску.
Взыскать с администрации города Березники (ОГРН 1025901701616, ИНН 5911000244) в пользу муниципального унитарного предприятия "Водоканал г. Березники" (ОГРН 1025901706600, ИНН 5911028225) 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-25149/2020
Истец: МУП "Автотранспортное предприятие N 2 г.Березники", МУП "Водоканал г. Березники"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ