город Ростов-на-Дону |
|
14 июля 2021 г. |
дело N А32-14313/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Якименко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2021 по делу N А32-14313/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги
к закрытому акционерному обществу "Таманьнефтегаз"
о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций,
при участии:
от истца: представитель Колесов М.В. по доверенности от 18.12.2020;
от ответчика: представитель Салмин Е.В. по доверенности от 18.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к закрытому акционерному обществу "Таманьнефтегаз" (далее - ответчик, ЗАО "Таманьнефтегаз") о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 120 196 руб. 80 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 8 906 руб. 08 коп. за период с 09.03.202019 г. по 30.03.2020 г., проценты, начисленные на сумму в размере 120 196 руб. 80 коп. в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки, за период с 31.03.2020 г. до момента фактической уплаты указанной суммы долга.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате нахождения на пути общего пользования промежуточных станций железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, истец начислил ответчику соответствующую плату.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано, поскольку истцом не доказана правомерность заявленных требований. Представленные в материалы дела акты общей формвы составлены в одностороннем порядке.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что факт нарушения сроков доставки подтверждается актами общей формы. В актах имеется отметка о том, что грузополучатель отказался от их подписи. Также в материалы дела представлены дорожные ведомости, свидетельствующие о нарушении сроков доставки. Ответчиком нарушены технологические нормы для выполнения грузовой операции. Представленные документы подтверждают наличие вины грузополучателя в несоблюдении условий договора и нарушение им технологического срока оборота вагонов.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" и ЗАО "Таманьнефтегаз" заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Таманьнефтегаз" при станции Вышестеблиевская СКЖД N 491 /2/ТНГ-1500/6-16 от 17.11.2016.
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Владельцу, примыкающего к пути N I станции Вышестеблиевская СКжд стрелочным переводом N 5.
Согласно пункту 5 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Согласно пункту 6 договора уведомление о подаче вагонов передается перевозчиком владельцу: приемосдатчик станции Вышестеблиевская -приемосдатчику владельца по телефону N 3291 не менее чем за 2 часа до подачи вагонов, с последующей записью в книгу уведомлений.
На основании п. п. "в" п. 15 договора ответчик уплачивает ОАО "РЖД" плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в перевозочном процессе, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от ответчика, которая взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата з нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 г. N 127-т/1, с учетом коэффициентов индексации.
Срок действия договора с 01.12.2016 по 30.11.2021.
Согласно п. 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен срок технологического оборота вагонов.
В адрес ответчика грузоотправителями были направлены вагоны, которые в связи с нарушением ответчиком срока технологического оборота вагонов, установленных п. 12 договора были отставлены от движения "брошены" в пути следования, что подтверждается дорожными ведомостями, актами общей формы, памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, оперативными приказами, извещениями.
Так, на железнодорожной станции Себедахово 24.02.2019 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца железнодорожного пути необщего пользования, и 28.02.2019 отправлен на станцию назначения Вышестеблиевская поезд с индексом 8814-074-5231 с вагонами, адресованными ЗАО "Таманьнефтегаз". По прибытии поезда на станцию назначения Вышестеблиевская СКжд, в соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 26, составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 24.02.2019 г. б/ни от 28.02.2019 г. б/н. Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными, указанными в приложении к исковому заявлению.
Истцом в адрес ответчика были направлены претензии с требованием о выплате денежных средств в добровольном порядке, оставление которых без ответа и финансового удовлетворения послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно пункту 2 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) определено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 УЖТ РФ).
На основании части 17 статьи 39 УЖТ РФ размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно пункту 1.6 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)" время, за которое взимается плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров определяется в соответствии с положениями статьи 39 Устава железнодорожного транспорта по данным актов общей формы или в соответствии с условиями, определенными по соглашению сторон.
В соответствии с частью 19 статьи 39 УЖТ РФ для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформляется акт общей формы.
В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 2.4 Тарифного руководства (Приложение к Приказу Федеральной службы по тарифам от 29 апреля 2015 г. N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения) плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования по ставкам Таблицы N 2.
На основании пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В силу статьи 39 УЖТ и пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры ОАО "РЖД", распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент).
Данным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования.
По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от клиента;
- обращение клиента, переданное в Д и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов. При определении ответственности клиента, может использоваться Анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного Анализа (пункты 4.2.1 - 4.2.3 Регламента).
Истцом в материалы дела не представлены документы, оформленные в соответствии с п. 3.1.2 Регламента, подтверждающие основания задержки вагонов в пути следования, а также не представлен анализ определения ответственности ответчика на станции назначения Вышестеблиевская в соответствии с п. 4.2.5 Регламента.
Судом первой инстанции верно установлено, что истцом не представлены доказательства передачи ответчику акта общей формы, составленного по прибытии поезда на станцию назначения с расчетом платы ответчику (грузополучателю). Акты составлены в одностороннем порядке в нарушение требований нормативных актов ОАО "РЖД".
Все вагоны были задержаны на промежуточных станциях в отсутствие заявлений (уведомлений) ответчика о невозможности приема вагонов во время их прибытия согласно транспортным железнодорожным накладным.
Само по себе превышение технологического срока оборота вагонов не влечет взимание платы за простой вагонов на путях общего пользования ни в соответствии с договором, ни по применяемому коду 01 для отставления вагонов от движения. Необходимо, чтобы из-за нарушения норм технологического оборота вагонов терминал не был в состоянии принимать пребывающие составы в связи с загруженностью путей.
Истец не представил доказательства, подтверждающие, что на момент задержки вагонов на промежуточных станциях на путях Истца находилось количество вагонов, превышающее вместимость путей, что нарушение технологических сроков оборота вагонов повлекло такую занятость путей, что сделало невозможным прием приходящих в адрес Ответчика вагонов.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит повторно к выводу о том, что состав находился на путях общего пользования по независящим от ответчика обстоятельствам и данный простой не подлежит оплате ответчиком.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о недоказанности истцом правомерности предъявления к ответчику требования о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 120 196,80 руб., в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении иска в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом по следующим основаниям.
Взимание платы за нахождение вагонов на путях общего пользования возможно по двум основаниям.
Первым основанием служит заявка от грузополучателя на основании договора на оказание услуг по размещению груженных и (или) порожних грузовых вагонов на ж/д путях общего пользования. ЗАО "Таманьнефтегаз" и ОАО "РЖД" заключили такой Договор N 491/2/ТНГ-1500/6-16 от 17.11.2016 г.
Услуга оказывается по заявке клиента (ЗАО "Таманьнефтегаз") для обеспечения бесперебойной работы предприятия Клиента при невозможности нахождения груза на территории предприятия Клиента; исключения единовременного прибытия большого количества вагонов; накопление груза в пути следования под судовую партию и т.д.
В данном случае ответчик является инициатором оставления вагонов от движения и пребывания их на путях общего пользования.
По составам, указанным в исковом заявлении, ответчик заявок по договору истцу не направлял, услугу по размещению составов на путях общего пользования не заказывал.
Второе основание - это инициатива ОАО "РЖД" в случае, когда станция не может принять поступающее грузополучателю количество вагонов.
В соответствии со ст. 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
-ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
-нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
-задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
-задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Истец указывает, что в момент прибытия поезда на станцию Вышестеблиевская составлены акты общей формы в соответствии с п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 26 (Правила N 26).
В п. 4.7. Правил N 26 указано, что перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, В котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции".
Кроме того, обязанность по передаче актов общей формы грузополучателю на станции назначения, закреплена в пп. 3.2.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003 (Правила N 45).
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В нарушение указанных положений, а также ч. 19 ст. 39 УЖТ РФ представители истца станция Вышестеблиевская, акты общей формы, составленные по прибытии поезда на станцию назначения с расчетом платы ответчику (грузополучателю) не передавали.
Истцом подтверждения передачи указанных документов ответчику в материалах дела отсутствуют.
В представленных в материалы дела актах общей формы в качестве причины отставления составов от движения указан код "01" "по причине неприема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей путей необщего пользования".
В силу п. 3.2. Распоряжения ОАО "РЖД" от 04.09.2012 N 1764р (ред. от 19.09.2018) "Об утверждении формы внутренней статистической отчетности ДО-5ВЦ "Отчет о наличии задержанных в продвижении составов грузовых поездов и вагонов в них" "На причину по коду классификатора 01 относятся поезда, задержанные на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причине занятости вагонами, предназначенными для грузополучателей, владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, станционных путей на станции Назначения; занятости вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах Общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей; Занятости вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшей из-за нарушения Грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов".
То есть, начисление платы по коду 01 возможно только в том случае, если нарушение технологических норм погрузки и выгрузки привели к невозможности приема железнодорожной станцией новых составов ввиду ее загруженности (превышения вместимости путей).
Акты общей формы составлены с нарушением п/п 1 п. 3.2.4 Правил N 45: в актах отсутствует подпись представителя грузополучателя.
Акты общей формы, свидетельствующий об отказе от подписи представителя грузополучателя, также составлены с нарушением пп 4 п. 3.2.4 Правил N 45.
Акты общей формы не были вручены представителю грузополучателя на подписание, о чем свидетельствует отсутствие места для проставления подписи уполномоченного представителя, также в акте отсутствуют записи, предусмотренные п. 3.2.4 Правил N 45 и указанные выше.
Данные документы составлены в одностороннем порядке в нарушение требований нормативных актов ОАО "РЖД".
Истец, ссылаясь на нарушение ответчиком технологического срока оборота вагонов в период предполагаемого прибытия вагонов в установленный срок, приводя в качестве доказательств ведомости подачи и уборки вагонов, не обосновал, что указанное нарушение повлекло невозможность приема ответчиком прибывающих в его адрес вагонов в силу занятости путей.
Все вагоны были задержаны на промежуточных станциях в отсутствие заявлений (уведомлений) ответчика о невозможности приема вагонов во время их прибытия согласно транспортным железнодорожным накладным.
Ссылка истца на эксплуатацию пути необщего пользования согласно договору, в котором установлен технологический срок оборота вагонов, также не подтверждает позицию истца. В п. 15 договора указано, что ответчик оплачивает истцу плату за нахождение вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, при этом причин для неприема спорных составов не было, терминал принимал составы в спорные периоды и не отказывался принимать спорные составы.
В соответствии с п. 5 и 6 договора подача вагонов на пути необщего пользования осуществляется круглосуточно, при этом перевозчик уведомляет владельца пути необщего пользования о подаче вагонов за 2 часа по телефону с внесением записи в книгу уведомлений. Истцом в материалы дела не представлены уведомления о подаче вагонов на пути необщего пользования, на которые ответчик ответил отказом.
Само по себе превышение технологического срока оборота вагонов не влечет платы за простой вагонов на путях общего пользования ни в соответствии с договором, ни по применяемому коду 01 для отставления вагонов от движения. Необходимо, чтобы из-за нарушения норм технологического оборота вагонов терминал не был в состоянии принимать пребывающие составы в связи с загруженностью путей.
Истец не представил доказательства, подтверждающие, что на момент задержки вагонов на промежуточных станциях на путях истца находилось количество вагонов, превышающее вместимость путей, что нарушение технологических сроков оборота вагонов повлекло такую занятость путей, что сделало невозможным прием приходящих в адрес ответчика вагонов.
Поскольку истец, ссылаясь на наличие причин неприема вагонов, зависящих от ответчика, не представил надлежащие и достаточные доказательства, свидетельствующие о невозможности приема спорных вагонов грузополучателем, исковые требования заявлены необоснованно.
Требование о взыскании платы за нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций может быть удовлетворено лишь при доказанности указанных обстоятельств в совокупности, свидетельствующих о вине грузополучателя (ответчика) в неприеме вагонов на станции назначения.
Истцом не представлено доказательств невозможности приема спорных вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, в соответствии с требованиями ст. ст. 65, 68 АПК РФ. При этом само по себе нарушение технологического срока оборота вагонов без установления последствий этого превышения (в виде влияния на занятость станционных путей и/или путей необщего пользования) не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Доводы о правомерности отставления вагонов от движения в связи с нарушением ответчиком сроков оборота вагонов документально не подтверждены. Истцом в материалы дела представлены памятки приемосдатчиков и железнодорожные ведомости подачи/уборки вагонов, подтверждающие нахождение вагонов на путях необщего пользования ответчика, но вместе с тем, истцом не предоставлены доказательства того, что увеличение сроков оборота вагонов повлекло невозможность приема поездов станцией Вышестеблиевская и продвижение поездов, следующих к станции назначения Вышестеблиевская. Доказательств того, что Ответчик не принимал вагоны, поданные Истцом, не представлено, акты общей формы, в которых были бы зафиксированы факты задержки вагонов на ж/д станции назначения (иных вагонов) в ожидании подачи по зависящим от грузополучателя причинам на момент отставления от движения спорных вагонов ответчика, истцом не представлены.
Таким образом, отсутствуют доказательства фактов задержек поездов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, а ссылка истца на вину грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях является несостоятельной.
Требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на отыскиваемую сумму задолженности в порядке положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, носят дополнительный (акцессорный) характер, поэтому отказ в удовлетворении требования истца о взыскании задолженности влечет отказ в удовлетворении и требования о начислении процентов на сумму задолженности.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2021 по делу N А32-14313/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14313/2020
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ЗАО "Таманьнефтегаз"