г. Красноярск |
|
14 июля 2021 г. |
Дело N А33-16356/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" июля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.
судей: Шелега Д.И., Юдина Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.
в отсутствии лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО УК "Наш город" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" апреля 2021 года по делу N А33-16356/2019
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "Наш город" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 1 198 674,94 руб., неустойки за период с 11.02.2019 по 13.05.2019 в размере 45 434,52 руб.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 10.07.2020 возбуждено производство по делу.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.04.2021 исковые требования удовлетворены в части, с ответчика в пользу истца взыскано 1 198 674,94 руб. задолженности, 26 381,33 руб. неустойки, 25 051 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, с учетом представленных к ней дополнений.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что от ответчика поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с отпуском представителя.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине, а также в случае, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Таким образом, отложение судебного заседания является правом, а не обязанностью суда. Ходатайство об отложении судебного разбирательства мотивировано невозможностью участия представителя заявителя в данном судебном заседании. При этом апеллянтом не указаны те обстоятельства, в силу которых ответчик считает свое участие в заседании суда обязательным, а рассмотрение апелляционной жалобы в его отсутствие невозможным.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что невозможность участия представителя в судебном заседании не исключает возможности участия другого представителя заявителя либо непосредственно самого заявителя, при этом, суд не признавал обязательной явку ответчика.
Ходатайство об участии в судебном заседании в режиме видеосвязи онлайн заявителем не заявлялось. В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении, рассматривает жалобу в отсутствие представителя ответчика.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 21.05.2018 N 1/973од статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края присвоен обществу с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис".
Соглашением о расторжении соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края от 05.03.2019 заключенным между министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и обществом с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис" установлено, что в целях предотвращения чрезвычайной ситуации, вызванной отсутствием в Лесосибирской технологической зоне регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, общество "Планета-сервис" исполняет функции регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Лесосибирской технологической зоны Красноярского края до дня, определенного соглашением, заключенным Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.
Тридцать первого января 2019 года истец передал ответчику проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.01.2019 (далее - договор) (получен управляющей компанией 31.01.2019, что подтверждается отметкой на сопроводительном письме от 31.01.2019 N 48).
Согласно пункту 2.1 договора по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре (приложение N 1), и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель - управляющая компания обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (приложение N 1). Порядок определения стоимости услуг определен в разделе 3 договора и в приложении N 2 договора.
В соответствии с пунктом 3.1 договора под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц.
Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, составляющего 1345,71 руб. Размер ежемесячной платы по договору определяется с учетом цены, утвержденного в установленном порядке норматива накопления отходов на одного проживающего и количества проживающих в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет потребитель - управляющая компания. Размер ежемесячной платы по договору указан в Приложении N 2 к настоящему договору (пункт 3.2 договора).
Окончательный расчет с региональным оператором производится потребителем - управляющей компанией не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца на основании универсальных передаточных документов, выставляемых региональным оператором. Счета, универсальные передаточные документы выставляются региональным оператором с учетом информации о количестве проживающих в многоквартирном доме управляющей компании по состоянию на начало расчетного периода. Указанная информация предоставляется потребителем - управляющей компанией региональному оператору в виде справки не позднее последнего числа очередного расчетного периода (пункт 3.3 договора).
Согласно пункту 3.12 договора сверка расчетов по настоящему договору производится региональным оператором и потребителем - управляющей компанией не чаще чем один раз в квартал, не реже чем один раз в год по инициативе одной их сторон путем составления и подписания соответствующего акта.
Согласно пункту 3.13 договора сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление. телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-коммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. Другая сторона обязана подписать акт сверки взаимных расчетов, направленный в течение трех рабочих дней со дня его получения или представить мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта акта сверки расчетов.
Согласно пункту 8.6 договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем - управляющей организацией обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя - управляющей организации уплаты нестойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Тридцать первого января 2019 года ответчик возвратил истцу договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.01.2019 N 141900000235, счет на оплату от 31.01.2019 N 73 (единая услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами за январь 2019 года), счет-фактуру от 31.01.2019 N229 (единая услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами за январь 2019 года) на 432 713,05 руб. в связи с тем, что, по мнению управляющей компании, ресурсоснабжающая организация должна начислять и взимать плату самостоятельно.
Истцом были оказаны ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, объем и стоимость которых отражены в универсальных передаточных документах от 31.01.2019 N 229 на сумму 432 713,05 руб., от 28.02.2019 N 1482 на сумму 432 713,05 руб., от 31.03.2019 N 2721 на сумму 432 713,05 руб.
Ответчиком произведена частичная оплата услуг оказанных истцом по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 99 464,21 руб., что подтверждается платежным поручением от 19.03.2019 N 72.
Истец направил ответчику претензию от 16.04.2019 N 153, в которой предложил ответчику произвести оплату задолженности по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 1 198 674,94 руб., а также начисленную по состоянию на 16.04.2019 сумму неустойки в размере 26 199,00 руб. в течение 10 дней с даты получения претензии.
Согласно данным отслеживания почтовых отправлений на сайте "Почта России" претензия (почтовое отправление N 66001834001474) получена ответчиком 23.04.2019.
Ответчик отказался произвести оплату задолженности оказанных услуг (письмо от 14.05.2019 N 627). В обоснование отказа ответчик указал, что типовой договор между обществом с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис" и обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш город" не заключен, ответчик полагает, что на основании пункта 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных между региональным оператором и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, такие услуги предоставляются региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым в порядке, предусмотренным пунктом 6, подпунктом 3 пункта 7 настоящей статьи, а именно: с собственниками помещений в многоквартирных домах.
В связи с тем, что ответчик отказался от оплаты задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности в размере 1 198 674,94 руб., неустойки, начисленной за период с 11.02.2019 по 13.05.2019 в размере 45 434,52 руб.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частями 1, 4, 5 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, в том числе по основанию нарушения условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09 2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".
В силу пункта 41 Правил N 1156 юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано, в том числе исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.
На основании приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 21.05.2018 N 1/973-од ООО "Планета-сервис" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края на 10 лет, учитывая результаты конкурсного отбора (протокол конкурсной комиссии от 07.03.2018 N3).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.12.2018 по делу N А33-17516/2018, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019, признан недействительным конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края (протокол конкурсной комиссии от 07.03.2018 N 3). Признано недействительным соглашение от 21.05.2018 N 3 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края, заключенное Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО "Планета-Сервис". Основанием для признания торгов и соглашения недействительными послужил, в том числе факт представления ООО "Планета-Сервис" в подтверждение исполнения обязанности по предоставлению обеспечения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края банковской гарантии ПАО "БИНБАНК" от 26.04.2018 N 18777-447-174904 на сумму 25 154 299 руб. 50 коп., которая банком не выдавались, следовательно, соглашение с ООО "Планета - Сервис" заключено в отсутствие предоставленного обеспечения исполнения обязательств по соглашению.
Соглашением о расторжении соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края от 05.03.2019, заключенным между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО "Планета-сервис", в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, вызванной отсутствием в Лесосибирской технологической зоне регионального оператора по обращению с ТКО, на ООО "Планета-сервис" возложено исполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на Лесосибирской технологической зоне Красноярского края до дня заключения договора с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.
С учетом вышеизложенного, ООО "Планета-сервис" в период с 01.01.2019 по 31.03.2019 фактически оказывало услуги по обращению с ТКО.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Частью 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (пункт 8(5) Правил N 1156).
В силу пункта 8(17) Правил N 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Двадцать шестого декабря 2018 года общество "Планета-сервис" опубликовало в газете "Наш Красноярский край" N 96/1079 (стр. 77) (сайт газеты - gnkk.ru), а также разместило на своем официальном сайте (кашалот24.рф.) публичный договор (предложение о заключении договора) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (публичная оферта).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
В связи с тем, что в указанный в пункте 8.17 Правил N 1156 срок ООО УК "Наш город" не направило заявку и соответствующие документы на заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору - ООО "Планета-сервис", суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что договор считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156.
Учитывая вышеизложенное, довод ответчика о том, что между истцом и ответчиком не заключался какой-либо договор на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованный.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствовало истцу оказывать услуги в соответствии с типовым договором. Действующее правовое регулирование предусматривает, что в отсутствие надлежащим образом оформленного договора ответчик, от деятельности которого образуются ТКО, обязан вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО по утвержденным тарифам и нормам потребления. Таким образом, обязанность оплаты услуг по обращению с ТКО не зависит от факта заключения договора, а исполняется в силу закона.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
Кроме того, согласно пункту 8.18 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Факт оказания услуг подтверждается универсальными передаточными документами от 31.01.2019 N 229 на сумму 432 713,05 руб., от 28.02.2019 N 1482 на сумму 432 713,05 руб., от 31.03.2019 N 2721 на сумму 432 713,05 руб. за период с января по март 2019 года с указанием объема и стоимости выполненных услуг.
Ответчиком произведена частичная оплата услуг оказанных истцом по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 99 464,21 руб. (платежное поручение от 19.03.2019 N 72).
Доказательств неисполнения (ненадлежащего исполнения) истцом обязательств по обращению с ТКО в материалы дела не представлено (в спорный период ответчик не обращался к истцу с какими-либо претензиями относительно нарушения истцом условий договора, в том числе с претензиями по качеству и объему оказанных услуг), в связи с чем, услуги по обращению с ТКО, образуемые в результате хозяйственной деятельности ответчика, считаются оказанными и принятыми в полном объеме.
Пунктом 1 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности, в том числе регулированию подлежит единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В соответствии с приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 N 664-в тариф на услуги истца в период с 1.01.2019 по 31.12.2019 составляет 1345,71 руб. Согласно приказу Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края N 1-3126-ОД от 29.12.2018 для жилого фонда г.Лесосибирска вне зависимости от степени благоустроенности норматив накопления твердых коммунальных отходов, образованных одним человеком, в месяц составляет 0,05 куб. метров.
Объем твердых коммунальных отходов определяется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов или исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 15 типового договора).
Плата за услуги, оказанные в период с января по март 2019 года, определена истцом с учётом представленных управляющей компанией сведений о количестве проживающих человек в размере 432 713,05 руб. в месяц.
Пунктом 6 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказаны услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик не представил доказательств оплаты оказанных услуг (погашения задолженности), в связи, с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование о взыскании долга в полном объеме.
Доводы ответчика со ссылкой на то, что ООО УК "Наш город" транспортировало ТКО на временную площадку г. Енисейска весь объем отходов, который выставляется истцом в оплату в рамках настоящего дела, что подтверждается обстоятельствами, установленными в ходе рассмотрения дела N А33-21166/2019, являются несостоятельными, поскольку из обстоятельств, установленных судами в рамках дела N А33-21166/2019, указанного не следует, документального подтверждения доводов ответчик в очередное заседание не представил, несмотря на то, что суд апелляционной инстанции предлагал ему документально обосновать свою позицию, вопреки доводам ответчика обстоятельства, установленные в рамках дела N А33-21166/2019 не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку ООО "Планета-Сервис" при рассмотрении указанного дела не участвовало, данный судебный акт в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
Более того, оказанные ООО УК "Наш город" услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов IV-V класса опасности, что было установлено в деле N А33-21166/2019, были осуществлены им в качестве исполнителя в рамках заключенного с ООО "Чистый город Красноярск" договора N0005ЛТЗ.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции вызывает сомнение тот факт, что один и тот же объем твердых коммунальных отходов мог быть транспортирован в рамках разных договоров одним и тем же исполнителем. Кроме того, данный довод не заявлялся в суде первой инстанции.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки за период с 11.02.2019 по 13.05.2019 в размере 45 434,52 руб.
При проверке обоснованности предъявленного требования о взыскании неустойки суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Статьей 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" предусмотрено, что до 01.01.2021 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 06.04.2020.
Согласно пункту 5 названного постановления взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт приостановлено до 01.01.2021.
Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Указанное соответствует разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Обзоре N 2 судебной практики, связанной с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020.
Поскольку неустойка предъявлена истцом за период с 11.02.2019 по 13.05.2019, оснований для применения моратория у суда первой инстанции обосновано не имелось.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 22 типового договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Частично удовлетворяя заявленные требования в указанной части, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом положений пункта 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации просрочка ответчика по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за январь 2019 года возникла с 12.02.2019, за февраль 2019 года - с 12.03.2019, за март 2019 года - с 11.04.2019.
Кроме того, истцом неверно определена ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно установил, что общая сумма неустойки за период с 12.02.2019 по 13.05.2019 составила 26 381,33 руб.
Указанный судом первой инстанции расчет повторно проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным.
Учитывая, что материалами дела подтверждается просрочка исполнения обязательства ответчиком по оплате оказанных услуг, требование о взыскании неустойки правомерно были признаны судом первой инстанции подлежащими удовлетворению в указанной части.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что всем доводам заявителя жалобы дана надлежащая оценка судом первой инстанции, несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о существенных нарушениях норм права, повлиявших на исход дела.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "09" апреля 2021 года по делу N А33-16356/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-16356/2019
Истец: ООО "ПЛАНЕТА-СЕРВИС"
Ответчик: ООО Управляющая компания "Наш город"
Третье лицо: Министерство тарифной политики Красноярского края, Министерство тарифной политики Красноярского края, министру Пономаренко М.Ю., Герасимов Евгений Николаевич, Лесосибирский городской суд
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6054/2021
14.07.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2988/2021
09.04.2021 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16356/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-16356/19