г. Челябинск |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А07-30768/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Баканова В.В., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кисловым А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ-СЕРВИС" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.04.2021 по делу N А07-30768/2020.
Акционерное общество "Водоснабжающая компания" (далее - АО "ВСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ-Сервис" (далее - ООО УК "ЖКХ-Сервис", ответчик) о взыскании 1 438 276 руб. 81 коп. задолженности.
Решением суда от 29.04.2021 исковые требования удовлетворены (т. 1 л.д. 147-157).
Не согласившись с принятым решением суда, ООО УК "ЖКХ-Сервис" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение в части размера задолженности, подлежащей взысканию и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить частично, взыскав с ООО УК "ЖКХ-Сервис" в пользу АО "ВСК" задолженность в размере 1 435 064 руб. 17 коп. Заявителем жалобы оспаривается часть задолженности в размере 3 212 руб. 64 коп. за отпуск холодной воды и прием сточных вод в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) N 45а по пр. Ленина, N 23 по ул. Заводская, N 140 по ул. Худайбердина, N 66 по ул. Одесская, N 6 по ул. Менделеева, N 4 по ул. К. Либкнехта в г. Стерлитамак.
Согласно показаниям АО "ВСК", представленным в расчетах объемов коммунального ресурса, подлежащего оплате ООО УК "ЖКХ-Сервис" за сентябрь 2020 в разделе "объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем", следует, что истец необоснованно навязывает ответчику к оплате разницу между объемами коммунального ресурса, определенного по показанию общедомового прибора учета (ОДПУ) и объема, подлежащего оплате потребителями.
Податель жалобы отмечает, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354) устанавливают запрет на предъявление потребителям коммунальных услуг к оплате стоимости сверхнормативного объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в расчетном периоде, в котором образовался такой сверхнормативный объем.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.11.2016 между АО "ВСК" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО УК "ЖКХ-Сервис" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 2081 (т. 1 л.д. 20-29), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из системы холодного водоснабжения холодную питьевую воду для оказания абонентом коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и осуществить прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался оплачивать холодную воду (питьевую) установленного качества в объеме, определенном договором, соблюдать режим водоотведения нормативы по объему и составу отводимых ы централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования у составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, соблюдать режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно п. 6 договора оплата осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с п. 10 договора расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 15-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, счетов-фактур, счетов-извещений выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Во исполнение условий договора, в сентябре 2020 истец поставил ответчику холодную питьевую воду на общую сумму 1 438 276 руб. 81 коп., в подтверждение чего в материалы дела представлены акт оказанных услуг от 30.09.2020 N 15360, и выставленный на его основании счет-фактура от 30.09.2020 N 18298 (т. 1 л.д. 37-38).
В материалы дела истцом также представлены акты, составленные представители истца и ответчика, о количестве полученной питьевой воды сброшенных сточных водах (т. 1 л.д. 39-52).
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения в сентябре 2020, истец направил в его адрес претензию от 23.10.2020 с требованием погашения задолженности (т. 1 л.д. 53), а впоследствии обратился в арбитражный суд с исковым заявлением. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
По смыслу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.
Поскольку ООО УК "ЖКХ-Сервис" приобретало ресурсы не с целью перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, к спорным правоотношениям подлежат также применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, что не может рассматриваться как нарушение прав последней.
Указанная правовая позиция также сформулирована в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 по делу N АКПИ17-943.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе акт оказанных услуг от 30.09.2020 N 15360, принимая во внимание отсутствие доказательств потребления услуг в ином объеме, суд первой инстанции признал доказанным и установленным факт оказания истцом ответчику услуг водоснабжения и водоотведения в спорный период, в связи с чем, учитывая статус ответчика в отношении МКД (управляющая организация), пришел к правильному выводу о наличии у ООО УК "ЖКХ-Сервис" обязанности по оплате стоимости поставленного ресурса в заявленном размере 1 438 276 руб. 81 коп.
Возражения ответчика относительно представленного истцом расчета подлежат отклонению как противоречащие нормам материального права, в том числе, изложенным в настоящем постановлении. Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции признал правильным определение истцом объема и стоимости ресурса, отпущенного в целях содержания общедомового имущества МКД, оборудованных ОДПУ. Расчет АО "ВСК" соответствует подпункту "а" пункта 21 Правил N 124.
Довод подателя жалобы о том, что объем коммунального ресурса на содержание общедомового имущества должен определяться исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов, судом отклоняется как противоречащий нормам действующего законодательства.
Порядок расчета размера платы коммунальных услуг на общедомовые нужды установлен в Правилах N 354.
Пунктом 44 указанных Правил определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к правилам, то есть как произведение объема коммунального ресурса, определенного на основании показаний приборов учета на тариф, на соответствующий коммунальный ресурс.
Таким образом, при наличии ОДПУ расчет объема поставленного коммунального ресурса должен определяться по его показаниям.
Ссылки ООО УК "ЖКХ-Сервис" на нарушение прав собственников жилых помещений судом апелляционной инстанции отклоняются исходя из следующего.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Закрепленный абзацем вторым пункта 44 Правил N 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что согласуется с требованиями части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С учетом системного толкования части 1 статьи 161, частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что законодатель, возлагая на лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, обязанность по оплате превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, фактически возложил на него последствия ненадлежащего исполнения управляющей организацией мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, в том числе надлежащему содержанию общедомового имущества (инженерных коммуникаций), выявлению несанкционированного подключения, безучетного потребления коммунальных услуг, контролю за правильностью определения объема коммунальных ресурсов в помещениях, где индивидуальные приборы учета отсутствуют.
Учитывая изложенное, ограничение платы, вносимой гражданами-потребителями в соответствии с пунктом 40 Правил N 354 в качестве платы за коммунальные ресурсы (услуги), потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, не распространяется на управляющие организации.
Из материалов дела не следует, что собственниками помещений в спорных МКД принято решение о распределении сверхнормативного объема потребления ресурса между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
Таким образом, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств принятия собственниками помещений такого специального решения общего собрания (статья 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции правомерно отнес соответствующие расходы на управляющую организацию.
Выводы суда соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.11.2018 N 306-ЭС18-10584.
Объем сточных вод в расчетах между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и исполнителем коммунальных услуг по водоотведению определен по расчетной формуле, как сумма холодной и горячей воды, поданной в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета сточных вод Vст=Vхвс+Vгвс в полном соответствии с подпунктом 4 пункта 21 Правил N 124. Начисление объема стоков от горячей воды произведено на основании данных, предоставленных ООО "БашРТС" в г. Стерлитамаке. Вопреки доводам жалобы в материалы дела представлены ответы истца и разъяснения по порядку и способу начисления платы за водоснабжение и прием сточных в целях содержания общедомового имущества. При указанных обстоятельствах следует согласиться с примененным истцом способом определения ресурса в отношении спорных домов. Расчет объемов сточных вод по горячему водоснабжению (ГВС) производился истцом за сентябрь 2020 по данным представленным ООО "БашРТС" в г. Стерлитамаке. Таким образом, истец правомерно в сентябре 2020 произвел начисление платы за прием сточных вод от горячего водоснабжения на основании данных, представленных ООО "БашРТС" в соответствии с подпунктом "в" пункта 21 Правил N 124.
Дополнительно суд апелляционной инстанции отмечает, что правоотношения сторон урегулированы заключенным договором, согласно пункту 18.3 которого, именно абонент обязан обеспечивать учет и получаемой холодной воды и отводимых сточных вод, и согласно пункту 19.3 договора абонент вправе инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
Действуя активно, добросовестно, разумно, осмотрительно, как требовалось от него по характеру обязательства, ответчик имел возможность своевременно, при наличии разногласий принять меры к выяснению, получению необходимых ему сведений, чего сделано не было.
Уважительность такого бездействия ООО УК "ЖКХ-Сервис" также не подтверждена.
Из материалов дела следует, что истец своевременно предоставлял ответчику ответы и разъяснения в письмах N 1540 от 14.08.2017; N 2243 от 29.11.2017; N 516 от 26.03.2018; N 776 от 03.05.2018; N 980 от 04.06.2018; N 1041 от 13.06.2018; N б/н от 17.08.2018; N б/н от 17.10.2018; N б/н от 26.10.2018; N б/н от 25.01.2019; N 372 от 05.03.2019; N б/н от 16.07.2019.
Контррасчет ответчика, при установленных конкретных обстоятельствах дела, не свидетельствует о необоснованности произведенного истцом расчета и незаконности выводов суда первой инстанции.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО УК "ЖКХ-Сервис"- без удовлетворения. Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.04.2021 по делу N А07-30768/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖКХ-СЕРВИС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30768/2020
Истец: АО ВОДОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖКХ-СЕРВИС"