г. Санкт-Петербург |
|
14 июля 2021 г. |
Дело N А21-1219/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17449/2021) ООО "АВС ТРАНС 39" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.04.2021 по делу N А21-1219/2021 (судья И.С.Сергеева), принятое
по заявлению ООО "АВС ТРАНС 39"
к Кингисеппской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АВС ТРАНС 39" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Кингисеппской таможни (далее - Таможня, административный орган) от 28.01.2021 г. N 10218000-675/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением суда от 21.04.2021, принятым в порядке упрощенного производства, оспариваемое постановление Кингисеппской таможни отменено в части назначения Обществу административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, который заменен на предупреждение.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным постановление Таможни. Податель жалобы указывает на отсутствие события вмененного правонарушения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, к автомобильно-железнодорожному паромному комплексу (АЖПК) морского порта Усть-Луга прибыл паром "Балтийск", следовавший из Особой экономической зоны (ОЭЗ) г. Калининград на остальную часть Российской Федерации, на борту которого находилось автотранспортное средство марки "IVECO", регистрационный номер Р378СВ39.
Порт погрузки - Балтийск, порт выгрузки - Усть-Луга.
По результатам исследования документов Таможней выявлено, что перемещаются товары (личные вещи по описи от 31.10.2020) согласно морской накладной от 31.10.2020 N 210298 и заявления N 10012070/311020/П000090 с описью товаров, в которой указано наименование товаров и их количество (в кг).
Отправителем и в то же время получателем товаров указано ООО "АВС ТРАНС 39" (адрес государственной регистрации: 238050 Калининградская обл., г. Гусев).
Перевозимые товары (бывшие в употреблении личные вещи) принадлежат физическому лицу Рухлиной М. А..
При прибытии перевозчиком ООО "АВС Транс 39" в таможенный орган представлены следующие документы: морская накладная от 31.10.2020 N 210298, заявление N 10012070/311020/П000090 о завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны при вывозе с территории Калининградской области товаров в связи с переселением на постоянное место жительства на остальную часть Российской Федерации с описью товаров (далее - Заявление).
Согласно Заявлению перевозился товар - "личные вещи, бывшие в употреблении", 437 мест, 4897 кг.
20.11.2020 г. отделом проверки деятельности лиц Кингисеппской таможни на основании поручения на таможенный досмотр от 09.11.2020 проведен таможенный досмотр после выпуска товаров, перемещаемых ООО "АВС ТРАНС 39".
В ходе таможенного досмотра (акт таможенного досмотра N 10218000/210/201120/А000035) и при взвешивании товара было установлено, что фактический вес всех товаров составил 6683,08 кг, что на 1786,08 кг больше против заявленного (4897 кг) в описи.
Кроме того, были обнаружены товары, не заявленные в описи к заявлению N 10012070/311020/П000090, а именно: в грузовом отделении, в сумках и коробках, согласно описи N 95, 96,99, 102, 112, 115, 118, 119, 122, 125, 127, 136, 350, среди бывших в употреблении вещей находилась алкогольная продукция в запечатанных бутылках, разных по объему, различных наименований и производителей в количестве 50 бутылок и 7 наборов (из которых 14 ед.- без акцизных марок, 5 ед.- имеют наклейку "Duty free", а остальные имеют российские акцизные марки разного года выпуска), общим объемом 39,574 литра.
Более того, отделом проверки в грузовом отделении, а также в кабине транспортного средства обнаружены и иные, не заявленные в описи к заявлению N 10012070/311020/П000090 товары (в том числе товары иностранного производства), для выращивания растений закрытым способом) - 5 мест общим весом брутто 44,65 кг.
По данному факту Таможней в отношении Общества было вынесено определение от 27.11.2020 г N 10218000-675/2020 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
На основании выявленного нарушения 18.12.2020 Таможней составлен протокол об административном правонарушении N 10218000-675/2020
28.01.2021 административным органом вынесено постановление N 10218000-675/2020 о привлечении Общества к ответственности по названной статье и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением таможенного органа, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, вместе с тем усмотрел основания для замены административного штрафа на предупреждение.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Перемещение товаров с особой экономической зоны, расположенной в Калининградской области, на остальную часть Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ), 14, 15 и 43 глав Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и приказа ФТС России от 2 февраля 2018 г. N 139 "О временном порядке завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров для личного пользования, вывозимых физическими лицами, постоянно проживавшими на территории Калининградской области, переселившимися с территории Калининградской области на постоянное место жительства на остальную часть территории Российской Федерации, а также военнослужащими и должностными лицами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, убывающими с территории Калининградской области на новое место службы на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза".
Положениями статьи 8 Федерального закона N 16-ФЗ установлено, что в отношении товаров Евразийского экономического союза, перемещаемых с территории Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза, совершаются таможенные операции, связанные с подтверждением их статуса как товаров Евразийского экономического союза, путём представления в таможенный орган документов, установленных правом Евразийского экономического союза и (или) настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 16.3 Федерального закона N 16-ФЗ в отношении товаров, вывозимых с территории Особой экономической зоны, совершаются таможенные операции, связанные с подтверждением их статуса как товаров Евразийского экономического союза. Такие таможенные операции совершаются до начала морской перевозки таможенным органом, в регионе деятельности которого находится место начала морской перевозки товаров с территории Особой экономической зоны на остальную часть территории Российской Федерации.
Для совершения таможенных операций с товарами, связанных с подтверждением их статуса как товаров Евразийского экономического союза, заинтересованным лицом в таможенный орган для таможенных целей представляются документы, подтверждающие статус товаров как товаров Евразийского экономического союза, и коммерческие, транспортные (перевозочные) документы с описью представленных документов либо составленная в произвольной форме опись товаров (в случае, если такие товары перевозятся в личном багаже пассажира без коммерческих, транспортных (перевозочных) документов). Данные документы должны содержать следующие сведения:
1) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, являющихся отправителями товаров;
2) наименование товаров, количество мест, вес брутто, вид упаковки, стоимость;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица, являющихся получателями товаров;
4) наименования пункта погрузки и пункта выгрузки товаров.
По завершении таможенным органом таможенных операций, связанных с подтверждением статуса товаров как товаров Евразийского экономического союза, уполномоченным должностным лицом таможенного органа на коммерческих, транспортных (перевозочных) документах и описи представленных документов либо на описи товаров проставляется отметка: "Товар ТС. Вывоз разрешен", заверяемая оттиском личной номерной печати с проставлением даты и подписи.
Товары, в отношении которых на коммерческих, транспортных (перевозочных) документах и описи представленных документов либо на описи товаров отсутствуют вышеуказанные отметки, не могут быть приняты перевозчиком к фактической перевозке морским транспортом на остальную часть территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 127 ТК ЕАЭС в зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории Союза, их вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза в отношении товаров применяются таможенные процедуры, в том числе свободная таможенная зона.
В соответствии с частью 1 статьи 201 ТК ЕАЭС таможенная процедура свободной таможенной зоны - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 207 ТК ЕАЭС действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено в случае утраты лицом, поместившим товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, статуса резидента (участника, субъекта) СЭЗ - в течение 6 месяцев со дня утраты лицом этого статуса.
В соответствии с частью 2 статьи 207 ТК ЕАЭС при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны декларантом товаров может выступать:
1) лицо, являвшееся декларантом товаров при их помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
2) резидент (участник, субъект) СЭЗ, которому в соответствии с пунктом 10 статьи 205 настоящего Кодекса переданы права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
3) лицо, которому в соответствии с пунктом 11 статьи 205 настоящего Кодекса переданы права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
4) резидент (участник, субъект) СЭЗ или лица, указанные в пункте 3 статьи 202 настоящего Кодекса, - в отношении товаров, находящихся на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ;
5) не являющееся резидентом (участником, субъектом) СЭЗ лицо, которому переданы права владения, пользования и (или) распоряжения товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, если действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны завершается в соответствии с подпунктом 3 пункта 5 или подпунктом 1 пункта 6 настоящей статьи.
Заявление о завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны N 10012070/311020/П000090 подано ООО "ABC ТРАНС 39".
В соответствии с пунктом 21 статьи 455 ТК ЕАЭС товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, могут быть вывезены без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны физическими лицами на остальную часть таможенной территории Союза в пределах стоимостных, весовых и (или) количественных норм, установленных в отношении товаров для личного пользования, в пределах которых они ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов (или с уплатой таможенных пошлин, налогов при превышении установленных норм в порядке, определенном главой 37 ТК ЕАЭС).
Более льготный порядок вывоза таких товаров установлен для физических лиц, ранее постоянно проживавших на территории единицы административно-территориального устройства, на которой создана такая СЭЗ, и переселившихся с территории единицы административно-территориального устройства, на которой создана такая СЭЗ, на постоянное место жительства на территорию государства-члена Союза.
Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении рассматриваемых товаров, завершается в порядке, установленном законодательством государства-члена Союза, на территории которого создана такая СЭЗ, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов вне зависимости от их таможенной стоимости и веса (пункт 23 статьи 455 ТК ЕАЭС).
Абзацем 8 пункта 23 статьи 455 ТК ЕАЭС установлено, что товары приобретают статус товаров Союза со дня завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
В Российской Федерации такой порядок определен приказом ФТС России от 02.02.2018 N 139 "О временном порядке завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров для личного пользования, вывозимых физическими лицами, постоянно проживавшими на территории Калининградской области, переселившимися с территории Калининградской области на постоянное место жительства на остальную часть территории Российской Федерации, а также военнослужащими и должностными лицами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, убывающими с территории Калининградской области на новое место службы на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза" (далее - Временный порядок), суть которого сводится к принятию таможенным органом решения о приобретении товарами статуса товаров Союза, при этом сам Временный порядок не ограничивает заинтересованных лиц (переселенца, членов его семьи, доверенного лица или перевозчика) в использовании различных видов транспортных средств, на которых будет осуществляться перемещение товаров.
Согласно положениям Временного порядка переселенцем или членом его семьи (при перевозке Товаров в сопровождаемом багаже) или доверенным лицом (при перевозке Товаров в сопровождаемом и несопровождаемом багаже), или перевозчиком (при перевозке Товаров в несопровождаемом багаже) (далее - заинтересованное лицо) в таможенный орган для целей совершения таможенных операций, связанных с приобретением Товарами статуса товаров ЕАЭС, подается заявление о завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны при вывозе с территории Калининградской области товаров в связи с переселением на постоянное место жительства или переводом на новое место службы на остальную часть Российской Федерации (далее - Заявление).
Заявление подается до фактического вывоза Товаров с территории Калининградской области таможенному органу, которому предъявлены товары и/или транспортные средства для проведения таможенного контроля, после фактического помещения товаров и/или транспортных средств в зону таможенного контроля.
Таможенный орган регистрирует Заявление и приложенные к нему документы в Журнале регистрации Заявлений.
Заявлению присваивается уникальный регистрационный номер, который заверяется оттиском личной номерной печати с проставлением времени принятия Заявления и подписи уполномоченного должностного лица таможенного органа.
Заявление, а также паспорт транспортного средства с отметками таможенного органа представляются таможенному органу убытия, расположенному на территории Калининградской области, для целей подтверждения статуса вывозимых Товаров как товаров ЕАЭС при их вывозе с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории ЕАЭС.
При принятии к морской перевозке товаров, которые перевозятся с одной части таможенной территории Союза на другую часть тамолсенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, у перевозчика в соответствии со статьей 16.3 Федерального закона N 16-ФЗ возникает обязанность по совершению таможенных операций в отношении таких товаров в части подтверждения их статуса. Без подтверждения такого статуса перевозка запрещена.
При вывозе товаров лицами, постоянно проживавшими на территории Калининградской области и переселившимися с территории Калининградской области на постоянное место жительства на остальную часть территории Российской Федерации, такие лица в соответствии с пунктом 6 Временного порядка в обязательном порядке должны подать заявление о завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны при вывозе с территории Калининградской области товаров в связи с переселением на постоянное место жительства или переводом на новое место службы на остальную часть Российской Федерации. При этом такое заявление они должны подать самостоятельно, посредством доверенного лица или перевозчика.
Частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность за заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования.
Объективную сторону правонарушения характеризует так же предоставление в таможенный орган иных недействительных документов, необходимых для осуществления транспортировки товара.
В данном случае таким документом является морская накладная 10012070/311020/А000090 со всеми приложениями.
Факт заявления Обществом в заявлении N 10012070/311020/П000090 и описи товаров к данному заявлению недостоверных сведений о них установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что образует событие вмененного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательств принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии вины заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности материалами дела наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ.
Судом также не установлено нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, отсутствие исключительности, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем суд первой инстанции усмотрел основания для замены административного штрафа на предупреждение.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 данного Кодекса.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер допущенного нарушения и степень вины нарушителя, а также отсутствие сведений об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность, суд первой инстанции заменил назначенное Обществу административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначение наказания в виде предупреждения в рассматриваемом случае отвечает принципам разумности и неотвратимости юридической ответственности и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобе не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21 апреля 2021 года по делу N А21-1219/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1219/2021
Истец: ООО "АВС ТРАНС 39"
Ответчик: Кингисеппская таможня