г. Владимир |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А43-848/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 12.07.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Родиной Т.С., Новиковой Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - индивидуального предпринимателя Харчёва Андрея Сергеевича - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом;
от ответчика (заявителя) - государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" - Гординской И.Д. по доверенности от 08.06.2021 сроком действия до 31.12.2022 (диплом БВС 0461971);
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Селезнева Сергея Александровича, общества с ограниченной ответственностью "Передвижная механизированная колонна "Сосновская", общества с ограниченной ответственностью "Дорожно-эксплуатационный участок" - полномочные представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.03.2021 по делу N А43-848/2020,
по иску индивидуального предпринимателя Харчёва Андрея Сергеевича (ОГРН 316527500046390, ИНН 525914855614) к государственному казенному учреждению Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" (ОГРН 1025202393886, ИНН 5257056163) о взыскании 263 408 руб.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Харчёв Андрей Сергеевич (далее - ИП Харчёв А.С., истец) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к государственному казенному учреждению Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" (далее - ГКУ НО "ГУАД") о взыскании 255 908 руб. стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, а также судебных расходов (7500 руб. расходов по проведению экспертизы, 20 000 расходов на оплату представителя, 174 руб. 32 коп. почтовых расходов и 8118 руб. расходов по оплате государственной пошлины).
Требования основаны на статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В обоснование иска указано, что 09.06.2019 в результате попадания автомобиля Skoda Fabia, государственный регистрационный знак В183ХЕ/199, принадлежащего Селезневу С.А., в яму произошло дорожно-транспортное происшествие. Автомобиль получил технические повреждения. Поскольку дорожно-транспортное происшествие стало возможным по вине организации, осуществлявшей ненадлежащее содержание находящегося в ее ведении имущества, истец обратился с иском о возмещении ущерба.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.03.2021 по делу N А43-848/2020 исковые требования ИП Харчёва А.С. удовлетворены: с ГКУ НО "ГУАД" в пользу ИП Харчёва А.С. взыскано 255 908 руб. материального ущерба, а также 7500 руб. расходов по оплате услуг независимой экспертизы, 20 000 руб. расходов на оплату услуг представителя и 8118 руб. расходов на уплату государственной пошлины. В части взыскания 174 руб. 32 коп. почтовых расходов отказано.
Не согласившись с принятым решением, ГКУ НО "ГУАД" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пунктов 2, 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что обязанность по организации дорожной деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения лежит на ГКУ НО "ГУАД". Считает, что ГКУ НО "ГУАД" является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку на основании контракта ответственность за содержание автомобильной дороги на спорном участке несет ООО "Дорожно-эксплуатационный участок".
Кроме того, заявитель считает, что истцом не доказана причинно-следственная связь между дорожно-транспортным происшествием и нарушением ГКУ НО "ГУАД" обязательств, предусмотренных уставом учреждения. Полагает, что со стороны водителя Селезнева С.А. имело место нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения, выразившееся в том, что водитель не принял мер для предотвращения происшествия. Также указывает, что административное производство в отношении ГКУ НО "ГУАД" не возбуждалось, акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги составлен инспектором ГИБДД без участия представителя организации, обслуживающей дорогу.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители истца и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В отзыве от 02.07.2021 истец указал, что с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца и третьих лиц.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Нижегородской области законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. По общему правилу привлечения к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения вреда необходимо установить совокупность условий: факт причинения вреда и его размер, вину лица, обязанного к возмещению вреда (противоправность поведения этого лица) и причинно следственную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Факт получения автомобилем Skoda Fabia, государственный регистрационный знак В183ХЕ/199, повреждений подтвержден материалами дела. Установлено, что 09.06.2019 водитель Селезнев С.А., управляя указанным автомобилем, принадлежащим ему на праве собственности, и следуя по 20 км автомобильной дороги Павлово-Сосновское-Лесуново-Мухтолово-Саконы 22 ОП РЗ 22К-0036, совершил наезд на яму. В результате этого транспортное средство получило механические повреждения. Данное обстоятельство подтверждается установочными данными водителей и транспортных средств, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 09.06.2019.
При этом установлено, что ямы, размеры которой составили 0,1 м - в глубину, 1 м - в длину и 0,55 м - в ширину, вторая 0,1 м - в глубину, 1,1 м - в длину и 08 м - в ширину - имеют отклонение от ГОСТА Р 50597-93, а автомобиль - повреждения переднего и заднего левых колес.
Согласно заключению ООО "Приволжский центр экспертиз" N 154-19/п, от 08.10.2019, стоимость восстановительного ремонта автомобиля Skoda Fabia, государственный регистрационный знак В183ХЕ/199, составила 255 908 руб. без учета износа.
Стоимость расходов истца по определению размера ущерба составила 7000 руб., по дефектовке транспортного средства в условиях СТО- 500 руб., почтовые расходы - 174 руб. 32 коп., и подтверждены документально: договором N 154-19/п на оказание возмездных услуг по оценке от 18.09.2019, актом приемки-сдачи выполненных работ от 08.10.2019, квитанцией к приходному кассовому ордеру от 18.09.2019, заказ-нарядом N 5578 от 18.09.2019, квитанцией к приходному кассовому ордеру от 18.09.2019, кассовыми чеками АО "Почта России" на сумму 174 руб. 32 коп.
На основании договора уступки права (требования) N 1510/19-К от 15.10.2019 Селезнев С.В. уступил ИП Харчёву А.С. право требования денежных средств в размере возмещения ущерба и убытков, возникших вследствие причинения механических повреждений автомобилю марки Skoda Fabia, государственный регистрационный знак В183ХЕ/199, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 09.06.2019 при движении по 20 км автомобильной дороги Павлово-Сосновское-Лесуново-Мухтолово-Саконы 22 ОП РЗ 22К-0036, с лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации возлагается обязанность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений.
Претензией от 23.11.2019 истец обращался к ответчику с требованием о возмещении материального ущерба. Не возмещение ответчиком ущерба послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Внутриквартальный проезд - это дорога, примыкающая к проезжим частям жилых и магистральных улиц, разворотным площадкам.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В целях реализация и в пределах компетенции государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства в Нижегородской области создано Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области. Компетенция данного министерства определена в Положении о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.10.2013 N 719.
В соответствии с данным положением основными задачами данного Министерства являются: реализация в пределах компетенции государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства в Нижегородской области, направленной на создание условий для предоставления безопасных и регулярных транспортных услуг, на содержание и развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и обеспечивающей свободное перемещение населения, товаров, работ и услуг, единство экономического пространства, транспортную и экологическую безопасность; обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения,
формирование дорожной инфраструктуры указанных дорог; развитие транспортной инфраструктуры и обеспечение соблюдения стандартов в сфере строительства, реконструкции и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с пунктом 3.24 Положения о Министерстве транспорта и
автомобильных дорог Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.10.2013 N 719, в целях реализации возложенных задач Министерство осуществляет функцию по обеспечению надлежащей организации выполнения и финансирования полного комплекса мероприятий по проектированию, содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Нижегородской области.
Согласно статье 3 закона Нижегородской области от 04.12.2008 N 157-3 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области" государственную политику Нижегородской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности осуществляет Правительство Нижегородской области. Оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения осуществляет уполномоченный Правительством Нижегородской области дорожный орган. Оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования местного значения осуществляют уполномоченные органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области дорожные органы.
Для целей Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области под дорожными органами понимаются организации, уполномоченные Правительством Нижегородской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области на осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального, межмуниципального значения или местного значения соответственно и решение иных вопросов дорожной деятельности.
Статья 7 закона Нижегородской области от 04.12.2008 N 157-3 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области" устанавливает, что к полномочиям дорожных органов Нижегородской области относится: оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения; проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения; участие в разработке государственных программ Нижегородской области по развитию транспортной системы Нижегородской области; учет автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения; принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и настоящим Законом.
Согласно пункту 1.3 Правил содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и создания и использования парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Нижегородской области, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.05.2013 N 318 "О правилах содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и создания и использования парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Нижегородской области" (далее - Правила содержания и ремонта автомобильных дорог в Нижегородской области) организацию работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог осуществляет ГКУ Нижегородской области "ГУАД".
Приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области N 174/од от 25.11.2014 утвержден устав ГКУ Нижегородской области "ГУАД", который устанавливает, что в рамках уставной деятельности ГКУ Нижегородской области "ГУАД" обеспечивает организацию работ по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Нижегородской области, а также: оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области; организацию дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание) в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области; выполнение функций государственного заказчика в установленном законом порядке в целях обеспечения осуществления дорожной деятельности в рамках государственных программ; контроля за состоянием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области и дорожных сооружений, соблюдением норм и правил пользования и охраны дорог, состоянием и использованием земель в полосах отвода дорог.
Пунктом 2.1. Правил содержания и ремонта автомобильных дорог в Нижегородской области предусмотрено, что работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог осуществляются подрядными организациями, выбранными в соответствии с нормами федерального законодательства в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
Согласно пункту 2.2. указанных Правил, организация работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог включает в себя следующие мероприятия: 1) составление ведомостей дефектов и намечаемых работ и технических заданий на содержание автомобильных дорог; 2) разработку сметных расчетов стоимости работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог (далее - сметные расчеты); 3) проведение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог; 4) приемку результатов выполненных исполнителями работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог.
Согласно Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области N 207 от 27.05.2008, указанная выше автомобильная дорога отнесена к собственности Нижегородской области и передана в оперативное управление ГКУ Нижегородской области "ГУАД".
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, ГКУ Нижегородской области "ГУАД" является лицом, которое должно осуществлять контроль за состоянием спорной дороги и устранение ям, в частности, в месте совершения дорожно-транспортного происшествия от 09.06.2019.
Доказательств, подтверждающих принятие ГКУ Нижегородской области "ГУАД" всех, зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения происшествия, а также, что данная дорога соответствует требованиям ГОСТА Р 50597-93 заявителем не представлено. Соответствующие знаки в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия своевременно установлены не были.
Согласно заключению специалиста ООО "Приволжский центр экспертиз" N 154-19/п, от 08.10.2019, стоимость восстановительного ремонта автомобиля Skoda Fabia, государственный регистрационный знак В183ХЕ/199, составила 255 908 руб. без учета износа. При этом специалистом установлено, что все повреждения, отраженные в акте осмотра указанного транспортного средства от 18.09.2019, относятся к рассматриваемому дорожно-транспортному происшествию.
Несение истцом расходов, связанных с проведением экспертизы по определению стоимости восстановительных работ, в сумме 7000 руб., по дефектовке транспортного средства в условиях СТО в сумме 500 руб., почтовых услуг в сумме 174 руб. 32 коп. подтверждено документально: договором N 154-19/п на оказание возмездных услуг по оценке от 18.09.2019, актом приемки-сдачи выполненных работ от 08.10.2019, квитанцией к приходному кассовому ордеру от 18.09.2019, заказ-нарядом N 5578 от 18.09.2019, квитанцией к приходному кассовому ордеру от 18.09.2019, кассовыми чеками АО "Почта России" на сумму 174 руб. 32 коп.
Таким образом, принимая во внимание, что совокупность условий для возложения на ГКУ Нижегородской области "ГУАД" гражданско-правовой ответственности в форме возмещения вреда (факт причинение вреда и его размер, виновные действия ответчика и причинно-следственная связь между указанными обстоятельствами) нашли свое бесспорное подтверждение в судебном заседании, арбитражный суд обоснованно удовлетворил исковые требования ИП Харчёва А.С. за счет ответчика.
При этом довод заявителя о том, что ответственность за содержание автомобильной дороги на спорном участке несет ООО "Дорожно-эксплуатационный участок" на основании заключенного контракта, отклоняется. Безопасность дорожного движения с учетом приведенных выше правовых норм является публичной функцией, ответственность за неисполнение которой, несет соответствующее публично-правовое образование в лице его соответствующего органа. Отношения между третьим лицом, привлеченным для исполнения обязанности по содержанию автомобильной дороги, и органом публично-правового образования за причинение вреда перед потерпевшим не должны затрагивать права потерпевшей стороны (истца) на безопасное пользование территорией общего пользования. В этом случае орган публично-правового образования не лишен возможности предъявления регрессных требований.
Довод заявителя жалобы о том, что повреждение автомобиля произошло вследствие нарушения водителем Селезневым С.А. пункта 10.1 Правил дорожного движения судом второй инстанции отклоняется в силу следующего.
Превышение установленного Правилами дорожного движения скоростного режима - это правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность (пункт 10.1 Правил дорожного движения, статья 12.9 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации). Между тем, ни состав административного правонарушения, ни нарушение Правил дорожного движения в действиях водителя по факту дорожно-транспортного происшествия, происшедшего 09.06.2019 - не установлен.
Напротив мировым судьей судебного участка N 2 Ардатовского судебного района Нижегородской области вынесено постановление от 02.08.2019 по делу N 5-124/2019, которым должностное лицо - начальник Ардатовского участка ООО "Дорожно-эксплуатационный участок" Погорельский И.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. В связи с этим ссылка заявителя на то, что административное производство в отношении ГКУ НО "ГУАД" не возбуждалось также не принимается при том, что недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги подтверждены и находятся в причинно следственной связи с повреждением транспортного средства.
На основании изложенного, суд второй инстанции полагает, что спор между сторонами разрешен правильно, согласно действующему законодательству, фактическим обстоятельствам дела и исследованным доказательствам. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено. Оснований для отмены решения Арбитражного суда Нижегородской области от 31.03.2021 по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.03.2021 по делу N А43-848/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Главное управление автомобильных дорог" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-848/2020
Истец: ИП Харчев А.С.
Ответчик: ГКУ НО ГУАД
Третье лицо: ООО "Дорожно-эксплуатационный участок", ООО "Передвижная механизированная колонна "Сосновская", Селезнев Сергей Александрович, ГУ Управление по вопросам миграции МВД России по Нижегородской области, ОГИБДД МО МВД РФ "Кулебакский", пред-ль истца Биликин Д.В., Судебный участок N2 Ардатовского судебного района Нижегородской области