г. Вологда |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А13-14667/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Ралько О.Б. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области Черепановой А.Г. по доверенности от 15.06.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 марта 2021 года по делу N А13-14667/2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (адрес: 160019, город Вологда, улица Горького, дом 35; ОГРН 1093525019390, ИНН 3525234212; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Вологодское авиационное предприятие" (адрес: 160901, Вологодская область, Вологодский район, поселок Дорожный, Аэропорт; ОГРН 1023500594138, ИНН 3507008620; далее - Общество) о взыскании 783 881 руб. 56 коп., в том числе субсидии в сумме 391 940 руб. 78 коп., штрафа в сумме 391 940 руб. 78 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 31.03.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент с решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что поскольку Общество приняло на себя обязательства на условиях, предусмотренных соглашением, то должно нести ответственность за их неисполнение.
В судебном заседании представитель Департамента доводы жалобы поддержал.
От Общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил.
Дело рассмотрено в отсутствие его представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления субсидии на компенсацию части затрат, связанных с транспортным обслуживанием населения воздушным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Вологодской области от 27.03.2017 N 274 (далее - Порядок предоставления субсидии), Департамент заключил с Обществом соглашение от 13.04.2020 N 30 о предоставлении из областного бюджета субсидии на компенсацию части затрат, связанных с транспортным обслуживанием населения воздушным транспортом (далее - соглашение).
В соответствии с пунктом 1 предметом соглашения является предоставление из областного бюджета в 2020 году субсидии в целях компенсации части затрат получателя, связанных с транспортным обслуживанием населения воздушным транспортом по маршрутам регулярных перевозок Вологда-Москва-Вологда, Вологда-Санкт-Петербург-Вологда для обеспечения доступности воздушных перевозок.
Субсидия за март 2020 года предоставляется в размере 8 234 049 руб. 98 коп. (пункт 2.1 соглашения).
Согласно приложению 2 к соглашению определены следующие показатели результативности: количество выполненных авиарейсов по маршруту Вологда-Москва-Вологда составляет 12 единиц, количество выполненных авиарейсов по маршруту Вологда-Санкт-Петербург-Вологда составляет 9 единиц, всего 21 авиарейс. Срок достижения целевого показателя результативности - 01.04.2020.
Департамент исполнил свою обязанность по соглашению и перечислил ответчику денежные средства в сумме 8 234 049 руб. 98 коп., что подтверждается платежным поручением от 17.04.2020 N 120.
В разделе 2 соглашения определены права и обязанности получателя субсидии, в том числе: направлять в Департамент предложения о внесении изменений в настоящее соглашение, в том числе в случае установления необходимости изменения размера субсидии с приложением информации, содержащей финансово-экономическое обоснование данного изменения; обращаться в Департамент в целях получения разъяснения в связи с исполнением настоящего соглашения (пункт 4.4 соглашения).
Согласно отчету от 17.04.2020 N 374, представленному Обществом, выполнение показателя результативности за март 2020 года составило 20 единиц, что на одну единицу меньше от установленных соглашением целевых показателей.
В случае, если выполнение целевого показателя составляет менее 100 %, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в размере, рассчитанном по формуле в соответствии с пунктом 4.4 Порядка предоставления субсидии (пункт 4.5.3 соглашения).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.1.8 соглашения в случае, если получателем не достигнуты значения целевых показателей результативности, установленных Департаментом в соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения, Департамент вправе применять штрафные санкции, рассчитываемые по форме, установленной приложением 4 к настоящему соглашению, с обязательным уведомлением получателя в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанного решения.
В целях досудебного урегулирования спора Департамент направил в адрес ответчика требование от 31.08.2020 о возврате необоснованно полученной субсидии в размере 391 940 руб. 78 коп., а также перечислить штраф в соответствии с пунктом 4.1.8 соглашения в размере 391 940 руб. 78 коп., всего в сумме 783 881 руб. 56 коп.
В ответ на указанную претензию ответчик сообщил, что рейс от 31.03.2020 был отменен в соответствии с решением оперативного штаба при губернаторе Вологодской области, за компенсацией расходов по отмененному рейсу Общество не обращалось, в расчете на предоставление субсидии данный рейс отсутствует. Исходя из вышеизложенного, Общество считает ключевые показатели за март 2020 года выполненными.
В связи с тем, что в добровольном порядке требование о возврате субсидии и уплате штрафа Обществом не выполнено, Департамент обратился с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции признал требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В рассматриваемом случае для получения субсидий авиаперевозчики представляют в Департамент в срок, указанный в информации о предоставлении субсидий в соответствии с пунктом 2.1 Порядка, документы, указанные в пункте 2.2 Порядка предоставления субсидии.
Пунктом 2.4 Порядка предоставления субсидии Департамент в течение 3 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, осуществляет проверку на предмет соответствия авиаперевозчика критериям отбора, указанным в пункте 1.3 настоящего Порядка, требованиям, установленным в пункте 2.10 настоящего Порядка, а также осуществляет проверку документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, в порядке, утвержденном Департаментом, и оформляет справку о результатах проверки.
Департамент в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, указанных в пункте 2.2 настоящего порядка, осуществляет расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 2.5.1 настоящего Порядка (пункт 2.5.2 Порядка предоставления субсидии).
Согласно пункту 2.6 Порядка предоставления субсидии решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии принимается в виде распоряжения Департамента в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Порядка.
Пунктами 3.1 и 3.2 Порядка предоставления субсидии установлено, что авиаперевозчик ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляет в Департамент отчет о выполнении регулярных рейсов по форме согласно приложению 1 и отчет об использовании субсидии по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку. Для подтверждения выполнения показателей результативности авиаперевозчик ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляет в Департамент отчет о достижении значений показателей результативности по форме, установленной соглашением.
Решение о возврате субсидии в связи с невыполнением показателей результативности принимается Департаментом в течение 30 календарных дней со дня установления факта невыполнения показателя результативности.
Департамент в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о возврате части субсидии направляет авиаперевозчику уведомление с требованием о возврате части субсидии.
В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней со дня получения требования о возврате части субсидии Департамент в срок не более 3 месяцев со дня истечения срока для возврата средств принимает меры к их взысканию в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, в подтверждение доводов о выполнении показателей результативности в полном объеме Обществом представлено заявление о предоставлении субсидии за март 2020 года в размере 8 234 049 руб. 98 коп., с приложением расшифровки фактических затрат себестоимости рейса на воздушных судах общества за январь-март 2020 года.
Согласно представленным документам себестоимость одного рейса с начала года по маршруту Вологда-Москва-Вологда за март 2020 года составила 518 123 руб. 11 коп., Вологда-Санкт-Петербург-Вологда - 517 694 руб. 86 коп.
Как указывается Обществом и не оспаривается Департаментом, за период январь-март им выполнены 33 рейса по маршруту Вологда-Москва-Вологда, а также 23 рейса по маршруту Вологда-Санкт-Петербург-Вологда, из них 8 авиарейсов в марте 2020 года.
Согласно расчету ответчика и расчету Департамента, представленному в материалы дела 22.03.2021, размер субсидии на компенсацию части затрат, связанных с транспортным обслуживанием населения воздушным транспортом общества, за январь-март 2020 года составил 24 546 969 руб. 08 коп., а именно 14 470 090 руб. 40 коп. за 33 авиарейса по маршруту Вологда-Москва-Вологда (10 рейсов в январе 2020 года, 11 рейсов в феврале 2020 года, 12 рейсов в марте 2020 года), 10 076 878 руб. 68 коп. за 23 рейса по маршруту Вологда-Санкт-Петербург-Вологда (7 рейсов в январе 2020 года, 8 рейсов в феврале 2020 года, 8 рейсов в марте 2020 года).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Департаментом перечислена ответчику субсидия за март 2020 года в сумме 7 234 049 руб. 98 коп., рассчитанная Обществом при подаче заявления с учетом 8 выполненных авиарейсов в марте 2020 года, а не 9, как указано в приложении N 2 к соглашению, поскольку затраты за отмененный авиарейс, утвержденный на 31.03.2020, в расчеты на компенсацию части затрат Обществом не включены и не были компенсированы истцом.
Апелляционная коллегия согласна с позицией суда первой инстанции о том, что ошибочное указание в приложении N 2 к соглашению целевых показателей результативности в количестве 9 авиарейсов по маршруту Вологда-Санкт-Петербург-Вологда вместо выполненных 8, не является основанием для возврата субсидии и уплаты штрафных санкций.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, пришел к правомерному выводу, что Обществом представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении принятых на себя обязательств, факт необоснованно полученной ответчиком за март 2020 года субсидии в размере 391 940 руб. 78 коп. отсутствует, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований не согласиться с выводами суда.
В жалобе Департамента не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции. Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку истец, в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины, то за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 31 марта 2021 года по делу N А13-14667/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-14667/2020
Истец: Департамент дорожного хозяйства и транспорта ВО
Ответчик: АО "Вологодское авиационное предприятие"