город Ростов-на-Дону |
|
13 июля 2021 г. |
дело N А32-58791/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ООО "Газпром трансгаз Краснодар": представитель Куликов С.С., по доверенности от 30.12.2020, паспорт;
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.03.2021 по делу N А32-58791/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (ИНН 2308128945, ОГРН 1072308003063)
к Администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края (ИНН 2334008330, ОГРН 1032319136365) и Администрации муниципального образования Каневское сельское поселение в составе муниципального образования Каневской район Краснодарского края (ИНН 2334019702, ОГРН 1052319146461)
о признании незаконными действия и признании незаконным разрешения на строительство объекта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (далее - заявитель, ООО "Газпром трансгаз Краснодар", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края по выдаче разрешения на строительство объекта: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской" от 17.06.2019 N 23-RU23512301-1498-2019 в охранной зоне и зоне минимального расстояния Газопровода-отвода ст. Каневская Кущевского ЛПУМГ", о признании разрешения на строительство Администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края на строительство объекта: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской" от 17.06.2019 N 23-RU23512301-1498-2019 незаконным.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Каневское сельское поселение в составе муниципального образования Каневской район Краснодарского края, ст. Каневская.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2020 третье лицо - Администрация муниципального образования Каневское сельское поселение в составе муниципального образования Каневской район Краснодарского края в порядке ст. 47 АПК РФ привлечено к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2021 ходатайство представителя заинтересованного лица от Администрации муниципального образования Каневского района о приобщении к материалам дела заверенной копии Постановления администрации МО Каневской район N 300 от 03.03.2021 "Об отмене разрешения на строительство от 17.06.2019 N 23-RU23512301-1498-2019 "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской" удовлетворено. В удовлетворении заявленных требований заявителю отказано. Решение мотивировано тем, что парк не является объектом недвижимого имущества, спорное разрешение на строительство N 23-RU23512301-1498-2019 отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Газпром трансгаз Краснодар" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования Каневское сельское поселение просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация муниципального образования Каневское сельское поселение в составе муниципального образования Каневской район Краснодарского края просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 28.06.2021 в связи с нахождением судьи Ефимовой О.Ю. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Пименова С.В., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром трансгаз Краснодар" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30.06.2021 объявлялся перерыв до 06.07.2021 до 10 час. 00 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После объявленного перерыва лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром трансгаз Краснодар" эксплуатирует магистральный газопровод "Газопровод-отвод ст. Каневская Кущевского ЛПУМГ" Ду 150 мм., Ру 5.4 Мпа, введенный в эксплуатацию в 1981 году, инвентарный N 070131, принадлежащий на праве собственности ПАО "Газпром". Указанный газопровод находится в пользовании ООО "Газпром трансгаз Краснодар" на праве аренды.
При проведении проверки соблюдения землепользователями установленных требований в сфере промышленной безопасности при эксплуатации компанией объектов ЕСГ (линейной части магистральных газопроводов и газораспределительных станций), обнаружено нарушение охранной зоны и зоны минимальных расстояний на 2 км указанного газопровода. В данном месте, на земельном участке с кадастровым номером 23:11:0603350:23, находящемся по адресу: Краснодарский край, ст. Каневская, ул. Горького, 227, без разрешения собственника или эксплуатирующей газопровод организации, ведутся работы по строительству объекта: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской". Заказчиком строительства является Администрация Каневского сельского поселения в составе муниципального образования Каневской район. Работы выполняются ООО "Юг универсал".
26.08.2012 представителем филиала ООО "Газпром трансгаз Краснодар" - Кущевское ЛПУМГ, ООО "Юг универсал" выдано запрещение N 5 на производство работ в охранной зоне газопровода.
27.08.2019 Кущевским ЛПУМГ Главе Каневского сельского поселения В.Б. Репину направлено письмо N 23/0120-2/1981 о недопустимости продолжения строительства, которые не выполнены.
07.10.2019 представителями Кущевского ЛПУМГ с участием и.о. главы Каневского сельского поселения А.Н. Яковенко, проведено совместное обследование опасного производственного объекта МГ Газопровод-отвод ст. Каневская Кущевского ЛПУМГ на предмет соблюдения требований промышленной безопасности и составлен соответствующий акт, в котором зафиксированы расстояния от оси газопровода до построенных элементов парка.
22 октября 2019 года, на ранее направленный заявителем запрос, Управлением строительства Администрации муниципального образования Каневской район в адрес Кущевского ЛПУМГ направлено разрешение на строительство объекта капитального строительства "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской".
24 октября 2019 года ООО "Газпром трансгаз Краснодар" обратилось письмом N 23/0120-2/2465 к главе МО Каневской район с претензией о незаконности выдачи разрешения на строительство N 23-RU23512301-1498- 2019 от 17.06.2019 и требованием отозвать выданное разрешение на строительство и остановить незаконное строительство.
Претензия осталась без ответа и удовлетворения.
Выдачей разрешения на строительство парка Администрацией муниципального образования Каневской район и строительством парка Администрацией Каневского сельского поселения и ООО "Юг универсал", нарушено законодательство Российской Федерации в сфере промышленной безопасности, право ООО "Газпром трансгаз Краснодар" на безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта, конституционное право неопределенного круга третьих лиц на жизнь, гарантированное ст. 20 Конституции РФ, и право на промышленную безопасность.
Изложенное послужило основанием заявителю для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания незаконным обжалуемого заявителями ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух обязательных условий:
несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту;
нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Согласно пункту 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дает застройщику право осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.
Системное толкование приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации дает основание полагать, что застройщик вправе приступить к строительству объекта капитального строительства (в случаях, когда необходимо получение разрешения) только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства. Следовательно, представить в уполномоченный орган заявление о выдаче разрешения на строительство и указанные в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы необходимо перед началом строительства.
Вместе с тем, в соответствии с ст. 90 Земельного кодекса РФ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, Правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения.
Статьей 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской федерации" установлено, что границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании, не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Из материалов дела следует, что согласие на строительство парка в зоне минимального расстояния газопровода ООО "Газпром трансгаз Краснодар" не давало.
В соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 п. 7.15 Свода правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*. "Магистральные трубопроводы" Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*, утвержденного приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.12.2012 N 108/ГС обязателен к применению.
Пунктом 7.15. и таблицей 4 Свода правил устанавливаются минимальные расстояния до различных объектов в зависимости от класса опасности и диаметра газопровода. Перечень объектов в таблице 4 Свода не является исчерпывающим. В соответствии с п. 5.6. Свода правил 36.13330.2012., для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов, вокруг них устанавливаются охранные зоны. Размеры охранных зон и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083.
В соответствии с п.п. а) п. 3 указанных Правил, установлено значение охранной зоны в 25 метров от оси газопровода.
Действующим Постановлением главы администрации Краснодарского края от 12.04.1999 N 245 "О выполнении постановления главы администрации края от 10.01.1995 N 16 "О выполнении постановления главы администрации Краснодарского края от 11.08.1993 N 276 "Об охране и безопасности эксплуатации магистральных трубопроводов", пунктами 3 и 4, прямо предписано: "Руководителям государственных территориальных органов по управлению земельными ресурсами, органов архитектуры и градостроительства муниципальных образований края обеспечить соблюдение порядка обязательного согласования с предприятиями - владельцами магистральных трубопроводов отводов земельных участков для размещения промышленных, жилищно-гражданских сооружений, дач, огородов и других объектов в зонах прохождения трубопроводов. Руководителям организаций, гражданам, производящим работы или какие-либо действия в районе прохождения магистральных трубопроводов: Соблюдать установленные охранные зоны и зоны минимально допустимых расстояний магистральных трубопроводов, порядок производства в этих зонах строительных, сельскохозяйственных и других работ, регламентированные правилами эксплуатации и охраны магистральных трубопроводов, не допускать производство работ в охранных зонах без согласования с владельцами магистральных трубопроводов.
Судом первой инстанции установлено, что сведениями о месте прохождения Газопровода-отвода ст. Каневская администрация МО Каневской район, на момент выдачи разрешения на строительство, располагала, что подтверждается письмом Администрации МО Каневской район от 23.04.2019 N 01-33/2664. Администрация МО Каневской район письмом Кущевского ЛПУМГ от 05.06.2019 N 23/0160-2/1302 уведомлена о необходимости учитывать расположение объектов, эксплуатируемых обществом при выдаче разрешений на строительство объектов на территории Каневского района, предоставлении в собственность или аренду земельных участков, в границах которых имеются ограничения использования. Охранная зона Газопровода-отвода ст. Каневская Кущевского ЛПУМГ поставлена на кадастровый учет в 2017 году, что подтверждается письмом Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 09.01.2018 N 00010/01-10 и сведениями ресурса Публичная кадастровая карта; 4. Разрешение на строительство N 23-RU23512301-1498-2019 от 17.06.2019 выдано без учета требований градостроительного законодательства.
По делу назначалась судебная строительно-техническая экспертиза. На разрешение эксперта ставились следующие вопросы:
1. К какому виду (типу) объектов капитального строительства (строение, сооружение и т. д.) относится объект: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской", расположенный по адресу: Краснодарский край, Каневской район, ст. Каневская, ул. Горького, 227.
2. На каком расстоянии от оси магистрального газопровода "Газопровод-отвод ст. Каневская Кущевского ЛПУМГ" Ду 150 мм., Ру 5.4 Мпа, введенного в эксплуатацию в 1981 году, инвентарный N 070131, находится объект: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской", расположенный по адресу: Краснодарский край, Каневской район, ст. Каневская, ул. Горького, 227.
3. Каково минимально допустимое расстояние от оси магистрального газопровода "Газопровод-отвод ст. Каневская Кущевского ЛПУМГ" Ду 150 мм., Ру 5.4 Мпа до объекта: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской", расположенный по адресу: Краснодарский край, Каневской район, ст. Каневская, ул. Горького, 227.
4. Находится ли объект: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской", расположенный по адресу: Краснодарский край, Каневской район, ст. Каневская, ул. Горького, 227, в охранной зоне и зоне минимально допустимого расстояния от оси магистрального газопровода "Газопровод-отвод ст. Каневская Кущевского ЛПУМГ" Ду 150 мм., Ру 5.4 Мпа.
5. Соответствует ли расположение объекта: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской", по адресу: Краснодарский край, Каневской район, ст. Каневская, ул. Горького, 227, относительно расположения магистрального газопровода "Газопровод-отвод ст. Каневская Кущевского ЛПУМГ" Ду 150 мм., Ру 5.4 Мпа, требованиям действующих норм и правил, регламентирующих параметры охранной зоны и зоны минимальных расстояний.
Экспертом в экспертном заключении даны следующие ответы на поставленные вопросы:
1. Решение вопроса об отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу носит правовой характер, что выходит за рамки компетенции судебного эксперта, требует комплексного толкования законодательства Российской Федерации.
2. Расстояние от оси газопровода до объекта: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской" составляет от 18,20 м. до 19,37 м.
3. В соответствии с требованиями пункта 7.15. и таблицы 4 Свода правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*. "Магистральные трубопроводы" Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*, минимально допустимое расстояние от оси магистрального газопровода "Газопровод-отвод ст. Каневская Кущевского ЛПУМГ" Ду 150 мм., Ру 5.4 Мпа до сооружений, расположенных в населенном пункте, а именно: до объекта: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской", являющегося сооружением, имеющего согласно данным проектной документации (задания на проектирование) пропускную способность 100 человек, должно составлять не менее 100 метров.
4. Часть объекта: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской" находится в охранной зоне газопровода, а 99.9 % земельного участка с кадастровым N 23:11:0603350:23, с расположенным на нем парком, находятся в зоне минимально допустимого расстояния от оси газопровода.
5. Расположение объекта: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской" относительно расположения магистрального газопровода "Газопровод-отвод ст. Каневская Кущевского ЛПУМГ" Ду 150 мм., Ру 5.4 Мпа, не соответствует требованиям действующих норм и правил.
В соответствии со статьей 2 и Приложением N 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, опасными промышленными объектами являются, в том числе, производственные объекты, на которых транспортируются воспламеняющие вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
Опасными производственными факторами трубопроводов, согласно п. 2.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Постановлением Гостехнадзора РФ N 9 от 24.04.1992, являются: разрушение газопровода и его элементов, сопровождающиеся разлетом металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пламени сгораемого газа; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений; понижение концентрации кислорода, дым, токсичность. То есть существует реальная угроза для жизни и здоровья граждан и имущества третьих лиц при возникновении аварии на газопроводе. Таким образом, законодатель в СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*. "Магистральные трубопроводы" Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* предусмотрел риски для скота, кладбищ и т. д.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Исходя из пунктов 2.1.16, 2.1.18 ГОСТ 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения" подпункта 23 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и вышеуказанных характеристик исследуемого объекта следует, что объект: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской" является сооружением. Отнесение исследуемого объекта к сооружениям также следует из данных, предоставленной проектной документации объекта строительства, согласно которой проектируемое сооружение имеет II (нормальный) уровень ответственности, идентификационные признаки проектируемого объекта приведены в соответствии со ст. 4 "Идентификация зданий и сооружений" Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" с указанием пониженного уровня ответственности и присвоением проектируемому объекту класса сооружения КС-1" (стр. 41 заключения эксперта).
Однако, судом первой инстанции не принят во внимание данный вывод судебной экспертизы.
Доводы администрации о закрытом перечне объектов, содержащегося в таблице 4 Свода правил СП 36.13330.2012, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в указанном Своде правил СП 36.13330.2012 нет указаний на то, что перечень объектов в таблице 4 является исчерпывающим. Доказательств обратного, в обоснование своих требований заинтересованным лицом в материалы дела не предоставлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что Парк с проектной мощностью одновременного пребывания 100 человек и расположенный в Охранной зоне и зоне минимально допустимого расстояния до опасного производственного объекта - магистрального газопровода является местом массового скопления людей.
Минимальные расстояния от газопроводов установлены законодателем в целях обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, безопасности людей и имущества от поражающих факторов при возникновении аварий на магистральных трубопроводах, направлены на минимизацию ущерба жизни, здоровью и имуществу третьих лиц. Это обусловлено свойствами транспортируемого вещества - природного газа.
Опасными производственными факторами трубопроводов, согласно п. 2.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утв. Постановлением Гостехнадзора РФ N 9 от 24.04.1992, являются: разрушение газопровода и его элементов, сопровождающиеся разлетом металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пламени сгораемого газа; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений; понижение концентрации кислорода, дым, токсичность.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела и выводы судебной экспертизы, приходит к выводу о несоответствии размещения парка требованиям ЗК РФ, "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О газоснабжении в РФ", Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 и Своду правил 36.13330.2012.
Также суд апелляционной инстанции считает, что выдачей разрешения на строительство парка нарушено право ООО "Газпром трансгаз Краснодар" на промышленную безопасность и безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта.
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ, статьей 32 "Особенности обеспечения промышленной безопасности объектов систем газоснабжения", установлена обязанность организации - собственника системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обеспечить на стадии эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
Учитывая изложенное, решение суда от 12.03.2021 в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, действия Администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края по выдаче разрешения на строительство объекта: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской" от 17.06.2019 N 23-RU23512301-1498-2019 в охранной зоне и зоне минимального расстояния Газопровода-отвода ст. Каневская Кущевского ЛПУМГ" подлежат признанию незаконными, как не соответствующие постановлению Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 - признанию незаконными, разрешение Администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края на строительство объекта: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской" от 17.06.2019 N 23-RU23512301-1498-2019 также подлежит отмене, как не соответствующее постановлению Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с чем, с Администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края (ИНН 2334008330, ОГРН 1032319136365) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (ИНН 2308128945, ОГРН 1072308003063) подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 3 000 (Три тысячи) рублей 00 копеек, перечисленные по платежному поручению от 07.11.2019 N 25688, а также за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек, перечисленные по платежному поручению от 18.03.2021 N 9851, по оплате судебной экспертизы в размере 116 800 (Сто шестнадцать тысяч восемьсот) рублей 00 копеек, перечисленных по платежному поручению от 26.03.2020 N 4531.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2021 по делу N А32-58791/2019 отменить.
Признать незаконными действия Администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края по выдаче разрешения на строительство объекта: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской" от 17.06.2019 N 23-RU23512301-1498-2019 в охранной зоне и зоне минимального расстояния Газопровода-отвода ст. Каневская Кущевского ЛПУМГ", как не соответствующие постановлению Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083.
Признать незаконным разрешение Администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края на строительство объекта: "Благоустройство парка им. 80-летия образования Краснодарского края в ст. Каневской по ул. Горького и Славянской" от 17.06.2019 N 23-RU23512301-1498-2019, как не соответствующее постановлению Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083.
Взыскать с Администрации муниципального образования Каневской район Краснодарского края (ИНН 2334008330, ОГРН 1032319136365) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Краснодар" (ИНН 2308128945, ОГРН 1072308003063) судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу заявления в размере 3 000 (Три тысячи) рублей 00 копеек, перечисленные по платежному поручению от 07.11.2019 N 25688, а также за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек, перечисленные по платежному поручению от 18.03.2021 N 9851, по оплате судебной экспертизы в размере 116 800 (Сто шестнадцать тысяч восемьсот) рублей 00 копеек, перечисленных по платежному поручению от 26.03.2020 N 4531.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-58791/2019
Истец: ООО "Газпром трансгаз Краснодар"
Ответчик: Администрация муниципального образования Каневское сельское поселение в составе муниципального образования Каневской район, Администрация муниципального образования Каневской район
Третье лицо: АМО Каневское сельское поселение в составе МО Каневской район