город Томск |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А45-22595/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.07.2021.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Колупаевой Л.А.,
Назарова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-1800/2021) общества с ограниченной ответственностью УО "Центр жилищных услуг" на решение от 11.01.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-22595/2020 (судья Смеречинская Я.А.)
по иску акционерного общества "Новосибирскэнергосбыт" (630099, Новосибирская область, Новосибирск город, Орджоникидзе улица, 32, ОГРН 1065407151127, ИНН 5407025576)
к обществу с ограниченной ответственностью УО "Центр жилищных услуг" (630047, область Новосибирская, город Новосибирск, территория Горбольницы, дом 2, офис 7, ОГРН 1165476184620, ИНН 5407959199, г. Новосибирск)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия,
от ответчика: без участия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новосибирскэнергосбыт" (далее - АО "Новосибирскэнергосбыт") обратилось к обществу с ограниченной ответственностью УО "Центр жилищных услуг" (далее - ООО УО "Центр жилищных услуг") с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании 159 156 руб. 41 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.06.2020 по 31.07.2020.
Решением от 11.01.2021 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, ООО УО "Центр жилищных услуг" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Ответчик со ссылкой на пункт 17 статьи 161 ЖК РФ, часть 5 статьи 154, пункт 17 Правил N 364 ссылается, что ООО УО "Центр жилищных услуг" как временная управляющая организация, назначенная решением органа местного самоуправления освобождена от оплаты электроэнергии, приходящейся на ОДН, стоимость которого собственник в силу изложенных норм обязаны уплачивать в пользу РСО в составе коммунальной платы.
АО "Новосибирскэнергосбыт" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Стороны явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между АО "Новосибирскэнергосбыт" (ресурсоснабжающая организация) и ООО УО "Центр жилищных услуг" (исполнитель) подписан договор ресурсоснабжения от 24.08.2017 N РМ-795, по условиям которого ресурсоснабжающая организация приняла обязательства осуществлять поставку коммунального ресурса - электрической энергии, показатели качества которой должны соответствовать требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих технических регламентов - обязательным требованиям ГОСТ, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а исполнитель принял обязательства оплачивать поставляемый коммунальный ресурса в порядке, объемах и сроки, определенных в соответствии с нормами законодательства и условиями договора (пункт 1.2). Исполнителю присвоен абонентский код 320228. Действие договора распространено сторонами на отношения, возникшие с 01.08.2017 и не ограничено определенным периодом времени (пункт 9.2).
В соответствии с пунктом 2.1 договора в приложении N 2 сторонами определен перечень объектов энергоснабжения - многоквартирных или жилых домов, в которых исполнитель предоставляет потребителям коммунальные услуги.
Впоследствии сторонами вносились изменения в условия договора дополнительными соглашениями от 21.02.2018, 25.07.2019, 06.09.2019, 20.11.2019, 29.11.2019, 22.04.2020, 15.07.2020, в том числе в связи с изменением объектного состава многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика и включенных в договор.
Договор действовал с учетом соглашения об электронном документообороте от 18.07.2019, по условиям которого стороны согласились осуществлять документооборот в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи и признавать юридическую силу всех электронных документов, в том числе счетов-фактур, если на момент формирования электронной подписи документа сертификат ключа подписи руководителя организации либо иного уполномоченного лица со стороны, направившей документ, является действительным.
На основании постановлений мэрии города Новосибирска от 24.12.2019 NN 4688, 4703, 4708, 4711 ООО УО "Центр жилищных услуг" определено управляющей организацией для управления многоквартирными домами, расположенными в г. Новосибирске, ул. Ногина, д. 2/4, 2/13, 10, 10/5, на срок до 15.10.2020 или до выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления соответствующим многоквартирным домом, или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений или по результатам открытого конкурса. С целью управления указанными многоквартирными домами ООО УО "Центр жилищных услуг" заключило с мэрией города Новосибирска договоры управления.
Сведения об указанных выше многоквартирных домах исключены из сведений реестра лицензий Новосибирской области о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат ООО УО "Центр жилищных услуг" с 01.11.2020 на основании приказа Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 20.10.2020 N 5403/10.
В июне и июле 2020 года АО "Новосибирскэнергосбыт" осуществляло поставку электрической энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, в том числе по адресам в городе Новосибирске: ул. Вавилова, д. 4, 6, 6А, 6Б, 8, ул. Союза молодежи 2-я, д. 18, 20, 20А, 20Б, ул. Залесского, д. 7, ул. Сибиряков-Гвардейцев, д. 60, ул. Новоуральская, д. 29, ул. Овчукова, д. 89, ул. Подневича, д. 1, 2, 3, 5, 7, 9, 11, 12, 13, 14, ул. Магистральная, д. 51, ул. Ногина, д. 2/4, 2/13, 10, 10/5, ул. территория Военного городка, д. 56, 57, 58, 95, 96, 429, 437, 770, 771, ул. Гаранина, д. 16.
Общая стоимость электрической энергии, поставленной в спорный период, составила 159 156 рублей 41 копейка, в том числе в июне на сумму 120 270 руб. 36 коп., в июле на сумму 38 886 руб. 05 коп..
Оплата электрической энергии за спорный период ответчиком не производилась.
В связи с наличием задолженности истец обратился к ответчику с претензией от 21.07.2020 N ОРЭ-П/10701-20, направленной в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью его представителя, через оператора электронного документооборота АО "ПФ "СКБ Контур", что соответствует согласованным сторонами условиям соглашения об электронном документообороте.
Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принципиальным разногласием по настоящему спору является то, имеется ли ответчика, являющимся "временной" управляющей организацией обязанности по оплате электроэнергии на ОДН.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия у ответчика обязанности оплатить коммунальный ресурс по электроэнергии на ОДН в силу наличий у ответчика статуса управляющей организации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Согласно пункту 3 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 (далее по тексту - Правила N 1616) предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354.
В свою очередь подпунктом "б" пункта 17 Правил 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
- собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ;
- со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ;
- со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
В соответствии с пунктом 31 (1) Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 17 настоящих Правил (временная управляющая организация), обязаны, в частности:
а) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
б) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
г) осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, определяемых в договоре ресурсоснабжения;
д) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца направлять полученные показания ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном заключенным управляющей организацией, товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией договором о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
е) предоставлять ресурсоснабжающей организации ежемесячно, не позднее 26-го числа текущего месяца, показания индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом;
ж) обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме либо по соглашению с ресурсоснабжающими организациями осуществлять приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
з) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.
На основании вышеуказанных правовых норм, суды пришли к верному выводу о том, что обязанность временной управляющей организации по внесению платы за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды, не отличается от обязанностей управляющей организации, избранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу прямого указания подпункта "а" пункта 31 (1) Правил N 354 временная управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, то обстоятельство, что гарантирующий поставщик при назначении временной управляющей организации становится исполнителем коммунальной услуги для собственников и пользователей помещений в МКД, не отменяет обязанности такой организации вносить плату за ресурс, поставленный на содержание общедомового имущества.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно - расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ).
Соответствующие изменения также внесены в ЖК РФ, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
На основании изложенных норм, правильно установив, что ООО УО "Центр жилищных услуг" является управляющей организацией, а потому обязанной собирать плату за содержание и ремонт общего имущества, в состав которой с 01.01.2017 включен коммунальный ресурс на ОДН, за исключением отопления, соответственно, АО "Алтайэнергосбыт" с 01.01.2017 вправе получать указанную плату не иначе как с управляющей организации, независимо от наличия (отсутствия) прямых договоров с потребителями, а также подписания (неподписания) договора с управляющей организацией, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности, арифметически не оспариваемые стороной. Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 15.06.2021 N 310-ЭС21-7903.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.01.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-22595/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УО "Центр жилищных услуг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-22595/2020
Истец: АО "Новосибирскэнергосбыт"
Ответчик: ООО УО "ЦЕНТР ЖИЛИЩНЫХ УСЛУГ"
Третье лицо: Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд