город Москва |
|
14 июля 2021 г. |
дело N А40-214453/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 14.07.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д. Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2021
по делу N А40-214453/20
по заявлению ЗАО "Мясная галерея" (ИНН: 3328426765)
к Федеральной таможенной службе
о признании незаконными решения;
при участии:
от заявителя - Белов Д.В. по доверенности от 25.12.2020;
от заинтересованного лица - Иванова А.С. по доверенности от 28.12.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2021 решение Федеральной таможенной службы от 07.08.2020 N 14-38/07845 признано незаконным и на Федеральную таможенную службу возложена обязанность принять решение по заявлению ЗАО "Мясная галерея" о включении в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности товарного знака "Чебупели" по заявлению ЗАО "Мясная галерея" от 27.03.20 N 08/27-03/2020 и дополнительно представленной информации от 16.07.20 N 01/16-07/2020 в установленном законодательством о таможенном регулировании порядке и сроки.
Федеральная таможенная служба не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Федеральной таможенной службы от 07.08.2020 N 14-38/0784 отказано ЗАО "Мясная галерея" во включении товарного знака "Чебупели", свидетельство N 419747 от 05.10.2010 в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) на основании подп. 2, 5 ч. 1 ст. 331 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по мотиву не представления ряда сведений, а именно: сведения о товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию, вывоз которых из Российской Федерации или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем влечет нарушение прав правообладателя на указанный товарный знак, достаточно подробные для того, чтоб таможенные органы могли выявить такие товары; сведения о лицах, осуществляющих оборот товаров, обладающих признаками нарушения прав (правообладателя), а именно наименование юридического лица и (или) фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, адрес, ИНН (при наличии), с указанием их роли (импортер, перевозчик, грузополучатель, производитель, экспортер); перечень товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак "Чебупели", классов МКТУ и кодов ТН ВЭД ЕАЭС, сформированный согласно редакции свидетельства о предоставлении правовой охраны указанному объекту интеллектуальной собственности и с учетом имеющейся информации о нарушении исключительных прав правообладателя.
Заявитель, не согласившись с решением таможенного органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для принятия оспариваемого решения не имелось, поскольку обществом представлены все необходимые сведения, позволяющие осуществлять выявления продукции, обладающей признаками нарушения исключительных прав заявителя на товарный знак "Чебупели" свидетельство N 419747 от 05.10.2010.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании положений главы 52 Таможенного кодекса ЕЭАС, ст. 328 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 28.01.2019 N 131 (зарегистрирован Минюстом России 06.06.2019, peгистрационный номер 54861) в таможенный реестр могут быть включены объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие правообладателю, права на которые нарушаются в связи с ввозом в Российскую Федерацию товаров, их вывозом из Российской Федерации или совершении с товарами иных действий во время их нахождения под таможенным контролем.
Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на объекты интеллектуальной собственности в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию или вывозом товаров из Российской Федерации либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе обратиться в Федеральную таможенную службу с заявлением о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр (ч. 1 ст. 328 Закона).
Согласно ч. 6 ст. 38 названного Закона сведения, содержащиеся в заявлении, должны быть подтверждены документально.
Порядок подготовки и формирования пакета документов, прилагаемых к указанному заявлению, определен Административным регламентом.
В соответствии с положениями подп. 3 ч. 5 ст. 328 Федерального закона правообладателем с заявлением о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр, одновременно представляются сведения о товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию, вывоз которых из Российской Федерации или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем, влечет нарушение его прав на объекты интеллектуальной собственности, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары.
На основании п. 19.3 Административного регламента к сведениям, достаточно подробным для того, чтобы таможенные органы могли выявить товары, обладающие признаками нарушения исключительных прав правообладателя, относятся: сведения о лицах, осуществляющих оборот оригинальных товаров и товаров, обладающих признаками нарушения прав правообладателя (наименование юридического лица и (или) фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, адреса, ИНН (при наличии), с указанием их роли (импортер, перевозчик, грузополучатель, производитель,
экспортер); сведения о маршрутах движения (транзита), видах транспорта, местах перегрузки, хранения, местах пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза, местах совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля; сведения об отличительных особенностях и характеристиках товаров (по каждому типу товара); описание товаров и отдельных составных элементов (внешний вид, защитная маркировка и ее имитация, голограммы, ярлыки, штрихкоды, цвет, наличие артикулов, знаков сертификации), изображения и схемы в формате JPEG (каждый файл объемом не более 1,5 Мб); особенности транспортировки товаров (количество в упаковке, использование палет, поддонов), вид упаковки (материал, цвет, форма), идентификационные номера, имитация защитной маркировки, штрихкодов, изображения и схемы в формате JPEG (каждый файл объемом не более 1,5 Мб); сведения о документах, сопровождающих товары (электронные носители, инструкции, гарантийные талоны, спецификации, сертификаты) и их отличительные особенности (язык, шрифт, цвет, ошибки, ксерокопии, качество полиграфии).
Возможность включения объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр связана с необходимостью предоставления обозначенных сведений, поскольку руководствуясь данной информацией, таможенные органы осуществляют таможенный контроль, направленный на выявление товаров, обладающих признаками контрафактных, способствуя тем самым защиту исключительных прав правообладателя.
В случае непредставления заявителем указанной информации на основании п. п. 2, 5 ч. 1 ст. 331 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральная таможенная служба может быть вынесено решение об отказе во включении в таможенный реестр объекта интеллектуальной собственности.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Мясная галерея" ЗАО "Мясная галерея" обратилось с заявлением о включении товарного знака "Чебупели", свидетельство N 419747 от 05.10.2010 в таможенный реестр.
Вместе с тем подробных сведений о товарах, обладающих признаками нарушения прав интеллектуальной собственности (заявление содержало сведения об оригинальных товарах) обществом не представлено.
В соответствии со ст. 384 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенные органы уполномочены принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу и находящихся под таможенным контролем.
В качестве сведений о товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию или их вывоз из Российской Федерации, или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем влечет нарушение прав правообладателя на
соответствующий объект интеллектуальной собственности, заявителем был представлен перечень товаров с указанием их классов по международной классификации товаров и услуг, перечисленный в свидетельстве о регистрации товарного знака "Чебупели" без указания конкретных сведений, которые могут свидетельствовать о признаках нарушения прав правообладателя.
В порядке, установленным ч. 16 ст. 328 Федерального закона в рамках осуществления экспертизы заявления Федеральной таможенной службой направлен в адрес правообладателя уточняющий запрос, в том числе разъясняющий необходимость дополнительного предоставления сведений, определенных п. 19.3 Административного регламента (письмо ФТС России от 22.06.2020 N 14-37/33373).
В ответ на запрос письмом ЗАО "Мясная галерея" от 16.07.2020 N 01/16-07/2020 истребуемая информация обществом не представлена со ссылкой на то, что требуемые сведения содержатся в заявлении.
Ссылка заявителя на размещенный в информационной телекоммуникационной сети "Интернет" ресурс "smacom.ua" (Украина), содержащий сведения о реализации в иностранном государстве продукции с наименованием "Чевупэлi" не имела необходимых комментариев о схожести данного обозначения с товарным знаком правообладателя лиц, в компетенцию которых входят специальные познания, способствующие выдаче заключений о сходстве до степени смешения тех либо иных объектов интеллектуальной собственности.
Кроме того, товарный знак "Чебупели" зарегистрирован в отношении 29 и 30 классов МКТУ; свидетельство о его регистрации содержит различные наименования товаров, в том числе, таких как изюм, масла растительные, простокваша, какао, мускатный орех, шоколад, суши и многие другие.
Информации о признаках нарушения прав интеллектуальной собственности ЗАО "Мясная галерея" в отношении всех групп товаров, поименованных в свидетельстве о регистрации товарного знака "Чебупели", согласно заявлению не имелось.
Перечня товаров (подлежащих включению в таможенный реестр), в отношении которых зарегистрирован товарный знак "Чебупели", сформированного согласно свидетельству о его регистрации и с учетом имеющейся информации об отличительных признаках продукции, нарушающей исключительные права правообладателя, не представлено.
Кроме того, уточняющий запрос о предоставлении дополнительной информации не содержит требования направить в адрес таможенного органа сведения о фактах нарушения прав правообладателя
Таким образом, в данном случае ссылка на определение Верховного суда Российской Федерации от 22.01.2020 N 305-ЭС19-17108 неправомерна.
С учетом изложенного, оснований для признания незаконным оспариваемого решения Федеральной таможенной службы от 07.08.2020 N 14-38/07845 об отказе во включении в таможенный реестр товарного знака "Чебупели" на основании подп. 2, 5 ч. 1 ст. 331 Федерального закона (не представлены сведения о товарах, ввоз которых в Российскую Федерацию, вывоз которых из Российской Федерации или совершение с которыми иных действий во время их нахождения под таможенным контролем, влечет нарушение его прав на объекты интеллектуальной собственности, достаточно подробные для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары; не представлена запрошенная дополнительная информация в порядке и сроки, которые установлены ч. ч. 16, 17 ст. 328 Федерального закона) у суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2021 по делу N А40-214453/20 отменить.
В удовлетворении заявления ЗАО "Мясная галерея" о признании незаконным и отмене решения Федеральной таможенной службы от 07.08.2020 N 14-38/0784, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-214453/2020
Истец: ЗАО "МЯСНАЯ ГАЛЕРЕЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА