гор. Самара |
|
16 июля 2021 г. |
Дело N А55-33198/2020 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 июля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 июля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Николаевой С.Ю., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 июля 2021 года в зале N 7 апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2021, принятое по делу N А55-33198/2020 (судья Рысаева С.Г.),
по иску Закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш" (ИНН 6314007537)
к Муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара (ИНН 6315800001)
третье лицо: Администрация г.о. Самара
о взыскании задолженности по внесению платы за коммунальные услуги,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Истец - Закрытое акционерное общество "Самарский завод Нефтемаш" обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику - Муниципальному образованию городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара о взыскании 6 626 руб. 98 коп.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация г.о. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2021 исковые требования Закрытого акционерного общества "Самарский завод Нефтемаш" удовлетворены. С Департамента управления имуществом городского округа Самара взыскано 6 626 руб. 98 коп. задолженности по внесению платы за коммунальные услуги за январь, февраль 2020 года, а также 2 000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Заявитель - Муниципальное образование городского округа Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара, не согласившись с решением суда первой инстанции, подал в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2021 года рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 14 июля 2021 года на 11 час. 25 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители истца, ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Истцом в материалы дела представлен отзыв, которым просит решение Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, мотивированного отзыва, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ЗАО "СЗ Нефтемаш" являясь поставщиком тепловой энергии в Куйбышевском районе городского округа Самара, эксплуатирует котельную в комплекте с технологическим оборудованием, а также имуществом, необходимым для использования котельной в соответствии с её целевым назначением по адресу: Самарская область, гор. Самара, Куйбышевский район, ул. Белорусская, д. 88, которая принадлежит Обществу на праве собственности.
Вместе с тем, с 01.09.2017 на основании заключенного с ДУИ г.о. Самара Договора N 000191-М аренды муниципальной казны от 15.01.2018 ЗАО "СЗ Нефтемаш" эксплуатирует тепловые сети, сети горячего водоснабжения.
От указанного теплоисточника (котельной) к теплосетям осуществляется поставка тепловой энергии на отопление на многоквартирный дом по адресу: гор. Самара, ул. Белорусская, д. 30.
Объект недвижимости по адресу: гор. Самара, ул. Белорусская, д. 40, кв. 67, является муниципальной собственностью городского округа Самара, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 18.09.2020 N 99/2020/348712694.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что в период с января по февраль 2020 года он поставил тепловую энергию на отопление, тепловой энергии и горячей воды на горячее водоснабжение на объект недвижимости по адресу: гор. Самара, ул. Белорусская, д. 40, кв. 67, а собственник принял тепловую энергию в объеме, в указанные сроки и надлежащего качества.
Однако, обязательство по оплате за фактически потребленную тепловую энергию не исполнил, задолженность ответчика перед истцом за период с января по февраль 2020 года составляет 6 626 руб. 98 коп.
Данная задолженность по настоящее время не оплачена.
Истцом 25.09.2020 в адрес ответчика была направлена претензия N 10/1725 от 24.09.2020 с требованием оплаты задолженности, которая не исполнена ответчиком.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Уклонение ответчика от своевременной оплаты оказанных истцом услуг является нарушением принятых на себя обязательств, что противоречит нормам статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Федеральном законом "Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ" от 16.10.2003 N 131-ФЗ обязанность по организации теплоснабжения в границах муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления. Указанным Законом предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органом местного самоуправления.
Постановлением Самарской городской Думы от 30.05.2002 N 154 утверждено Положение "О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара", в соответствий с пунктом 1, 2 которого Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - департамент, ответчик) является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделенным Уставом городского округа Самара собственными полномочиям и по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.
В соответствий с пунктом 2.2. данного положения, объектами муниципальной собственности городского округа Самара являются муниципальный жилищный фонд нежилые помещения.
Согласно статьи 45 Устава от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет департамент.
Полномочия департамента по решению вопросов местного значения определяются статьей 47 вышеуказанного Устава, департамент осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, а также осуществляет учет муниципального имущества и ведёт его реестр.
В соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 26.03.2009 N 710 "Об утверждении формы отчета о работе Департамента управления имуществом городского округа Самара" департамент осуществляет права собственника в отношений муниципального имущества и предоставляет отчеты о своей работе в Думу городского округа Самара за отчетный период, в том числе данные об использований нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также осуществляет контроль за соблюдением условий по использованию муниципального имущества, выявлению пустующих помещений.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что поскольку Департаментом не переданы во взыскиваемый период находящиеся в казне муниципального образования упомянутые объекты недвижимости на праве аренды или ином праве, в силу закона (статей 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федераций) является абонентом и на нем лежит обязанность по оплате тепловой энергий, принятой от энергоснабжающей организации.
В случае, когда подача через присоединенную сеть энергии в целях оказания соответствующих коммунальных услуг на жилое помещение, эти отношений подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 п. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федераций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ведение аналитического учета операций по расчётам за коммунальные услуги и пени, в том числе:
- начисление (перерасчеты) платы потребителям коммунальных услуг в жилищном фонде городского округа Самара в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок начисления населению платы за коммунальные услуги и пени,
- представление населению платёжные документы на оплату коммунальных услуг с учетом начисления пеней по форме, рекомендованной действующим законодательством,
- получение от собственников, нанимателей и членов их семей сведений об изменений количества потребителей коммунальных услуг в каждом жилом помещений и другие сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги,
- обработка поступивших сведений о показаниях индивидуальных (квартирных) и общедомовых приборов учета коммунальных услуг, в том числе через интернет - сайт,
- учет поступивших денежных средств потребителей коммунальных услуг и прочие обязанности, предусмотренные законом и иными нормативно-правовыми актами РФ, Самарской области и городского округа Самара, осуществляет муниципальное предприятие городского округа Самара "Единый информационно-расчётный центр" на основании заключенного с ЗАО "СЗ Нефтемаш" Агентского договора N 18/18-ПД от 01.09.2018.
Объём оказанных коммунальных услуг, а также расшифровка его начисления отражается в выписке по лицевому счету за соответствующий месяц, из которой усматривается, что начисления платы произведено по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов исходя из общей площади жилого помещения, поскольку квартиры являются изолированными, нормативов потребления тепловой энергий и горячего водоснабжения для граждан городского округа Самара утвержденных Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.06.2016 N 131 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению".
В обжалуемом решении правильно отмечено, что начисление платы за оказанные услуги произведено за фактически отпущенные энергоресурсы по тарифам, установленным органом по государственному регулированию тарифов для ЗАО "СЗ Нефтемаш".
В соответствий с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федераций, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствий с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
ЗАО "СЗ Нефтемаш" оказало коммунальные услуги по поставке тепловой энергий на отопление, тепловой энергии и воды на горячее водоснабжение, однако внесение платы за фактически потребленную тепловую энергию не производилась по настоящее время и задолженность за период январь, февраль 2020 года составляет 6 626 руб. 98 коп. по объекту недвижимости по адресу: гор. Самара, ул. Белорусская, д. 40, кв. 67.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что данное жилое помещение (квартира) подключено к внутридомовой инженерной системе многоквартирного дома, тем самым, ЗАО "СЗ Нефтемаш" поставка тепловой энергии осуществляется, а пользователем коммунальных услуг принимается в необходимом объеме, надлежащем качестве и сроки.
Уклонение от своевременной оплаты оказанных услуг противоречит нормам ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых обязательства должны исполняться надлежащим образом и в соответствии с условиями обязательства и требованием закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Для целей расчетов юридический факт передачи энергии как товара возникает по окончании расчетного периода в момент фиксации объема поставки ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)", утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, пункт 7).
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитор) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, иных правовых актов.
По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу указанных правовых норм Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями Закона, иных правовых актов и прекращаются надлежащим их исполнением.
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции установил, что в нарушение требований статей 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчиком была допущена просрочка в исполнении принятых на себя встречных обязательств (денежное обязательство) по оплате поставленного ему истцом тепловой энергии.
Судом первой инстанции учтено, что при рассмотрении судом данного дела ответчик в нарушение требований статьи 9 и части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащих доказательств обратного суду не представил.
На основании изложенного выше суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования истца являются законными и подлежат удовлетворению, что в полной мере будет способствовать восстановлению нарушенного права и защите законных интересов истца, как теплоснабжающей организации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15222/11, именно собственник помещения в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию имущества.
Сам по себе факт отсутствия заключенного договора на теплоснабжение между ответчиком и истцом не освобождает ответчика от установленной законом обязанности своевременно вносить плату за коммунальные услуги и, соответственно, от несения бремени ответственности за просрочку платежа.
Единый срок оплаты квитанций за коммунальные услуги предусмотрен ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Правилами N 354, требования которых ответчик не мог не знать.
В случае отсутствия у собственника по каким-либо причинам платежного документа, он не лишен права самостоятельно обратиться к истцу для получения платежных документов.
Отсутствие платежного документа не является обстоятельством, освобождающим покупателя от оплаты поставленной энергии.
Само по себе непредъявление истцом платежного документа не освобождает ответчика от оплаты поставленного ресурса, в срок.
Принимая во внимание, что Департаментом не передан находящийся в казне муниципального образования упомянутый объект недвижимости на праве аренды или ином праве, в силу закона (статей 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федераций) является абонентом и на нем лежит обязанность по оплате энергоресурсов, принятых от энергоснабжающей организации. Обратного, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
Аргументы ответчика относительно несения бремени расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме не могут приниматься судом во внимание, поскольку предметом спора является взыскание платы (задолженности) за коммунальные услуги по поставке тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение на объект недвижимости - жилое помещение.
Ссылка ответчика на отсутствие в материалах дела подробного расчета начислений по объекту за спорный период, несостоятельна, противоречит материалам дела.
Кроме того, в силу Положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" при непосредственном обращении потребителя исполнитель должен производить проверку правильности исчисления размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления штрафов и пеней и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств обращения о проведении проверки правильности исчисления размера платы за коммунальные услуги, задолженности потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления штрафов и пеней.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, ответчик в материалы дела не представил.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2021, принятое по делу N А55-33198/2020, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
С.Ю. Николаева |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33198/2020
Истец: ЗАО "Самарский завод Нефтемаш"
Ответчик: городской округ Самара в лице Департамента управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: Администрация г.о. Самара