город Ростов-на-Дону |
|
15 июля 2021 г. |
дело N А32-43746/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Галова В.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
при участии:
от истца: представителя Шлёнских Ю.Л. по доверенности от 15.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 апреля 2021 года по делу N А32-43746/2020 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичному акционерному обществу "Новороссийский морской торговый порт" (далее - ПАО "НМТП", ответчик) о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 494 065 руб. 60 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 26 842 руб. 55 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по дату фактического исполнения обязательства.
Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение условий договора N 325/2 от 27.03.2017 ответчик задерживал оборот железнодорожных вагонов на путях необщего пользования, в связи с чем ответчик не мог принимать новые вагоны на путь необщего пользования, а истец вынужден был задерживать поезда в пути следования на промежуточных станциях. В связи с этим, ответчик обязан оплатить стоимость использования путей общего пользования.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что плата за нахождение вагонов на путях общего пользования необоснованно начислена истцом, поскольку материалами дела подтверждается, что вагоны были задержаны перевозчиком по причине отсутствия (ожидания) локомотива перевозчика. Также в отношении части вагонов судом установлено снижение интенсивности приема и выгрузки груза, в связи с неблагоприятными погодными условиями. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в части заявленных требований истцом пропущен срок исковой давности.
ОАО "РЖД" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что при нарушении грузополучателем технологического срока оборота вагонов перевозчик вправе задержать в пути следования вагоны, следующие в адрес перевозчика. Достаточным основанием для этого является нарушение технологического срока оборота вагонов, подтвержденного ведомостями подачи-уборки вагонов, в связи с чем перевозчик не обязан доказывать занятость железнодорожного пути необщего пользования грузополучателя как обоснованную причину задержки вагонов в пути следования. В данном случае нарушение сроков доставки вагонов подтверждается дорожными ведомостями, факт нарушения грузополучателем технологического срока оборота вагонов подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать истцу в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание представителей не направил, будучи извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей указанного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.03.2017 между ОАО "РЖД" и ПАО "НМТП" заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования ПАО "НМТП" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги N 325/2.
Согласно пункту 1 договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивом владельца.
Согласно подпункту "в" пункта 14 договора ПАО "НМТП" вносит ОАО "РЖД" плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, которая взимается по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (далее - Тарифное руководство N 127-т/1).
В соответствии с пунктом 11 договора на железнодорожном подъездном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 13 часов.
18.09.2019 на железнодорожной станции Разъезд 9 км СКВ в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 8379-266-5210 по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки). 21.09.2019 данный поезд отправлен на станцию назначения. 22.09.2019 поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск, срок доставки истек 18.09.2019. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от ответчика. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца направлены уведомления N 6128 от 18.09.2019, N 6260 от 21.09.2019. За период, указанный в актах общей формы, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 64 296 руб. с учетом НДС, которая предъявлена ответчику к оплате в претензии N 19/1759 от 30.09.2019.
11.09.2019 на железнодорожной станции Кущевка СКВ в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 8879-265-5210 по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки). 15.09.2019 данный поезд отправлен на станцию назначения. 17.09.2019, 21.09.2019 поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск, срок доставки истек 15.09.2019. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от ответчика. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца направлены уведомления N 5936 от 11.09.2019, N 6050 от 15.09.2019. За период, указанный в актах общей формы, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 71 684 руб. с учетом НДС, которая предъявлена ответчику к оплате в претензии N 19/1760 от 30.09.2019.
10.09.2019 на железнодорожной станции Разъезд 9 км СКВ в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 4384-131-5210 по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки). 11.09.2019 данный поезд отправлен на станцию назначения. 12.09.2019 поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск, сроки доставки истекли 11.39.2019. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от ответчика. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 5904 от 10.09.2019, N 5948 от 11.09.2019. За период, указанный в актах общей формы, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 36 799 руб. 20 коп. с учетом НДС, которая предъявлена ответчику к оплате в претензии N 19/1744 от 26.09.2019.
06.09.2019, 10.09.2019 на железнодорожных станциях Ангелинская, Верениковская СКВ в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 4384-126-5210 по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки). 09.09.2019, 14.09.2019 данный поезд отправлен на станцию назначения. 15.09.2019 поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск, сроки доставки истекли 07.09.2019, 08.09.2019. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от ответчика. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца направлены уведомления N 5804 от 06.09.2019, N 5897 от 09.09.2019, N 5921 от 10.09.2019, N 6030 от 14.09.2019. За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 181 094 руб. с учетом НДС, которая предъявлена ответчику к оплате в претензии N 19/1734 от 25.09.2019.
06.07.2019 на железнодорожной станции Разъезд 9 км СКВ в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 4384-014-5210 по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки). 11.07.2019 данный поезд отправлен на станцию назначения. 11.07.2019 поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск, сроки доставки истекли 06.07.2019. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от ответчика. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 5023 от 06.07.2019, N 5108 от 11.07.2019. За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 129 763 руб. 20 коп. с учетом НДС, которая предъявлена ответчику к оплате в претензии N 19/1425 от 14.08.2019.
21.02.2019 на железнодорожной станции Невинномысская СКВ в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 5254-013-5210 по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки). 04.03.2019 данный поезд отправлен на станцию назначения. 09.03.2019 поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск, сроки доставки истекли 22.02.2019. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлены акты общей формы с задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от ответчика. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 2368 от 21.02.2019, N 2880 от 04.03.2019. За период, указанный в актах общей формы начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 5 379 руб. 60 коп. с учетом НДС, которая предъявлена ответчику к оплате в претензии N 19/1422 от 13.08.2019.
07.07.2019 на железнодорожной станции Разъезд 9 км СКВ в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 8307-080-5210 по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки). 07.07.2019 данный поезд отправлен на станцию назначения. 08.07.2019 поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск, сроки доставки истекли 07.07.2019. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от ответчика. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 5041 от 07.07.2019, N 5053 от 07.07.2019.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 2 191 руб. 20 коп. с учетом НДС, которая предъявлена ответчику к оплате в претензии N 19/1424 от 13.08.2019.
19.07.2019 на железнодорожной станции Отрадно Кубанская СКВ в пути следования отставлен от движения поезд с индексом 5851-199-5210 по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки). 20.07.2019 данный поезд отправлен на станцию назначения. 21.07.2019 поезд прибыл на станцию назначения Новороссийск, сроки доставки истекли 20.07.2019. По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от ответчика. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления N 5246 от 19.07.2019, N 5265 от 20.07.2019. За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 2 858 руб. 40 коп. с учетом НДС, которая предъявлена ответчику к оплате в претензии N 19/1447 от 14.08.2019.
По всем задержанным в пути следования вагонам грузополучателем являлся ПАО "НМТП". В связи с произведенными задержками в пути следования, груз прибыл на станцию Новороссийск с просроченным сроком доставки груза, что является одним из условий для начисления и взыскания с грузополучателя платы за время нахождения подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования промежуточных станций.
Как указывает истец, в спорный период ответчик выгружал вагоны в сроки, превышающие технологические нормы выгрузки, установленные пунктом 11 договора. Данное обстоятельство явилось основанием для остановки в пути следования спорных вагонов, следующих в адрес ответчика. Из ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались с нарушением технологического срока оборота вагонов, установленного пунктом 11 договора.
В связи с уклонением ответчика от внесения платы, истец начислил на спорную задолженность проценты за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ввиду того, что ответчиком не была внесена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно частям 11 - 13, 18 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца.
В пункте 20 договора стороны определили, что по вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Согласно абзацу 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Как следует из совокупного анализа статьи 39 УЖТ РФ, пунктов 4.6, 4.7 Правил N 26, Тарифного руководства N 127-т/1, в законодательстве закреплены два условия для внесения грузополучателем платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования, а именно: нарушение технологических норм выгрузки и, как следствие, нарушение срока доставки груза.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2020 N Ф08-7208/2020 по делу N А32-27944/2019 изложена правовая позиция, согласно которой основанием для взыскания платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования при нарушении технологических норм выгрузки вагонов является еще и доказанность причинно-следственной связи между данным нарушением и вынужденным отставлением перевозчиком других вагонов в пути следования. По смыслу части 12 статьи 39 УЖТ РФ грузополучатель должен внести названную плату и в отсутствие нарушения технологических норм выгрузки вагонов, если невозможно в установленные сроки подать на выгрузку все поступившие в его адрес вагоны. Перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в приеме груза в силу публичного характера договора перевозки; грузополучатель должен самостоятельно урегулировать количество отправляемого в его адрес груза со своими контрагентами - грузоотправителями (о чем также указано в статье 39 УЖТ РФ). Отправление в адрес ответчика вагонов в количестве большем, чем он может выгрузить, не освобождает его от обязанности принять груз, а в случае задержки вагонов внести плату за пользование инфраструктурой перевозчика. Перевозчик не должен нести бремя содержания вагонов на своих путях, в случае их прибытия более того количества, которое может переработать грузополучатель.
Грузополучатель в силу положений статьи 39 УЖТ РФ обязан внести плату за пользование путями общего пользования, если адресованные ему вагоны простаивали на пути по причинам, зависящим от него. Таким образом, владелец данных путей (в данном случае ОАО "РЖД") при взимании платы должен доказать, что вагоны простаивали на путях общего пользования именно потому, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Владелец железнодорожных путей в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что вагоны задерживались по пути следования потому, что места разгрузки вагонов грузополучателя были заняты по причинам, зависящим от него, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов. Само по себе нарушение технологического срока оборотов вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Отклонение от технологических сроков не является безусловным основанием для применения абзацев 11, 12 статьи 39 УЖТ РФ. Суду необходимо исследовать занятость путей необщего пользования и наличие технической возможности по приему вагонов в спорный период времени (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.2018 по делу N А32-8959/2017).
На основании изложенного, в предмет доказывания по настоящему делу входят обстоятельства соблюдения грузополучателем технологических сроков оборота и динамика занятости путей необщего пользования грузополучателя, наличие препятствий в подаче очередных вагонов для их приема и переработки грузополучателем, соотношение в соответствующие периоды объема неразгруженных вагонов на путях необщего пользования и задержанных вагонов на путях общего пользования владельца железнодорожных путей.
Судом первой инстанции установлено, что в отношении части вагонов перевозчиком необоснованно начислена плата за нахождение на путях общего пользования, поскольку задержка вагонов перевозчиком обусловлена отсутствием (ожиданием) локомотива перевозчика.
Согласно пункту 7 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245), о причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы акты общей формы в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
По прибытии на станцию вагонов в составе 8879-266-5210 перевозчиком оформлен и представлен в материалы дела акт общей формы об увеличении срока доставки N 19/38364 от 22.09.2019. Согласно данным акта истцом срок доставки увеличен на 3 суток по причине "отсутствие локомотива, не принадлежащего перевозчику", следовательно, по причине, не зависящей от ответчика. Вагоны были задержаны на станциях Сальск, Тихорецкая, Разъезд 9 км, о чем оформлены акты NN 5/18070, 5/18099, 1Б/12845, 1 Б/12846, 20/31353, 20/31395.
Состав был задержан на станции Разъезд 9 км первоначально по причине отсутствия локомотива до 22-10 час. 18.09.2019, а затем с 22-13 час. 18.09.2019 по причине, зависящей от ответчика, за 1 час. 47 мин. до истечения срока доставки 18.09.2019. С учетом того, что состав был отправлен со станции Разъезд 9 км в 22-38 час. 21.09.19 и прибыл на станцию Новороссийск в 8-54 час. 22.09.2019, истцу потребовалось 10 час. 28 мин. для его доставки. Следовательно, истец не смог бы доставить вагоны на станцию назначения до 24-00 час. 18.09.2019 (время окончания срока доставки), и, как следствие, вагоны прибыли бы с нарушенным сроком доставки. Также истец не представил доказательства наличия локомотива в 22-10 час. 18.09.2019 для организации дальнейшего продвижения состава. Если бы поезд не был задержан по причинам, не зависящим от ответчика, поезд был бы доставлен истцом на станцию назначения в пределах срока доставки.
По прибытии на станцию назначения вагонов в составе 8879-265-521 перевозчиком оформлен и представлен в материалы дела акт общей формы об увеличении срока доставки N 19/37496 от 17.09.2019. Согласно данному акту истцом срок доставки увеличен на 3 суток по причине "отсутствие локомотива, не принадлежащего перевозчику", следовательно, по причине, не зависящей от ответчика. Вагоны были задержаны на станциях Тихорецкая, Разъезд 9 км, о чем перевозчиком оформлены акты NN 01/7162, 01/7168,40/5018, 40/5038.
По прибытии вагонов в составе 4384-131-5210 на станцию назначения перевозчиком оформлен и представлен в материалы дела акт общей формы об увеличении срока доставки N 19/36880 от 12.09.2019. Согласно данному акту истцом срок доставки увеличен на 1 сутки по причине "отсутствие локомотива, не принадлежащего перевозчику", следовательно, по причине, не зависящей от ответчика. Вагоны были задержаны на той же станции Разъезд 9 км, о чем перевозчиком оформлены акты NN 20/30203, 20/30470.
По прибытии вагонов в составе 4384-126-5210 на станцию назначения перевозчиком оформлены и представлены в материалы дела акты общей формы об увеличении срока доставки N 19/37161, 19/37162 от 15.09.2019. Согласно акту истцом срок доставки увеличен на 2 суток по причине "отсутствие локомотива, не принадлежащего перевозчику".
По прибытии вагонов в составе 4384-014-5210 на станцию назначения перевозчиком оформлены акты общей формы об увеличении срока доставки N 19/29460, 19/29461 от 11.07.2019. Согласно данным актам истцом срок доставки увеличен на 3 суток по причине "отсутствие локомотива, не принадлежащего перевозчику", следовательно, по причине, не зависящей от ответчика. Вагоны были задержаны на станциях Батайск и Разъезд 9 км, о чем перевозчиком оформлены акты общей формы NN 6/13373, 6/13374, 40/3801, 40/3824. При этом состав 4384-014-5210 был задержан 06.07.2019 в дату истечения срока доставки по причинам, не зависящим от ответчика, на двое суток.
По прибытии вагонов в составе 8307-080-5210 на станцию назначения перевозчиком оформлены акты общей формы об увеличении срока доставки N N 19/29460, 19/29461 от 11.07.2019. Согласно данным актам истцом срок доставки увеличен на 3 суток по причине "отсутствие локомотива, не принадлежащего перевозчику", следовательно, по причине, не зависящей от ответчика. Так, вагоны были задержаны на станциях Батайск и Разъезд 9 км, о чем перевозчиком оформлены акты общей формы NN 6/13373, 6/13374, 40/3801, 40/3824. При этом состав 4384-014-5210 был задержан 06.07.2019 в дату истечения срока доставки, по причинам, не зависящим от ответчика, на двое суток.
По прибытии вагонов в составе с индексом 5851-199-5210 на станцию назначения перевозчиком оформлены акты общей формы об увеличении срока доставки N N 19/30546, 19/30547, 19/30548, 19/30549, 15/30550,15/30552 от 21.07.2019. Согласно данным актам истцом срок доставки увеличен на 4 суток по причине "отсутствие локомотива, не принадлежащего перевозчику", следовательно, по причине, не зависящей от ответчика. Вагоны были задержаны на станциях Лихая. Батайск, Кавказская СКВ, о чем перевозчиком оформлены акты общей формы. Срок доставки вагонов - 20.07.2019, прибыли вагоны 21.07.2019.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что именно истец не обеспечил доставку груза в установленные сроки, что является его прямой обязанностью, установленной статьей 33 УЖТ РФ.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод истца о том, что вручение уведомлений с задержкой не опровергает обоснованность их составления, ввиду следующего.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Судом первой инстанции установлено, что извещение о задержке вагонов в пути следования в составе 8879-266-5210 N 6128 от 18.09.2019 вручено ответчику 20.09.2019 по истечении 2 суток после начала задержки и нарушения нормативного срока доставки, что подтверждает подпись и дата представителя ответчика в извещении. Извещение о задержке вагонов в пути следования в составе 4384-014-5210 N 5023 от 06.07.2019 вручено ответчику 08.07.2019 по истечении 2 суток после начала задержки и даты нормативного срока доставки, что подтверждает подпись и дата представителя ответчика в извещении.
Извещение о задержке вагонов направлено на защиту прав грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, которые, получив подобное извещение, могут принять меры к устранению причин, повлекших задержку поезда, и тем самым минимизировать наступление возможных неблагоприятных последствий.
В рассматриваемом случае истец не предпринял всех мер для своевременного исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота. Следовательно, ответчик не мог повлиять на логистические действия истца и ускорить подвод состава, вследствие ненадлежащего информирования о задержке состава со стороны перевозчика.
Судом первой инстанции установлено, что срок доставки вагонов, следующих в составе 4384-126-5210, согласно железнодорожным накладным - 08.09.2019. Вагоны задержаны истцом на ст. Варениковская СКВжд - 10.09.2019, т.е. уже с истекшим сроком доставки. Задержка вагонов в пути следования на ст. Варениковская не привела к нарушению сроков их доставки, в связи с чем у истца отсутствует предусмотренное частью 11 статьи 39 УЖТ РФ условие для взимания платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования.
Суд правомерно пришел к выводу о том, что представленные истцом в материалы дела оперативные приказы о задержке составов N N 6694, 6615 (состав 8879-266-5210), 6455, 6531 (состав 8879-265-5210), 6380, 6493 ( состав 4384-131-5210), 635, 6409, 6441, 6515 (состав 4384-126-5210), а также акты общей формы станции задержки Ангелинская NN 358, 359, станции Варениковская СКВ NN 99, 100 не подписаны представителями перевозчика и не могут являться надлежащим доказательством подтверждения задержки вагонов на промежуточных станциях.
Также судом установлено, что истцом в дорожных ведомостях в нарушение пункта 3.2.1 Правил N 45 не проставлена отметка о составлении актов общей формы в пути следования.
Состав с индексом 5254-013-5210 не задерживался на станции Невинномысская 21.02.2019, так как сформирован был только 08.03.2019 на станции Краснодар-Сортировочный. Изначально спорный вагон N 59382440 следовал в составе с индексом 8142-088-5210 и не был готов к подводу на станцию Новороссийск, так как был отцеплен и ожидал дальнейшее размещение в другом составе с индексом 5254-013-5210. В материалах дела отсутствует информация о том, где находился вагон N 59382440 со сроком доставки - 22.02.2019 до включения его в состав 5254-013-5210 08.03.2019. Доказательств, подтверждающих невозможность принятия одного вагона, по причинам, зависящим от ответчика, истцом в материалы дела не представлено.
Следовательно, представленные истцом в материалы дела ведомости подачи и уборки вагонов не подтверждают нарушение технологического оборота вагонов на путях необщего пользования на время задержки состава 8879-266-5210, основания для задержки состава отсутствовали.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов N N 093772, 093799, 093824, 093832, 093836, 093837, 093876, 093877, 093878, 093879, 093903, 093904, 093905, 093929, 094958, представленных для обоснования задержки состава N 8879-265-5210, следует, что ответчиком допускались как случаи нарушения технологического срока обработки вагонов, так и случаи обработки вагонов со значительным опережением установленного договором N 325/2 от 27.03.2017 технологического срока обработки вагонов. В ведомости N 093772 значительное опережение срока определено для 12 вагонов, в ведомости N 093799 - для 20 вагонов, в ведомости N 093824 - для 34 вагонов, в ведомости N 093836 - для 9 вагонов, в ведомости N 093876 для 12 вагонов.
Также судом первой инстанции было учтено, что интенсивность приема и выгрузки груза в дату и период задержки вагонов, следующих в составах N N 8879-265-5210, 4384-131-5210, 4384-126-5210 в порту Новороссийск, была снижена, в связи с неблагоприятными погодными условиями для погрузки и выгрузки груза.
Согласно справкам Гидрометеорологического бюро Новороссийска о состоянии погоды в порту Новороссийск от 12.09.2019 N 557 и от 20.09.2019 N 583 был ветер 15 м/с с порывами до 23 м/с. Так 10.09.2019 - порывы ветра достигали 18 м/с, 11.09.2019 - сила ветра 20 м/с, 12.09.2019 - 23 м/с, 13.09.2019 - 22 м/с.
Согласно части 18 статьи 39 УЖТ РФ грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае обстоятельств непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов;
Приказом Минтранса РФ от 09.01.1996 N 2 утверждены Правила охраны труда в морских портах ПОТ РО-152-31.82.03-96 (далее - Правила), которые устанавливают требования охраны труда в процессе организации и выполнения погрузочно-разгрузочных работ в морских торговых портах и обязательны для выполнения всеми работниками, независимо от вида собственности организаций и предприятий.
Согласно пункту 4.2.4 Правил работа кранов в случаях непосредственного участия людей при строповке-отстроповке грузов допускается при скорости ветра не более 15 м/с, если в паспорте не указана меньшая величина. Конкретное значение предельной скорости ветра для каждого крана должно быть установлено приказом по порту.
В соответствии со статьей 44 УЖТ РФ после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
Так как груз выгружается портом, обязанность по совершению действий, предусмотренных статьей 44 УЖТ РФ, возложена на грузополучателя - ПАО "НМТП".
Время действия неблагоприятных погодных условий, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов, повлекло за собой необеспечение своевременной выгрузки последующих партий вагонов и явилось причиной задержки на промежуточных станциях спорных вагонов. Вагоны простаивали в спорный период на путях общего пользования в связи с погодными условиями, то есть по причинам, не зависящим от грузополучателя.
Ответчиком в суде первой инстанции было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности в отношении части заявленных требований.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 1 статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В пункте 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами; аналогичные положения содержатся в статье 126 УЖТ РФ.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 53 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", следует, что иски, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, как к перевозчикам, так и перевозчиков к грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, могут быть предъявлены в пределах установленного срока исковой давности - в течение года со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления таких исков.
Пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 УЖТ РФ).
Исходя из изложенного, акт общей формы является документом, удостоверяющим обстоятельства возникновения ответственности, на основании которого начисляются сборы, платы и штрафы, предусмотренные уставом; основанием для начисления штрафа является факт простоя спорных вагонов, имевший место в соответствующую дату и зафиксированный актом общей формы.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 307-ЭС16-10983 по делу N А56-8864/2015, срок исковой давности по требованию надлежит исчислять со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии, то есть со дня составления актов общей формы, фиксирующих окончание простоя вагонов на путях общего пользования.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил N 26 акты общей формы истец обязан передавать грузополучателю вместе с железнодорожной транспортной накладной.
В соответствии с пунктом 1.14 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утв. приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39, при перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения. Оригинал накладной выдается грузополучателю под роспись в дорожной ведомости.
Изложенное означает, что акты общей формы должны составляться истцом не позднее дня прибытия вагонов на станцию назначения, а равно не позднее дня выдачи грузополучателю под роспись оригинала железнодорожной накладной. При этом событие, являющееся основанием для направления грузополучателю соответствующей претензии, наступает не позднее дня прибытия груза на станцию назначения и (или) дня выдачи грузополучателю соответствующей накладной.
В соответствии с пунктом 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43). Таким образом, период, в течение которого стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается.
Обязательное соблюдение претензионного досудебного порядка урегулирования спора установлено частью 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с указанием срока рассмотрения претензии 30 дней, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Материалами дела подтверждается направление истцом претензии с целью соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Поскольку заключенным между сторонами договором N 325/2 от 27.03.2017 не предусмотрен какой-либо срок ответа на претензию, во всех случаях направление истцом претензий приостановило течение срока исковой давности на 30 дней.
Спорные вагоны в поезде с индексом 4384-014-5210 прибыли на станцию назначения Новороссийск 11.07.2019. С учетом соблюдения претензионного порядка, срок исковой давности по требованию в сумме 129 763 руб. 20 коп. истек 12.08.2020.
Спорные вагоны в поезде с индексом 5254-013-5210 прибыли на станцию назначения Новороссийск 09.03.2019. С учетом соблюдения претензионного порядка, срок исковой давности по требованию в сумме 26 898 руб. истек 10.04.2020.
Спорные вагоны в поезде с индексом 8307-080-5210 прибыли на станцию назначения Новороссийск 08.07.2019. С учетом соблюдения претензионного порядка, срок исковой давности по требованию в сумме 2 191 руб. 20 коп. истек 09.08.2020. С учетом правил статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности истек 10.08.2020.
Спорные вагоны в поезде с индексом 5851-199-5210 прибыли на станцию назначения Новороссийск 21.07.2019. С учетом соблюдения претензионного порядка, срок исковой давности по требованию в сумме 2 858 руб. 40 коп. истек 22.08.2020. С учетом правил статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности истек 24.08.2020.
Поскольку исковое заявление подано в суд 08.10.2020, суд первой инстанции правомерно заключил о пропуске истцом срока исковой давности по вышеуказанным требованиям.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства нахождения вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, а также наличие причинно-следственной связи между нарушением технологическим сроков выгрузки вагоном и вынужденным отставлением вагонов в пути следования. Истцом не представлены доказательства того, что в период задержки спорных вагонов на промежуточных станциях у грузополучателя отсутствовала возможность приема вагонов.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в удовлетворении требований о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, и, соответственно, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 апреля 2021 года по делу N А32-43746/2020 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43746/2020
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Новороссийский морской торговый порт, ПАО "Новороссийский морской торговый порт"