г. Самара |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А55-11065/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Корнилова А.Б., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2021 по делу N А55-11065/2021 (судья Коршикова О.В.), принятое по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232), о привлечении к административной ответственности,
с участием в судебном заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям - Плис В.В., доверенность N 5 от 14 января 2021 года,
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - Будько Д.В., доверенность N 1 от 11 января 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям (далее - Управление Росприроднадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ООО "ЭкоСтройРесурс", общество) к административной ответственности по ч.3 ст.14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2021 по делу N А55-11065/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление Росприроднадзора в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению административного органа, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ООО "ЭкоСтройРесурс" в отзыве апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора отклонило.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭкоСтройРесурс" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в части осуществления деятельности по транспортированию отходов III-IV классов опасности, N (63)-9747-Т от 08.12.2020, выданную Управлением Росприроднадзора на срок: бессрочно.
В период с 29.01.2021 по 26.02.2021 Управлением Росприроднадзора проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "ЭкоСтройРесурс" на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства в соответствии с приказом N 8-КНД от 25.01.2021.
По результатам проверки составлен акт проверки N 22-пл от 26.02.2021, в котором отражено, что ООО "ЭкоСтройРесурс" осуществляет лицензируемый вид деятельности по транспортированию отходов I-IV классов опасности.
В ходе проверки должностным лицом административного органа установлено, что согласно договору N Д-29673/10-2020-N ПРОМ-28 на оказание услуг по обращению с отходами производства и потребления от 16.11.2020, ООО "ЭкоСтройРесурс" оказывает услуги по обращению с отходами производства и потребления Закрытому акционерному обществу "Самараагропромпереработка". Услуги по обращению с отходами включают в себя сбор, транспортирование и передачу на захоронение. ЗАО "Самараагропромпереработка" передает ООО "ЭкоСтройРесурс" отходы I-IV класса опасности, указанные в перечне принимаемых отходов, являющемся Приложением N 1 к настоящему договору. Согласно Приложению N1 в перечень принимаемых отходов включены отходы мебели из разнородных материалов (ФККО 49211181524). Однако данный отход не включен в лицензию ООО "ЭкоСтройРесурс" N (63)-9747-Т от 08.12.2020.
Кроме того, в ходе проведения проверки должностным лицом административного органа установлено, что обществом также заключены:
- договор N 66Б на оказание услуг по захоронению отходов производства и потребления от 01.02.2020, согласно которому ЗАО "Экология-Сервис" оказывает услуги по размещению (захоронению) отходов производства и потребления ООО "ЭкоСтройРесурс";
- договор N 2П на оказание услуг по захоронению отходов производства и потребления от 20.01.2020, согласно которому ГУП "Экология" оказывает услуги по размещению (захоронению) отходов производства и потребления ООО "ЭкоСтройРесурс".
Вследствие этого, Управление Росприроднадзора пришло к выводу, что у ООО "ЭкоСтройРесурс" отсутствуют документация для транспортирования и передачи таких отходов как: Смесь навоза сельскохозяйственных животных и птичьего помета свежих малоопасная (ФККО 11298111334), Молочная продукция некондиционная (ФККО 30115901104), Отходы мелассы соевой при производстве концентрата соевого белкового (ФККО 30118821314), Барда мелассная (ФККО 30121111104), Отходы брагоректификации с повышенным содержанием компонентов сивушных масел при производстве этилового спирта из пищевого сырья (ФККО 30121311103), Отходы спиртосодержащие производства изделий ликеро-водочных (ФККО 30121321103), Отходы пропиточного состава на основе резорцин-формальдегидных смол и латекса при пропитке ткани в производстве прорезиненных текстильных материалов (ФККО 30295611313), Отходы связующего на основе мочевино-формальдегидной смолы с красителем при его приготовлении в производстве ламинированной древесностружечной плиты (ФККО 30531381313), Отходы промывки клеевых вальцов при производстве фанеры, шпона (ФККО 30531911104), Отходы промывки оборудования, инструментов, тары, загрязненных поливинилацетатным клеем, в производстве изделий из дерева (ФККО 30537611304), Щелок сульфитный при варке целлюлозы бисульфитным способом (ФККО 30611141104), Отходы вымывного раствора на основе бутанола при промывке печатных машин (ФККО 30711421103), Отходы негалогенированных растворителей в смеси при промывке полиграфических валов в производстве печатной продукции (ФККО 30711432103) и т.д.
По результатам проверки должностным лицом Управления Росприроднадзора в отношении ООО "ЭкоСтройРесурс" составлен протокол об административном правонарушении N 7-мс (пл) от 29.03.2021, в котором выявленные правонарушения квалифицированы по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ, т.е. осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Указанный протокол явился основанием для обращения административного органа с заявлением в Арбитражный суд Самарской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сослался на отсутствие события вменяемого правонарушения.
Судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований (условий), предусмотренных специальными разрешениями (лицензиями).
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Управление Росприроднадзора вменяет обществу нарушение, которое выразилось в отсутствии документации для транспортирования и передачи отдельных отходов I-IV классов опасности.
В частности, административным органом на основании заключенных договоров N 66Б на оказание услуг по захоронению отходов производства и потребления от 01.02.2020 с ЗАО "Экология-Сервис" и N 2П на оказание услуг по захоронению отходов производства и потребления от 20.01.2020 с ГУП "Экология", сделан вывод о том, что у ООО "ЭкоСтройРесурс" отсутствуют документация для транспортирования и передачи таких отходов как: Смесь навоза сельскохозяйственных животных и птичьего помета свежих малоопасная (ФККО 11298111334), Молочная продукция некондиционная (ФККО 30115901104), Отходы мелассы соевой при производстве концентрата соевого белкового (ФККО 30118821314), Барда мелассная (ФККО 30121111104), Отходы брагоректификации с повышенным содержанием компонентов сивушных масел при производстве этилового спирта из пищевого сырья (ФККО 30121311103), Отходы спиртосодержащие производства изделий ликеро-водочных (ФККО 30121321103), Отходы пропиточного состава на основе резорцин-формальдегидных смол и латекса при пропитке ткани в производстве прорезиненных текстильных материалов (ФККО 30295611313), Отходы связующего на основе мочевино-формальдегидной смолы с красителем при его приготовлении в производстве ламинированной древесностружечной плиты (ФККО 30531381313), Отходы промывки клеевых вальцов при производстве фанеры, шпона (ФККО 30531911104), Отходы промывки оборудования, инструментов, тары, загрязненных поливинилацетатным клеем, в производстве изделий из дерева (ФККО 30537611304), Щелок сульфитный при варке целлюлозы бисульфитным способом (ФККО 30611141104), Отходы вымывного раствора на основе бутанола при промывке печатных машин (ФККО 30711421103), Отходы негалогенированных растворителей в смеси при промывке полиграфических валов в производстве печатной продукции (ФККО 30711432103).
Между тем, указанный вывод административного органа не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 89-ФЗ транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта опасных отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
ООО "ЭкоСтройРесурс" отрицает сам факт осуществления деятельности по транспортированию указанных выше отходов.
Заключение договоров с ЗАО "Экология-Сервис" и ГУП "Экология" на оказание услуг по захоронению отходов производства и потребления не свидетельствует о факте транспортирования указанных выше отходов, поскольку общество не заключало каких-либо договоров с хозяйствующими субъектами на транспортирование таких отходов.
Природоохранное законодательство не регламентирует порядок заключения хозяйствующих договоров. Указанные вопросы регулируются гражданским законодательством РФ.
Согласно ч 2 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Исходя из системного толкования положений гражданского законодательства, а также ч.1 ст.16 Закона N 89-ФЗ следует обязанность юридического лица иметь документацию для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования в случае фактического осуществления транспортирования.
Суд первой инстанции правильно указал, что факт наличия в лицензии определенного перечня отходов не обязывает ООО "ЭкоСтройРесурс" осуществлять деятельность, либо заключать договоры о намерениях именно на указанный перечень отходов.
Административным органом в нарушение положений ч.5 ст.205 АПК РФ не представлено доказательств осуществления обществом деятельности по транспортированию отходов, перечисленных в протоколе об административном правонарушении.
Доводы Управления Росприроднадзора, основанные на самом факте заключения договоров на оказание услуг по захоронению отходов производства и потребления N 66Б от 01.02.2020 с ЗАО "Экология-Сервис" и N 2П от 20.01.2020 с ГУП "Экология", судом апелляционной инстанции отклоняются.
Пунктом 1.1 указанных договоров предусмотрено, что исполнитель принимает отходы различных классов опасности.
Между тем, Управление Росприроднадзора не учитывает, что данный пункт договора имеет рамочный характер, а непосредственное транспортирование конкретного вида отхода фиксируется сторонами актом услуг по обращению с отходами.
ООО "ЭкоСтройРесурс" указывает, что единственным видом отхода, который транспортировался для захоронения по договору N 2П от 20.01.2020 с ГУП "Экология", является отход "Спецодежда из хлопчато-бумажных и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, не загрязненная", акт сдачи-приемки оказанных услуг по которому общество предоставило в адрес административного органа.
Иного административным органом не доказано.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии самом события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Управление Росприроднадзора в протоколе об административном правонарушении также усматривает вину ООО "ЭкоСтройРесурс" в принятии для транспортирования отходов, которые отсутствуют в лицензии, выданной обществу.
В частности, указывает, что согласно договору N Д-29673/10-2020-N ПРОМ-28 на оказание услуг по обращению с отходами производства и потребления от 16.11.2020, заключенному ООО "ЭкоСтройРесурс" с ЗАО "Самараагропромпереработка", общество приняло для транспортирования отход "Отходы мебели из разнородных материалов (ФККО 49211181524), при отсутствии данного отхода в лицензии.
Между тем, указанные доводы административного органа также не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно п.1.4 договора N Д-29673/10-2020-N ПРОМ-28 от 16.11.2020 (далее - договора) адрес места накопления отходов, срок оказания услуг, объем отходов, стоимость услуг и иные характеристики, предусмотренные настоящим договором, согласовываются сторонами в спецификации, форма которой утверждена Приложением N 3 договора.
Спецификация согласовывается сторонами на основании заявки Заказчика на оказание услуг в порядке, предусмотренном разделом 2 договора.
В соответствии с п.2.1 договора при возникновении потребности Заказчика в оказании услуг Заказчиком направляется в адрес Исполнителя соответствующая заявка по форме, предусмотренной Приложением N 2 договора. В заявке Заказчик указывает адрес места накопления отходов, передаваемых Исполнителю, наименования видов отходов, объем отходов, а также ориентировочный срок оказания услуг. Объем передаваемых Исполнителю отходов указывается Заказчиком в отношении каждого вида отходов отдельно.
Кроме того, согласно п. 4.2-4.3 договора обязательным условием подтверждения факта оказания услуг является двустороннее подписание сторонами акта оказанных услуг, либо универсального передаточного документа (далее - УПД).
ООО "ЭкоСтройРесурс" указывает, что ЗАО "Самараагропромпереработка" не направляло в адрес общества Заявку на оказание услуг по транспортированию такого вида отхода, как "Отходы мебели из разнородных материалов" (ФККО 49211181524).
Иного административным органом не доказано.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что ООО "ЭкоСтройРесурс" не осуществляло транспортирование отхода "Отходы мебели из разнородных материалов (ФККО 49211181524). Данный отход лишь содержится в Приложении N 1 к договору, как возможный к транспортированию.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены.
Других доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, административным органом не представлено.
Доводы апелляционной жалобы, что судом первой инстанции не указаны процессуальные основания для отказа в привлечении общества к административной ответственности, судом апелляционной инстанции отклоняются как не нашедшие своего подтверждения и противоречащие мотивировочной части оспариваемого судебного акта.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы срок давности привлечения ООО "ЭкоСтройРесурс" к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, подлежащий исчислению с 26.02.2021 истек.
В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что данные сроки являются пресекательными и не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного, оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28.05.2021 по делу N А55-11065/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11065/2021
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям
Ответчик: ООО "ЭкоСтройРесурс"