г. Санкт-Петербург |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А56-88002/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца: Галеев М.Т. по доверенности от 01.02.2021;
от ответчика: Моргун М.А. по доверенности от 23.06.2021;
от Агентство по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга: Алексеев А.И. по доверенности от 11.01.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18072/2021) Администрации Центрального района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2021 по делу N А56-88002/2019, принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго"
к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга
о взыскании,
третьи лица: Агентство по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга, общество с ограниченной ответственностью "Кузнечный рынок", Комитет финансов Санкт-Петербурга, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (ОГРН 1047833020058; Санкт-Петербург, ул.Дровянная, д.6-8, лит.А; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (ОГРН1037843045701; Санкт-Петербург, Невский проспект, д.176, лит.А; далее - Администрация) с требованием о взыскании неосновательного обогащения в виде стоимости поставленной тепловой энергии в сумме 77 832 руб. 74 коп., потребленной в октябре, ноябре 2017 года.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга (ОГРН 1177847187297; далее - Агентство), общество с ограниченной ответственностью "Кузнечный рынок" (ОГРН 1037843017002), Комитет финансов Санкт-Петербурга (ОГРН 1027810256352), Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (ОГРН 1027809244561; далее - Комитет)
Решением суда от 05.04.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением с решением суда от 05.04.2021, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт.
В жалобе Администрация ссылается на то, что арендные отношения между Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и ООО "Кузнечный рынок" прекращены с 08.10.2017, а с 16.10.2017 спорное здание закреплено на праве оперативного управления за Агентством, которое зарегистрировано 20.11.2017. По утверждению подателя жалобы, ООО "Кузнечный рынок" передало здание Агентству только 09.01.2018, в связи с чем обязанность по оплате тепловой энергии возложена на арендатора - ООО "Кузнечный рынок". Податель жалобы указывает на то, что Комитет не направил Администрации уведомление об организации работ, направленных на обеспечение содержания объекта.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Отзывы Комитета и Общества не приобщены, поскольку представлены с нарушением требований части 2 статьи 262, части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители ответчика и Агентства поддержали доводы жалобы; представитель истца отклонил их.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет теплоснабжение нежилого здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кузнечный переулок, д.3, лит.А, которое является собственностью Санкт-Петербурга согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24.07.2019.
Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 15.06.2005 N 52-р "Об утверждении Положения о порядке представления интересов Санкт-Петербурга как собственника жилых или нежилых помещений в многоквартирных домах" интересы Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме представляет Администрация района.
Истцом отпущена тепловая энергия на нужды отопления спорного здания в период октября и ноября 2017 года на сумму 77 832 руб. 71 коп. согласно счетам-фактурам, актам-товарным накладным и расчетам фактического теплоотпуска. Администрация не оплатила задолженность, что послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое, без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (пункт 1 статьи 541 ГК РФ).
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ указанные правила применяются к правоотношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Фактическое пользование ответчиком в октябре, ноябре 2017 года услугами истца (в данном случае потребление тепловой энергии) следует рассматривать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как свидетельство того, что между сторонами сложились фактические договорные отношения по поставке и потреблению тепловой энергии в отношении спорных нежилых помещений.
При этом, отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Получение лицом энергоресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для того, чтобы обязательство по оплате этого энергоресурса возникло именно у получателя.
Факт поставки тепловой энергии подтверждается материалами дела, установлен судом и ответчиком, третьими лицами не опровергнут. Расчет задолженности произведен с учетом действующих тарифов.
Доказательства, подтверждающие потребление тепловой энергии в меньшем объеме, либо указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в выставленных истцом счетах-фактурах, в деле отсутствуют.
Лицом, обязанным оплатить задолженность в отношении спорного нежилого здания является Администрация, которая является уполномоченным представителем Санкт-Петербурга как собственника объекта.
На основании пункта 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.13.18 Положения N 1098 установлено, что администрация района уполномочена в соответствии с действующим законодательством осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно.
В силу пункта 4.23 Положения N 1098 полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определены положениями статьи 125 ГК РФ.
Согласно пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органом государственной власти, выступающим в суде от имени Санкт-Петербурга, в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, является администрация района Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения N 1098 администрация района выступает от имени Санкт-Петербурга в судебных органах, иных государственных органах, органах местного самоуправления в Санкт-Петербурге по вопросам, находящимся в компетенции Администрации.
Таким образом, исходя из приведенных законоположений в их системном толковании, Администрация является органом государственной власти, выступающим в суде от имени Санкт-Петербурга в силу закона.
Доводы подателя жалобы о том, что обязанность по оплате тепловой энергии лежит на арендаторе, отклоняется апелляционным судом, поскольку ООО "Кузнечный рынок" владело зданием на основании договора аренды от 04.12.2007 N 10-В206123. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2018 по делу N А56-68198/2017 арендные отношения между ООО "Кузнечный рынок" и Комитетом прекращены 08.10.2017. Распоряжением N196-р от 16.10.2017 собственником имущества принято решение о передаче здания в оперативное управление Агентства, право оперативного управления зарегистрировано 20.11.2017. Общество и ООО "Кузнечный рынок" подписали соглашение о расторжении с 08.10.2017 договора N 0033-3-10/41 от 01.09.2010. Вопреки позиции ответчика лицом, обязанным нести расходы на содержание имущества, является собственник объекта, а не арендатор, поскольку с 08.10.2017 после расторжения договора с ресурсоснабжающей организацией у арендатора отсутствуют обязательства перед указанной организацией по оплате услуг теплоснабжения, а стороной договора аренды истец не является, в связи с чем он не вправе требовать от арендатора исполнения обязательств по оплате услуг теплоснабжения.
При изложенных обстоятельствах Администрация является надлежащим ответчиком по иску, так как представляет интересы Санкт-Петербурга, как собственника помещений, имущества казны Санкт-Петербурга, в связи с чем обязана нести бремя содержания спорного имущества, включая оплату коммунальных услуг.
Таким образом, лицом, обязанным оплатить услуги теплоснабжения в период с 08.10.2017 (расторжение договора с арендатором и истцом) по 19.11.2017 (регистрация права оперативного управления) в спорном здании является Администрация. Контррасчет задолженности ответчиком не представлен, доказательства оплаты задолженности отсутствуют.
Ссылки Администрации на то, что Комитет не уведомил Администрацию о несении расходов в течение определенного срока согласно распоряжению Правительства Санкт-Петербурга N 28-Р от 20.04.2016, отклоняются как не влияющие на выводы суда о наличии у Администрации обязательств по несению расходов на содержание здания в исковой период.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.2021 по делу N А56-88002/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-88002/2019
Истец: ООО "ПЕТЕРБУРГТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Агенство по развитию имущесывенного комплекса Санкт Петербурга, Комитет имущественных отношений Санкт-петербурга, Комитет финансов, ООО " Кузнечный рынок"