город Москва |
|
15 июля 2021 г. |
дело N А40-258787/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.07.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Никифорова Г.М., Яковлева Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Омаровым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2021
по делу N А40-258787/20
по заявлению ООО "Газпром экспорт"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконным уведомления;
при участии:
от заявителя - Фролов А.М. по доверенности от 20.05.2021;
от заинтересованного лица - Кузин Р.С. по доверенности от 27.12.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2021 признано недействительным и отменено уведомление Центральной энергетической таможни N 10006000/У2020/0000702 от 19.10.2020.
Таможенный орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители общества и таможенного органа поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в рамках внешнеэкономического контракта от 25.09.1996 N 2102-14/RZ-1/25/96 (контракт), заключенного между ООО "Газпром экспорт" и компанией Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo S.A. (PGNiG S.A.) (покупатель), в июне 2018 года общество осуществило поставку на экспорт в Польшу природного газа в объеме 938 715 187 метров кубических.
В соответствии с положениями заключенного сторонами контракта, в целях получения от покупателя оплаты за полученный природный газ, 05.06.2018 обществом выставлен счет N 3000283413/1200145191 на оплату вышеуказанной партии природного газа, в соответствии с которым общая стоимость вышеуказанной партии природного газа составила 233 992 014, 46 долларов США.
Учитывая, что определенная обществом стоимость сделки полностью соответствовала подлежащим применению в тот момент условиям заключенного сторонами контракта, вышеуказанный счет полностью оплачен покупателем товара.
В последующем стоимость, в том числе вышеуказанной внешнеэкономической сделки по поставке природного газа, имевшей место в июне 2018 пересмотрена сторонами в соответствии со статьей 1 заключенного между сторонами Дополнения от 05.06.2020 N 56 к контракту N 2102-14/RZ-1/25/96 от 25.09.1996 купли-продажи природного газа в Польшу (Дополнение N 56 к контракту) в ретроактивном порядке.
Осуществленный сторонами пересмотр стоимости сделки в рассматриваемом случае привел к увеличению ее стоимости.
В целях получения денежных средств в соответствии с достигнутым сторонами компромиссом о пересмотре стоимости сделки, 05.06.2020 обществом выставлена покупателю дебет-нота N 3000320061/1200169461 на оплату товара в сумме 1.647.766, 21 долларов США.
Указанная дебет-нота N 3000320061/1200169461 принята и акцептована покупателем товара в полном объеме.
Указанные обстоятельства явились основанием для оформления обществом и представлению корректировки декларации на товары и доплате таможенной пошлины, исходя из такой корректировки в 2020.
В связи с указанными обстоятельствами Центральной энергетической таможней направлено в адрес ООО "Газпром экспорт" уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 19.10.2020 N 10006032/У2020/0000702.
Из указанного уведомления следует, что основанием для направления данного уведомления послужило наличие, по мнению таможенного органа, неисполненной со стороны общества обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, исчисленных в декларации на товары N 10006032/160718/0001707 от 19.10.2020 в размере 4.551.839, 85 руб.
21.10.2020 ООО "Газпром экспорт" направлено в адрес таможенного органа письмо N ГЭ/04-5892, которым сообщено о том, что уведомление таможенного органа является необоснованным.
Вместе с тем, поскольку исполнение уведомления таможенного органа является обязательным, обществом указано о том, что оно вынуждено перечислить денежную сумму по указанному уведомлению и просит использовать для этих целей денежные средства, переведенные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Газпром экспорт" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
С 01.01.2018 вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
По правилам п. 1 ст. 444 Таможенного кодекса ЕАЭС настоящий Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
Согласно п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также Договором о Союзе и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании. Законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов.
ООО "Газпром экспорт" осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом, и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном ст.ст. 102, 204 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем одной или нескольких полных таможенных деклараций.
Согласно ч. 4 ст. 38 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
Пункт 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191) предусматривает, что основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном п. 11 настоящих Правил.
При этом п. 11 Правил устанавливает, что таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
В соответствии с ч. 3 ст. 121 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. При этом согласно части 1 данной статьи авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
Процедура временного периодического таможенного декларирования
рассматриваемой поставки природного газа начата обществом 21.05.2018 путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации (ВТД) N 10006032/210518/0000838 на планируемую поставку природного газа в июне 2018, в том числе, по контракту с покупателем.
ВТД зарегистрирована таможенным органом 21.05.2018, таможенные платежи своевременно и в полном объеме уплачены обществом. Товар в рамках таможенной декларации выпущен таможенным органом, о чем свидетельствует штамп "выпуск разрешен".
По результатам завершения поставки природного газа в рамках контракта в июне 2018 в целях завершения процедуры таможенного оформления вышеуказанной поставки товара, обществом представлена в таможенный орган полная таможенная декларация (ПВД) N 10006032/160718/0001107, которая принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в полном объеме уплачена обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "выпуск разрешен", проставленный таможенным органом 16.07.2018.
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины по первому методу определения таможенной стоимости в рамках рассматриваемой ПВД, обществом использована стоимость сделки.
В последующем, в связи с тем, что стоимость рассматриваемой сделки по поставке природного газа пересмотрена в связи с заключением Дополнения N 56 к контракту, ООО "Газпром экспорт" направлено в таможню обращение декларанта от 23.09.2020 о внесении изменений (дополнений) в ПВД N 10006032/170118/0000106 (обращение), ООО "Газпром экспорт" оформлена корректировка декларации на товары (КДТ1) N 10006032/160718/0001107 к ПВД и доплачена таможенная пошлина в соответствии с пересмотренной стоимостью сделки. Обращение общества полностью удовлетворено таможенным органом, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/170118/0000106, что подтверждается отметками таможенного органа от 19.10.2020 в графе "D" измененной ПВД N 10006032/160718/0001107.
Согласно ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Таким образом, основанием для начисления пени является факт неуплаты или неполной уплаты плательщиком в установленные сроки таможенных пошлин, налогов.
Под таможенной пошлиной согласно подп. 33 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, под налогом - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п.1 ст.8 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Учитывая, что налог и таможенная пошлина имеют одну правовую природу, то к спорным отношениям подлежит применению правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, согласно п. 3 которого налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых - налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой - налогоплательщику - обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права.
Согласно п. 5 данного постановления, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени, как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Позиция о том, что пени носят компенсационный характер как платеж, направленный на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок, также отражена и в п. 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Таким образом, пени являются правовосстановительной мерой, носящей компенсационный характер для бюджета Российской Федерации.
Согласно п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при определении наличия оснований для применения таможенными органами ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ и начисления пеней по определенным данной нормой правилам судам необходимо учитывать, что нахождение в федеральном бюджете авансовых платежей, излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, превышающих по своему размеру величину произведенных декларанту доначислений, может свидетельствовать об отсутствии потерь бюджета, требующих компенсации посредством взимания пеней, если иное не следует из представленных таможенным органом доказательств, в том числе сведений таможенного органа об использовании (возврате) авансовых и таможенных платежей за соответствующие периоды начисления пеней, информации об иных причитавшихся к уплате таможенных платежах, относящихся к этому же периоду.
Уведомление выставлено таможенным органом в связи с нарушением, по мнению таможни, обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 30.619.187, 18 руб. в период с 17.07.2018 по 23.09.2020.
Вместе с тем таможенным органом не учтено, что в течение всего периода, за который обществу начислены пени, в бюджете Российской Федерации находилась излишне уплаченная обществом сумма таможенной пошлины в размере 35.014.093, 53 руб. в период с 16.04.2018 по 19.10.2020, что превышает сумму таможенной пошлины, сроки уплаты которой, по мнению таможни, обществом нарушены.
Факт излишней уплаты Обществом таможенной пошлины на сумму 35.014.093, 53 руб. в период с 16.04.2018 по 19.10.2020 подтверждается материалами дела.
Учитывая изложенные обстоятельства, у таможенного органа отсутствовали основания для выставления обществу оспариваемого уведомления, которое не соответствует действующему таможенному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.05.2021 по делу N А40-258787/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-258787/2020
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭКСПОРТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ