город Томск |
|
16 июля 2021 г. |
Дело N А02-1789/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трегуб В.И., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Интер-Строй" (N 07АП-5587/2021) на решение от 22.04.2021 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1789/2020 (судья Соколова А.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Интер-Строй" (ОГРН 1080411001527, ИНН 0411136706, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул.Комсомольская, 9, оф.1) о признании недействительным решения Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302, г.Горно-Алтайск, ул.Ленкина, 12), оформленного протоколом N520 от 25 декабря 2019 года,
При участии в судебном заседании:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Интер Строй" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр, внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, досрочному прекращению права пользования недрами на территории Республики Алтай по участкам недр, отнесенным к компетенции Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее - Комиссия), оформленного протоколом N 520 от 25 декабря 2020 года.
Решением суда от 22.04.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 27.01.2012 обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Горно-Строй" была выдана лицензия 04РА 00082ТР на геологическое исследование с последующей добычей песчано-гравийной смеси на участке "Аэропорт-1/2". Срок действия лицензии установлен до 23 февраля 2019 года.
Приказом Министра Минприроды N 140 от 19.02.2018 внесены изменения в лицензию, срок действия лицензии установлен до 23 февраля 2026 года.
На основании служебной записки должностного лица министерства от 20.05.2019, 26.06.2019 и.о. министра в адрес общества было вынесено и направлено уведомление N 6803 о не выполнении ООО "СК "Горно-Строй" пунктов 2.1.1, 2.1.5 условий пользования участком недр Аэропорт ? лицензии на право пользования недрами N 04РА00082ТР, а именно: отсутствуют планы развития горных работ, не осуществляется достоверный учет полезных ископаемых (пункт 2.2.1); выход на проектную мощность 50 тыс. куб.м вы год не осуществлен в соответствии с утвержденным проектом и условиями лицензии (пункт 2.1.5). Указано, что если после истечения трех месяцев с момент получения уведомления, общество не устранит выявленные нарушения, то право пользования недрами по лицензии 04РА00082ТР будет досрочно прекращено. Также указано на возможность привлечения к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии 25.12.2019 был рассмотрен вопрос выполнении обществом уведомления от 26.06.2019 и о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии 04РА00082ТР. Комиссия было установлено, что указанные в уведомлении нарушения частично устранены, но выход на проектную мощность не осуществлен. Вынесено решение: об обязании общества в срок до 15.02.2019 осуществить достоверный учет оставшихся запасов по участкам недр Аэропорт-1, Аэропорт (геолого-маркшейдерский контроль). По результатам проведенных работ сдать форму статистической отчетности 5-гр о добытых полезных ископаемых в Министерство. Заплатить налог за добытое полезное ископаемое; -об обязании общества в срок до 10 мая 2019 года представить в Министерство для согласования актуализированный проект отработки участка недр Аэропорт -1/2. Также указано, что в случае не выполнения в указанные сроки вышеперечисленных требований, рекомендовать Министерству досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии 04РА00082ТР.
14 февраля 2020 общество обратилось в Министерство с заявлением о продлении сроков исполнения решения Комиссии, оформленное протоколом N 520 от 25.12.2019, до 31 декабря 2020 года.
19.02.2020 Комиссия, рассмотрев заявление Общества о продлении сроков исполнения требований Комиссии, установленных в протоколе N 520 от 25.12.2019, решила: признать утратившим силу решение протокола N 520 от 25.12.2019; Обязать Общество в срок до 01 мая 2020 года осуществить достоверный учет оставшихся запасов по участкам недр Аэропорт-1, Аэропорт ? (геолого-маркшейдерский контроль). По результатам проведенных работ сдать форму статистической отчетности 5-гр о добытых полезных ископаемых в Министерство. Заплатить налог за добытое полезное ископаемое; -обязать общество в срок до 01 июля 2020 года представить в Министерство для согласования актуализированный проект отработки участка недр Аэропорт -1/2; -не осуществлять добычные работы на участке недр Аэропорт -1/2 до согласования технического проекта отработки; -в случае невыполнения в указанные сроки вышеперечисленных требований, рекомендовать Министерству досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии 04РА00082ТР.
Указанное решение оформлено протоколом N 536 от 19.02.2020.
Общество обжаловало в арбитражный суд указанный протокол, который был признан арбитражным судом недействительным.
Решение от 06.08.2020 вступило в законную силу.
Полагая, что решение (протокол) N 520 от 25.12.2019 не соответствует закону и нарушает права общества, ООО "СК "Интер Строй" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд пришел к выводу об их необоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ, с учетом статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок пользования недрами в Российской Федерации и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах").
В соответствии со статьей 11 Закона "О недрах", предоставление недр в пользование, в том числе - предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока, при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу статьи 7 Закона "О недрах", пункта 3.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризированного блока недр.
Границы участка недр определяются на этапе предоставления лицензии, и устанавливаются в лицензии при ее выдаче в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 12 Закона "О недрах".
Закон "О недрах" предусматривает ряд прав и обязанностей, которые возникают у недропользователя только с момента получения в пользование участка недр в виде горного отвода.
В соответствии со статьей 11 Закона "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключён договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 12 Закона "О недрах" лицензия должна содержать сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону "О недрах".
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах).
Приказом Минприроды Республики Алтай от 7 августа 2012 года N 282 создана Комиссия по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр, внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, досрочному прекращению права пользования недрами на территории Республики Алтай, по участкам недр, отнесенным к компетенции Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее - Комиссия), утверждено Положение о Комиссии.
В соответствии с Положением, Комиссия в соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах создается Министерством с целью рассмотрения поступивших заявок и принятия решения или выдачи рекомендаций по вопросам лицензирования пользования участками недр местного значения, расположенными в Республике Алтай.
Как предусмотрено Административным регламентом, Положением о Комиссии, решение Комиссии оформляется протоколом заседания Комиссии, к основным задачам Комиссии относится в том числе и рассмотрение материалов проверок уполномоченных органов и выдачу рекомендаций по досрочному прекращению, приостановлению и ограничению права пользования недрами по участкам, относящимся в соответствии с Законом о недрах к полномочиям Министерства; рассмотрение других вопросов в сфере лицензирования пользования недрами по поручению Министерства с выдачей соответствующих рекомендаций.
Согласно Административному регламенту Минприроды, выдача уведомлений о выявленных нарушениях и предупреждении о досрочном прекращении права пользования недрами, относится к полномочиям Министерства.
Основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр является: 1) информация о возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, или чрезвычайной ситуации; 2) представления (предложения) должностных лиц Министерства, осуществляющих региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения, с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок; 3) представления иных уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации; 4) данные, полученные при осуществлении полномочий Министерства, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами; 5) письменное заявление владельца лицензии о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами по его инициативе; 6) документы, предоставленные в Министерство о ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участок недр был предоставлен в пользование (пункт 25 Административного регламента).
Рассмотрение документов и материалов по вопросам предоставления права пользования участками недр, внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, досрочному прекращению права пользования недрами на территории Республики Алтай по участкам недр осуществляется Комиссией по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр, внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, досрочному прекращению права пользования недрами на территории Республики Алтай по участкам недр (пункты 56, 72 Административного регламента), которая принимает решения рекомендательного характера).
В соответствие с пунктом 74 Административного регламента, результатом административного действия по рассмотрению представленного комплекта материалов на Комиссии Министерства является, в том числе, решение о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Уведомление о нарушениях подписывается Министром или его заместителем, регистрируется в порядке, установленном правилами делопроизводства, и направляется заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 82).
Письменное уведомление о нарушениях должно содержать: указание на нарушения условий пользования недрами; требования к информации об устранении нарушений, которая должна быть представлена пользователем недр, с указанием на срок исполнения; предупреждение о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в указанный в уведомлении срок, то право пользования недрами может быть досрочно прекращено. Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления (пункт 83).
Исходя из положений пунктов 72-74, 82, 83 Административного регламента данные в отношении конкретного участка недр и конкретного недропользователя рассматриваются на комиссии министерства, в случае подтверждения существенных нарушений лицензии в адрес пользователя недр заказным письмом направляется уведомление о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами; продление срока, установленного в уведомлении на устранение нарушений, или выдача повторного уведомления на устранение нарушений с установлением новых сроков устранения нарушений не допускается.
По результатам контрольных мероприятий за устранением пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о нарушениях, комплект документов в отношении конкретного участка недр направляется на повторное рассмотрение на комиссию министерства для принятия рекомендательного решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (пункты 84-86 Административного регламента).
Как следует из материалов дела, 27.01.2012 обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Горно-Строй" была выдана лицензия 04РА 00082ТР на геологическое исследование с последующей добычей песчано-гравийной смеси на участке "Аэропорт-1/2".
Составной частью данной лицензии являются Условия пользования недрами (приложение N 1, далее - Условия пользования недрами).
Условия пользования участками недр отражены в приложении 1 к лицензии.
Условиями пользования участком недр, являющимися приложением 1 к лицензии 04РА00082ТР установлено, что владелец лицензии обязан: выйти на проектную мощность горнодобывающего предприятия в соответствие с утвержденным техническим проектом не позднее 40 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (пункт 2.1.5). соблюдать требования Закона о недрах, Закона Республики Алтай от 02.03.1993 N 4-6 "О недрах и недропользовании", законодательства об охране окружающей среды; уплачивать регулярные платежи за пользование недрами, налоги, сборы; ежеквартально представлять отчет о выполнении условий пользования недрами; до 15 января, следующего за отчетным годом, представлять формы статистической отчетности по вопросам проведения геологоразведочных и добычных работ формы 2- ГР, 5-ГР, 2-ЛС, утвержденных постановлением Комитета РФ по статистике от 13.11.2000 N 110, постановлением Федеральной службы государственной статистике от 04.06.2007 N 43.
Как ранее изложено, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Пунктами 2.1.1, 2.1.5 Условий пользования недрами предусмотрено, что пользователь недр на лицензионном участке обязан осуществлять предписанную лицензией деятельность в соответствии с требованиями законодательства о недрах, об охране окружающей среды; произвести выход на проектную мощность горнодобывающего предприятия в соответствии с утвержденным техническим проектом не позднее 40 месяцев со дня государственной регистрации лицензии.
В силу статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Министерство, установив невыполнение обществом пунктов 2.1.1, 2.1.5 Условий пользования недрами, направило ему уведомление от 24.06.2019 N 6802 (по почте заказным письмом с уведомлением) о необходимости устранения нарушений существенных условий лицензии в течение трех месяцев со дня его получения.
Данное уведомление направлено обществу по юридическому адресу и возвращено по истечении срока хранения органом почтовой связи в адрес министерства 01.08.2019.
На заседании Комиссии 25.12.2019 было установлено, что выявленные нарушения условий лицензии были устранены обществом частично: обществом заключен договор с ООО "Геомаркет" на составление проектной документации и проведение маркшейдерских работ со сроком исполнения до 05.05.2019. Выход на проектную мощность не осуществлен.
Ссылаясь на пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, предусматривающую возможность досрочного прекращения права пользования лицензией в связи с существенными нарушениями условий лицензии, Комиссия установила новые сроки для осуществления достоверного учёта оставшихся запасов по участкам недр, сдачи статистической отчетности по форме 5-гр о добытых полезных ископаемых в Министерство, уплате налога на добытое полезное ископаемое и представления в Министерство для согласования актуализированного проекта отработки участка недр "Аэролпорт-1/2", установив сроки для устранения выявленных нарушений, указала, что в случае невыполнения требований Комиссия рекомендует Министерству досрочно прекратить право пользования недрами на основании лицензии 04РА00082ТР.
С учетом изложенного, нарушений процедуры принятия решения коллегия не усматривает.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заявителя о нарушении порядка принятия оспариваемого протокола со ссылкой на решение по делу, поскольку суд не связан с указанным делом, рамках настоящего спора оспаривается иной ненормативный акт, оцениваются иные доказательства.
Из анализа пунктов 24, 25, 57 Административного регламента, Положения о Комиссии следует, что должностные лица вправе самостоятельно в рамках своих должностных полномочий осуществлять контроль за выполнение недропользователями условий выданных им лицензий, выявлять нарушения.
Таким образом, получение министерством в ходе осуществления своих контрольных полномочий информации (служебная записка) о не выполнении обществом условий лицензии, явилось основанием для направления в адрес директора общества уведомления от 26.06.2019 о выявленных нарушениях, с указанием на устранение допущенных нарушений и предупреждением, что если течение трех месяцев с момента получения уведомления, данные нарушения не будут устранены, данное обстоятельство будет являться для досрочного прекращения права пользования лицензией.
Уведомление было направлено в адрес общества, и возвращено отправителю 01.08.2019 в связи с истечением срока хранения, что свидетельствует о надлежащем уведомлении общества. В трехмесячный срок выявленные нарушения не были устранены.
На заседании Комиссии 25.12.2019, где присутствовал представитель общества Граков С.В., было установлено, что нарушения, указанные в уведомлении были частично устранены, однако выход на проектную мощность 50 тыс. куб.м так и не был осуществлен. В связи с чем, обществу были установлены новые сроки.
Таким образом, Министерством соблюден порядок выявления нарушений, уведомления пользователя недр о возможном досрочном прекращении права пользования участком недр, рассмотрение вопроса о выполнении уведомления. Указание в служебной записке нарушений по иной лицензии, не опровергает факт нарушения практически аналогичных нарушений по настоящей лицензии. Отсутствие решения Комиссии по рекомендации направления в адрес общества уведомления, отсутствие акта проверки, не свидетельствует о незаконности оспариваемого протокола, поскольку факт нарушения обществом существенных условий пользования лицензии подтверждается материалами дела. Кроме того, судом первой инстанции верно учтено, что факт нарушения обществом существенных условий лицензии подтвержден материалами дела, был признан самим обществом, что следовало, в том числе и из его ходатайства о продлении сроков исполнения протокола N 520.
В соответствии со статьей 24 Закона о недрах мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора.
Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1466 утверждены Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых
Согласно указанным правилам, планы и схемы развития горных работ составляются для каждого участка недр, право пользования которым предоставлено в соответствии с лицензией на пользование недрами и на котором в соответствии с техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых ведутся горные работы, связанные с пользованием недрами (далее - участок недропользования) (пункт 11).
В случае если месторождение полезных ископаемых разделено на 2 и более участка недропользования или 2 и более месторождения полезных ископаемых объединены в границы одного участка недропользования, право пользования которым принадлежит одному пользователю недр, или участок недр (месторождение полезных ископаемых) разрабатывается на основании нескольких видов проектной документации, допускается составление 1 плана и 1 схемы развития горных работ с общей графической частью и пояснительной запиской.
В случае если пользователем недр разрабатывается 2 и более месторождений полезных ископаемых, допускается составление общей схемы развития горных работ в отношении маркшейдерских работ. При этом табличные материалы с показателями параметров горных разработок и видов маркшейдерских работ составляются раздельно по каждому участку недропользования или месторождению полезных ископаемых соответственно.
Заявление о согласовании планов развития горных работ направляется пользователем недр в орган государственного горного надзора до 1 сентября текущего года (года, предшествующего планируемому).
Рассмотрение планов развития горных работ осуществляется в период с 20 сентября по 25 декабря года, предшествующего планируемому, в соответствии с графиком, утверждаемым органом государственного горного надзора (далее - график).
Пользователи недр, подавшие заявления о согласовании планов развития горных работ, включаются в график в алфавитном порядке. Графики опубликовываются на официальных сайтах органа государственного горного надзора и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пользователи недр письменно уведомляются органом государственного горного надзора о времени и месте рассмотрения планов и (или) схем развития горных работ не позднее чем за 20 дней до установленной даты их рассмотрения.
Планы и (или) схемы развития горных работ направляются пользователем недр в орган государственного горного надзора за 15 дней до назначенной даты рассмотрения планов и (или) схем развития горных работ на бумажном носителе или в электронном виде (по усмотрению заявителя).
По результатам рассмотрения планов и (или) схем развития горных работ органом государственного горного надзора не позднее 5 дней с даты рассмотрения принимается решение о согласовании планов и (или) схем развития горных работ либо об отказе в согласовании.
Материалами дела установлено, что планы горных работ за 2018, 2019 года на момент принятия оспариваемого протокола, общество не представило, доказательства подачи в уполномоченный орган заявок отсутствуют.
Более того, Министерством представлены ответы Ростехнадзора, согласно которым общество в 2019, 2020 годах не обращалось за согласованием планов горных работ, а архивы, в том числе за 2018 года не сохранились.
Далее, исходя из пункта 2.1.5 Условий пользования участком недр, выход на проектную мощность горнодобывающего предприятия должен быть осуществлен не позднее 40 месяцев со дня государственной регистрации лицензии (07.02.2012), предприятие, в срок не позднее 07.07.2015, должно было выйти на проектную мощность в соответствие с техническим проектом.
Судом рассмотрены и обоснованно отклонены доводы общества о выходе на проектную мощность и даже с превышением со ссылкой на статистическую отчетность за 2019 год (принята министерством 15.01.2020), поскольку выход на проектную мощность должен быть осуществлен в срок, установленный в соответствии с проектной документацией и условиями лицензии, который общество не выполнило на момент принятия оспариваемого протокола. Представленная статотчетность за 2018 год (сдана 28.01.2018) содержит сведения об объемах добычи в 46,5тыс.куб. м, отчетность за 2017 год показывает-0.
Таким образом, на протяжении более чем 8 лет с момента государственной регистрации лицензии и на момент вынесения оспариваемого протокола, выход на проектную мощность не был осуществлён, планы горных работ не сдаются в уполномоченный орган-Ростехнадзор, достоверный учет запасов в полном объеме не был осуществлен.
Также получили надлежащую оценку доводы общества о неправомерности обязания предоставлять актуализированный проект отработки участка недр 2Аэропорт-1/2" со ссылкой на проектную документацию.
Пользователь недр обязан использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии, обеспечить выполнение условий, установленных лицензией и техническими регламентами (пункты 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Проектная документация составлена с учетом исходных данных, предоставленных ООО СК
Горно-Строй
, а именно на основании следующих материалов: - Лицензия на право пользование недрами
Геологическое изучение с последующей добычей песчано-гравийного материала на участке
Аэропорт-1
04РА 00051 ТР от 24.04.2009., действительна до 24.04.2019.; - Лицензия на право пользование недрами
Геологическое изучение с последующей добычей песчано-гравийного материала на участке
Аэропорт-1/2
04РА 00082 ТР от 07.02.2012., срок продлен до 23.02.2026.; - Лицензия на право пользование недрами
Геологическое изучение с последующей добычей песчано-гравийного материала на участке
Аэропорт-1/4
04РА 00084 ТР от 14.03.2012., действительна до 28.02.2027.; - отчет о геологоразведочных работах с подсчетом запасов песчано-гравийной смеси участка Аэропорт-1, Аэропорт
, Аэропорт
. - протокол
12 ТКЗ от 16.07.2009.; - заключение
24 ТКЗ от 18.09.2012.
В соответствие с пунктом 1.1 Проектной документации рассмотрен вопрос отработки всего участка, на котором был произведен подсчет запасов, который включает в себя все три участка - "Аэропорт-1", "Аэропорт-1/2", "Аэропорт-1/4" суммарной площадью 21,0 га.
В соответствие с пунктом 3.2 проектной документации площадь, проектируемая под разработку карьера, в том числе, для размещения временных отвалов пустых пород составляет 18,5 га. Данная площадь охватывает всю часть месторождения. Проектный карьер располагается в контурах земельного отвода. Календарным планом горныхработ предусмотрено вовлечение земель в горные отработки последовательно, с проведение вскрышных работ в первые годы карьера. В соответствие с техническим заданием, данной документацией определена производительность карьера 50,0 тыс. куб.м., но предполагается, что она будет зависеть от потребности предприятия в материалах согласно с условиями строительного рынка региона. Максимально возможная годовая производительность рассчитана 553,3 тыс. куб. м. и может быть обеспечена 3 забоями, работающими одновременно. Календарный план является ориентировочным и определяет главное направление и порядок подвигания горных работ (п. 4.2.5 Проектной документации). Разработан на первые 10 лет.
Таким образом, проектная документация разработана с учетом условий всех трех лицензий, в том числе и лицензии, которая является предметом спора, а также с учетом сроков выхода на проектную мощность в соответствие с этими лицензиями, которые установлены не позднее 40 месяцев со дня государственной регистрации лицензий. Карьер рассматривается как единый горный отвод, включающий в себя все три земельных участка по трем лицензиям. Календарный план является ориентировочным и определяет главное направление и порядок продвигания горных работ и не свидетельствует о невозможности исполнения пункта 2.1.5 Условий Лицензии на право пользование недрами "Геологическое изучение с последующей добычей песчано-гравийного материала на участке "Аэропорт-1/2" 04РА 00082 ТР в части выхода на проектную мощность по этой лицензии в течение 40 месяцев с момента государственной регистрации лицензии.
Как было указано выше, проектная документация разработана с учетом трех лицензий. Судом установлено, что приказом Министерства от 25.04.2019, то есть до вынесения Комиссией оспариваемого протокола, прекращено право пользования участком недр по лицензии 04РА 00051ТР в связи с истечением срока ее действия. Таким образом, на момент заседания Комиссии- 25.12.2019 у общества имелась неактуальная проектная документация. Следовательно, требование Министерства представить для согласования актуализированный проект отработки участка недр "Аэропорт-1/2" является правомерным. При этом, общество ссылается на поэтапное освоение участков недр, невозможность представить планы горных работ по спорному участку, когда осваивался только участок "Аэропорт-1", выйти на проектную мощность, несмотря на конкретные условия пользования каждой из лицензий.
Как было указано выше, проектная документация разработана с учетом трех лицензий. Судом установлено, что приказом Министерства от 25.04.2019, то есть до вынесения Комиссией оспариваемого протокола, прекращено право пользования участком недр по лицензии 04РА 00051ТР в связи с истечением срока ее действия.
Таким образом, на момент заседания Комиссии- 25.12.2019 у общества имелась неактуальная проектная документация.
Следовательно, требование Министерства представить для согласования актуализированный проект отработки участка недр "Аэропорт-1/2" является правомерным.
При этом, общество ссылается на поэтапное освоение участков недр, невозможность представить планы горных работ по спорному участку, когда осваивался только участок "Аэропорт-1", выйти на проектную мощность, несмотря на конкретные условия пользования каждой из лицензий.
Согласно пункту 78 Приказа Минприроды России N 352 от 14.06.2016 78. изменения вносятся в действующую проектную документацию путем составления дополнения к действующей проектной документации.
Пунктом 78.3 установлено, что основанием для составления дополнения к проектной документации на проведение работ в соответствии с лицензией на пользование недрами является: а) необходимость корректировки методики, комплекса, видов и объемов работ, последовательности и сроков их выполнения, обусловленных изменившимся представлением о геологическом строении объекта, выявленным при проведении работ на объекте, которое не было известно на момент составления проектной документации, или изменением макроэкономических показателей, определяющих условия выполнения работ по геологическому изучению недр; б) внесение изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами; в) изменение границ участка недр; г) исправление технической ошибки в лицензии на пользование недрами.
Между тем, из материалов дела следует, что с заявлением о внесении изменений в условия пользования участком недр в соответствие с требования ми Закона пользователь недр не обращался, что свидетельствует о нарушении пользователем недр пунктом 2.1.1, 2.1.5 Условий пользования участком недр.
Невыполнение недропользователем требований лицензионного соглашения, повлекшее существенные нарушения условий выданной ему лицензии на право пользование недрами, показывает нерациональность пользования недрами на данном участке, которая является по смыслу Закона о недрах основной задачей, которую обязан обеспечить недропользователь и государственные органы при принятии решений и является достаточным основанием для досрочного прекращения такого права.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенных обстоятельств судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Оценивая иные доводы заявителя применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, предмета спора, представленных в материалы настоящего дела доказательств, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными; приведенные заявителем доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию по делу, основаны на ином толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для его отмены или изменения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.04.2021 Арбитражного суда Республики Алтай по делу N А02-1789/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Интер-Строй"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1789/2020
Истец: ООО Строительная компания "ИНТЕР СТРОЙ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай