г. Санкт-Петербург |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А56-7139/2020/ |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле: извещены, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16812/2021) Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2021 по делу N А56-7139/2020/тр.5, принятое
по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу
о включении требования в реестр требований кредиторов
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Корючевой Наталии Михайловны
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2020 Корючева Наталия Михайловна (Санкт-Петербург, ИНН 781600593080) признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализация имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена Савенко Светлана Владимировна. Указанные сведения опубликованы в газете "Коммерсантъ" N 46 от 11.06.2020.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 27 по Санкт-Петербургу (далее - уполномоченный орган) обратилась в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требования в размере 419 руб.
Определением суда от 16.04.2021 требование уполномоченного органа в размере 419 руб. основного долга признано установленным и подлежащим удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Не согласившись с определением суда от 16.04.2021, уполномоченный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение и принять новый судебный акт, восстановить срок на подачу заявления о включении в реестр требований кредиторов и включить требование уполномоченного органа в третью очередь удовлетворения требований кредиторов.
В жалобе уполномоченный орган ссылается на то, что моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога, следовательно, обязанность по уплате налога, указанного в налоговом уведомлении, появилась у должника после получения налогового уведомления N 74013589 от 01.09.2020, срок оплаты по которому истек 01.12.2020.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченный орган в соответствии с частью 2 статьи 156 АПК РФ заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в обособленном споре, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в обоснование требования уполномоченный орган сослался на наличие у Корючевой Н.М. задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 419 руб., которая отражена в уведомлении N 74013589 от 01.09.2020, срок уплаты налога истек 01.12.2020.
Суд первой инстанции посчитал доказанным состав и размер требований уполномоченного органа, отказал в восстановлении срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), и признал заявленные требования подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Согласно пункту 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 названного Закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов и включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Как следует из абзаца второго пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве, реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Сведения о признании Корючевой Н.М. несостоятельной (банкротом) опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 11.06.2020, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве - 05.06.2020, реестр требований кредиторов закрыт 11.08.2020.
С настоящим заявлением уполномоченный орган обратился в суд 17.12.2020, то есть после закрытия реестра требований кредиторов.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" (далее - Постановление N 45), в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.
В обосновании ходатайства о восстановлении пропущенного срока уполномоченный сослался на то, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата предъявления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора может быть установлена в рамках дела о банкротстве лишь с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Исходя из абзаца 6 пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее - Обзор от 20.12.2016), моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день предоставления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ), однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, в связи с чем непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 НК РФ.
Пунктом 6 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу пункта 1 статьи 408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Пунктом 1 статьи 409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уполномоченный орган направил налогоплательщику уведомление N 74013589 от 01.09.2020 об уплате налога за налоговый период - 2019 год, срок уплаты налога истек 01.12.2020.
Таким образом, налоговый период окончен 31.12.2019, обязанность по уплате налога возникла в день окончания налогового периода, в связи с чем обязательство по уплате налога не является текущим.
По общему правилу пункта 1 статьи 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.
Положения законодательства о налогах и сборах Российской Федерации не содержат запрета налоговому органу исчислить сумму налога и направить налогоплательщику налоговое уведомление сразу после публикации сведений о введении в отношении должника процедуры банкротства, при том, что обязательства должника в связи с этим признаются наступившими.
Следовательно, налоговый орган имел возможность исчислить сумму налога на имущество физических лиц в течение двух месяцев после открытия реестра требований кредиторов должника, что исключает удовлетворение ходатайства о восстановлении срока предъявления в суд требования о включении в реестр требований кредиторов.
Учитывая документальное подтверждение сумм задолженности по налогу, суд правомерно признали требование уполномоченного органа подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Определение суда от 20.05.2020 является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения по приведенным в жалобе доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2021 по делу N А56-7139/2020/тр.5 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7139/2020
Должник: Корючева Наталия Михайловна
Кредитор: Корючева Наталия Михайловна
Третье лицо: Савенко Светлану Владимировну, АО "Русский Банк Стандарт", Ассоциация "Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", МИФНС N 27, ООО ЭОС, ПАО Банк "Финансовая корпорация Открытие", ПАО ФК ОТКРЫТИЕ, Савенко Светлана Владимировна, СРО Ассоциация "Московская профессиональных арбитражных управляющих", Управление росреестра по СПБ, УФНС России по СПб