г. Ессентуки |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А63-20159/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.07.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии от Министерства экономического развития Ставропольского края - Гетманского В.С. (доверенность от 24.12.2020 N 24), в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Выставочный центр "Кавказ", рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Выставочный центр "Кавказ" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.04.2021 по делу N А63-20159/2020 (в составе судьи Наваковой И.В.),
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Ставропольского края (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Выстовочный центр "Кавказ" (далее - Общество) о взыскании денежных средств, предоставленных по договору от 25.12.2017 N МСП-450/17-448 субсидирования части затрат, субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров в размере 1350000р, расторжении договора от 25.12.2017 N МСП-450/17-448.
Решением суда от 09.03.2021 требования Министерства удовлетворены. Расторгнут договор от 25.12.2017 N МСП-450/17-448, заключенный между Обществом и Министерством. Взысканы с Общества денежные средства, предоставленные по договору от 25.12.2017 N МСП-450/17- 448 в размере 1350000р. С Общества в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 26500р. Судебный акт мотивирован тем, что Обществом допущены существенные условия договора субсидирования.
Не согласившись с решением суда, Общество обжаловало его в апелляционном порядке, просит отменить решение суда первой инстанции. Суд первой инстанции неверно применил нормы материального права. Не привлек к участию в деле поставщика - ИП Швидкого А.Д., арендодателя - ИП Карпову А.А.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Определением от 16.06.2021 удовлетворено ходатайство Министерства о проведении судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Ставропольского края.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Средства субсидии не были использованы Обществом по целевому назначению. Проект не был реализован. Новые рабочие места не созданы. Налоговые отчисления в заявленном в бизнес-плане проекта в бюджет не поступили.
До начала судебного заседания от Общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания на более позднюю дату. Ходатайство мотивировано невозможностью участия представителя Общества в судебном заседании по настоящему делу, в связи с его участием в другом судебном процессе (дело N А75-20487/2020).
Протокольным определением суда в удовлетворении ходатайств Общества отказано, поскольку оснований, предусмотренных частью 5 статьи 158 АПК РФ, для отложения судебного заседания не имеется. Общество не указало обстоятельств, которые бы препятствовали рассмотрению апелляционной жалобы. Не указано на наличие конкретных документов (доказательств), имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего спора, а также обоснование причины непредставления документов (доказательств) заблаговременно, до начала судебного заседания. В ходатайстве не содержится сведений о возможности представления новых доказательств с обоснованием невозможности их представления суду первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ. Каких-либо письменных дополнений либо пояснений к жалобе Обществом не представлено. Общество не указало обстоятельств того, что явка его представителя будет способствовать более полному и объективному исследованию обстоятельств дела. Общество реализовало свое процессуальное право, направляя своего представителя для участия в рассмотрении иного дела. Кроме того, подача ходатайства об отложении судебного заседания посредством системы "Мой арбитр" свидетельствует о наличии у представителя Общества технической возможности участия в онлайн-заседании посредством "вэб-конференции", принимая во внимание, что рассмотрение дела А75-20487/2020 назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 08.07.2021, в то время как рассмотрение настоящего дела назначено на 14 часов 10 минут.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Министерства, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
25.12.2017, в соответствии с Порядком оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также реализации мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства за счет средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Ставропольского края, и средств бюджета Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 24.10.2016 N 450-п, и на основании решения конкурсной комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае для оказания государственной поддержки в виде субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), за счет средств бюджета Ставропольского края от 22.12.2017, между Министерством и Обществом заключен договор N МСП-450/17-448 (т.1, л.д. 12-27) субсидирования части затрат, субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг). Предметом договора являлось предоставление из бюджета Ставропольского края в 2017 году субсидии в размере 1400000р в рамках реализации Обществом проекта "Приобретение технологического оборудования с целью создания производства овощных консервов" (далее - проект), который позволил бы выпускать качественные продукты питания для населения, обеспечить создание дополнительных рабочих мест и увеличить налоговые отчисления в бюджеты различных уровней.
В рамках исполнения договора на банковский счет Общества перечислена субсидия в размере 1400000р (платежное поручение от 29.12.2017 N 1445, т.1, л.д. 29).
По условиям договора планировалось создание технологической линии по производству овощных консервов и 5 рабочих мест со среднемесячной заработной платой 17000р.
Одним из обязательств, принятых на себя Обществом являлось обеспечение целевого использования оборудования без права продажи, сдачи в аренду (субаренду) и иной передачи прав на оборудование в течение 3 лет со дня предоставления субсидии (пункт 3.1.3.2 договора).
В рамках реализации проекта и в соответствии с пунктом 4.3 договора Общество обязалось представлять в Министерство, в том числе: ежеквартально в течение 1 года со дня заключения договора документы и отчет, указанные в пунктах 4.3.3.1 - 4.3.3.3 договора; ежегодно в течение не менее 2 лет со дня заключения договора документ, указанный в пункте 4.3.4 договора.
К реализации проекта Общество планировало приступить с апреля 2018 года.
Министерством в рамках представленных полномочий, проведена внеплановая проверка соблюдения Обществом условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства (приказ от 18.09.2018 N 313/од, т.1, л.д. 125).
В ходе проведенной проверки установлено, что деятельность Общества по адресу: г. Ессентуки, ул. Пятигорская, д. 24/1 приостановлена (вход заблокирован, возможность осмотра помещений отсутствует), оборудование, приобретенное ранее и заявленное в рамках проекта, находится по адресу: г. Пятигорск, пр-т. Кирова, д. 48 (адрес не принадлежит Обществу). Составлен акт проверки N 2 (т.1, л.д. 129-130). По результатам проверки, Министерству рекомендовано направить в адрес Общества требование о возврате субсидии в размере 1400000р, а в случае отказа в возврате субсидии обратится в Арбитражный суд Ставропольского края с соответствующим заявлением о взыскании указанной субсидии.
19.09.2018 в адрес Министерства поступило письмо Общества о расторжении договора и готовности вернуть полученные по договору денежные средства (субсидию) в полном объеме с просьбой о согласовании графика возврата указанных средств (т.1, л.д. 131).
26.09.2018, в соответствии с пунктом 4.1.7 Министерство как главный распорядитель бюджетных средств потребовало возврата субсидии в размере 1400000 (требование N МЭР-04/5111, т.1, л.д. 132-32).
Письмом от 22.11.2018 Общество указало на невозможность вернуть субсидию в полном объеме в связи с трудным финансовым положением, невозможность реализации проекта и возврат части субсидии в размере 50000р (т.1, л.д. 134-135).
12.12.2018 Министерство повторно потребовало возвратить субсидию в размере 1400000р (требование N МЭР-04/6924, т.1, л.д. 136-137).
Платежным поручением от 14.05.2019 N 310 Обществом перечислена часть субсидии в размере 50000р.
Поскольку оставшаяся сумма в добровольном порядке Обществом не возвращена, доказательств полного и своевременного освоения указанных средств в соответствии с условиями договора не представлено, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Министерства, правильно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает основания расторжения договора, в том числе в одностороннем порядке, в случаях, предусмотренных законом или договором.
Как следует из подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В рамках реализации Обществом проекта "Приобретение технологического оборудования с целью создания производства овощных консервов" Обществу предоставлена субсидия.
Общество приняло на себя обязательства по исполнению его условий, вместе с тем, надлежащим образом соглашение не исполнено, фактически рабочие места не созданы, запланированные мероприятия программы не достигнуты.
Обстоятельства, установленные в ходе проведенной внеплановой в отношении Общества проверки, не опровергнуты.
Факт нарушения Обществом условий договора доказан.
Общество не уведомило Министерство о возникновении обстоятельств, признаваемых им обстоятельствами непреодолимой силы, в разумные сроки. Удержание индивидуальным предпринимателем Карповой А.А. приобретенного Обществом в рамках реализации проекта оборудования, не может быть признано в качестве обстоятельства непреодолимой силы.
Пунктом 7.4 договора от 25.12.2017 предусмотрено, что договор может быть расторгнут в случае нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных порядком и договором, а бюджетные средства подлежат возврату в доход краевого бюджета в полном объеме в случае нарушения обязательств, предусмотренных договором (пункт 4.1.6).
В данном случае, возможность расторжения договора и возврата субсидии предусмотрена в случае недостижения получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии. Неисполнение получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии и обязательств по возврату в добровольном порядке, является основанием, как для расторжения договора, так и для взыскания с субъекта малого и среднего предпринимательства предоставленной суммы субсидии в судебном порядке.
Обществом добровольно возвращена сумма в размере 50000р, соответственно возврату подлежит сумма субсидии в размере 1350000р.
Министерство в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Губернатора Ставропольского края от 09.07.2008 N 541, является органом исполнительной власти Ставропольского края, обеспечивающим проведение на территории Ставропольского края государственной политики, осуществляющим в пределах своей компетенции управление и нормативно-правовое регулирование в сфере анализа, прогнозирования и стратегического планирования экономического и социального развития Ставропольского края, внешнеторговой, внешнеэкономической, международной, межрегиональной, выставочно-ярмарочной, инвестиционной деятельности, включая реализацию отдельных механизмов государственной поддержки, предусмотренных законодательством Ставропольского края, и инновационной деятельности, а также разработку и реализацию государственных программ Ставропольского края и ведомственных целевых программ.
При установленных фактических обстоятельствах дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности требований Министерства и взыскании с Общества 1350000р предоставленной субсидии.
Применение к Обществу такой санкции как изъятие бюджетных средств, отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательств по соглашению от 25.12.2017 N МСП-450/17-448.
В жалобе Общества не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции. Иное толкование Обществом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Довод Общества о том, что денежные средства использованы исключительно для целей, предусмотренных договором не нашел своего подтверждения. Средства субсидии не были использованы Обществом по целевому назначению. Проект не был реализован. Новые рабочие места не созданы. Налоговые отчисления в заявленном в бизнес-плане проекта в бюджет не поступили.
Довод о том, что вынесенное решение по делу может повлиять на права и обязанности индивидуальных предпринимателей Карповой А.А., Швидкого А.Д. не принимается, поскольку предметом настоящего дела является неисполнение обязательств Общества в рамках заключенного с Министерством договора. Личные отношения руководителя Общества с Карповой А.А. и Швидковым А.Д. не входят в предмет спора по данному делу. Права и обязанности ИП Швидкого А.Д., арендодателя - ИП Карповой А.А. не могут быть затронуты обжалуемым решением суда.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит..
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.04.2021 по делу N А63-20159/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-20159/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Ответчик: ООО "ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР "КАВКАЗ"
Третье лицо: Лукаш Юлия Сергеевна, ООО "БИЗНЕС ЮРИСТ"