г. Пермь |
|
16 июля 2021 г. |
Дело N А60-52573/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Поляковой М.А., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Харисовой А.И.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 марта 2021 года
по делу N А60-52573/2020
по иску Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу
к производственному сельскохозяйственному кооперативу "Брусянский" (ОГРН 1026601980690, ИНН 6639002411)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, кадастровый инженер Титов Герман Иванович
о признании права собственности отсутствующим, исключении записи из ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к производственному сельскохозяйственному кооперативу "Брусянский" (далее - ответчик, ПСК "Брусянский") о признании права собственности отсутствующим на части земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:4501021:6050, 66:06:4501021:4298, налагающиеся на земли лесного фонда в координатах, указанных в заключении кадастрового инженера ФГБУ "Рослесинфорг"; исключении из ЕГРН сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 66:06:4501021:6050, 66:06:4501021:4298, указании, что решение является основанием для внесения изменений в ЕГРН.
Определением от 30.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, кадастровый инженер Титов Герман Иванович.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель приводит доводы о том, что земли лесного фонда состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Указывает, что спорные участки ответчика образованы из участка с кадастровым номером 66:06:0000000:283, категория земли сельскохозяйственного назначения, образован в 2013 году, границы участка имели декларированный характер и не были согласованы со смежными землепользователями. Вместе с тем, Российской Федерации на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером 66:06:0000000:126 (ранее учтенный), отнесенные к категории "земли лесного фонда", что подтверждается свидетельством о праве собственности N 66 АД 460580 от 02.07.2010, земельный участок с кадастровым номером 66:06:0000000:706 (ранее учтенный), отнесенный к категории "земли лесного фонда", свидетельство о праве собственности N 66 АЖ 695478 от 09.10.2014, выдано взамен ранее выданного свидетельства N 978266 серия 66 АГ от 18.12.2009.
Считает, что положения ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" от 29.07.2017 N 280-ФЗ не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации, при этом судом указанное положение закона не применено; сведения, подтверждающие факты неиспользования ответчиком спорного земельного участка по целевому назначению, полученные от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области по результатам проведения государственного земельного надзора, в суде не исследовались и надлежащей оценки не получили; из акта административного обследования объекта земельных отношений N 24/09 от 07 августа 2020, составленного государственным инспектором Колясниковым Александром Сергеевичем, следует, что спорные участки не используются по целевому назначению, на земельных участках произрастает многолетняя древесная растительность, что свидетельствует о наложении границ спорных земельных участков с землями лесного фонда.
Кроме того, заявитель жалобы указал, что согласно материалам лесоустройства на спорных земельных участках произрастает лес, средний возраст которого более 60 лет; наличие на участке таких насаждений не позволяет отнести участок к сельскохозяйственным угодьям.
Также заявитель отметил, что ПСК "Брусянский" владеет лесным участком в квартале 5 выдела 52 Черноусовского участкового лесничества Свердловского лесничества по договору аренды лесного участка от 29.12.2008 N 429 с целью заготовки древесины. При этом в соответствии с заключением ФГБУ "Рослесинфорг" при сопоставлении границ спорных земельных участков с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, спорный земельный участок ответчика с кадастровым номером 66:06:4501021:4298, категория земли сельскохозяйственного назначения, имеет пересечение в квартале 5 выдела 52 Черноусовского участкового лесничества Свердловского лесничества.
Истец на то, что Верховный суд Российской Федерации в определении N 309-ЭС20-16611 от 16.11.2020 указал, что статья 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" о приоритете сведений ЕГРН перед сведениями лесного реестра применению не подлежит с учетом того, что право собственности Российской Федерации удостоверяется не только выпиской из государственного лесного реестра, но также и свидетельством о государственной регистрации права; право собственности Российской Федерации на земельный участок лесного фонда зарегистрировано в 2009 году, подтверждающие документы были представлены.
Заявитель жалобы отмечает, что межевой план не был согласован с собственниками смежных земельных участков. По мнению заявителя жалобы, иск о признании права отсутствующим является возможным способом защиты права в случаях, когда регистрация права на один и тот же объект недвижимости произведена за разными лицами (устранение неопределенности в отношении правообладателя имущества), государственная регистрация права на движимое имущество как на объект недвижимости (устранение неопределенности в отношении свойств объекта прав).
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное разбирательство назначено на 02.06.2021.
Определением апелляционного суда от 02.06.2021 судебное разбирательство по делу отложено на 15.07.2021, истцу предлагалось уточнить просительную часть иска (с указанием координат пересечения).
24.06.2021 от Департамента в суд апелляционной инстанции поступило письменное ходатайство об уточнении просительной части искового заявления, в котором истец просит признать право собственности ПСК "Брусянский" отсутствующим на земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501021:6050 площадью 6 465 кв.м с указанием координат, а также часть земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:4298 площадью 152 496 кв.м с указанием координат (в виде таблиц) и указать, что решение является основанием для внесения изменений в ЕГРН относительно площадей и границ земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:4501021:6050, 66:06:4501021:4298.
14.07.2021 Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области (третье лицо) направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Определением суда от 14.07.2021 на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена судей Гуляевой Е.И., Семенова В.В. на судей Полякову М.А., Ушакову Э.А.
После замены судей рассмотрение дела начато сначала.
Судом рассмотрено заявление Министерства о рассмотрении дела в отсутствие представителя и в порядке статьи 159 АПК РФ удовлетворено.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции, состоявшееся 15.07.2021, лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, что в соответствии со ст.156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости ПСК "Брусянский" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501021:4298, площадью 173 004 кв.м (дата регистрации права собственности 21.08.2014) и земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501021:6050, площадью 6 465 кв.м, (дата регистрации права собственности 12.05.2016. Данные земельные участки относятся к категории "земли сельскохозяйственного назначения".
Российской Федерации на праве собственности принадлежат земельные участки, которые отнесены к категории земель лесного фонда с кадастровыми номерами: 66:06:0000000:126 (свидетельство о праве собственности от 02.07.2010 N 66 АД 460580), 66:06:0000000:706 (свидетельство о праве собственности от 09.10.2014 N 66 АЖ 695478).
Как указывает истец, при сопоставлении границ земельных участков с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда выявлено, что границы принадлежащих ПСК "Брусянский" участков пересекаются с землями лесного фонда Свердловского лесничества Черноусовского участкового лесничества, Черноусовского участка в квартале 2 выдел 1, Свердловского лесничества Черноусовского участкового лесничества урочище КСП "Брусянское" квартал 2 выдел 10-14, квартал 5 выдел 2, 52, 57, 58. Площадь пересечения составила 275 937 кв.м. Указанные доводы подтверждены, в том числе графическими материалами.
Согласно заключению Уральского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 23.07.2020 N Ф31/548 границы спорных участков имеют пересечение с лесным фондом в следующем объеме:
- по земельному участку с кадастровым номером 66:06:4501021:6050 из 6465 кв.м площадь составляет 6 465 кв.м. (с землями лесного фонда Свердловского лесничества Черноусовского участкового лесничества, урочища КСП "Брусянское" квартал 2 часть выдела 11, Черноусовского участка квартал 2 часть выдела 1);
- по земельному участку с кадастровым номером 66:06:4501021:4298 из 173 004 кв.м. площадь составляет 152 496 кв.м. (с землями лесного фонда Свердловского лесничества Черноусовского участкового лесничества, урочища КСП "Брусянское" квартал 5 часть выдела 52).
Полагая, что формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков принадлежащих ответчику произведены в нарушение действующего законодательства, пересекающиеся части участков из лесного фонда не выбывали, в иные категории земли не переводились, при этом части земельных участков являются землями лесного фонда, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходя из того, что возможность обращения с настоящими требованиями предоставлена только лицу, которое в соответствии с данными ЕГРП является собственником этого имущества и одновременно им владеет и установив, что право собственности ответчика на земельные участки возникло в результате проведения их выдела, пришел к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Способы защиты гражданских прав приведены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав.
Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977 (далее - Основы лесного законодательства), статьей 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьями 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 N 4616-1, частями 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года) единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование; леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации сельхозпредприятия колхозные леса остались в государственной собственности.
Статьей 3 Закона N 201-ФЗ земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
В пункте 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также указано, что земельные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из содержания данных норм следует, что колхозные леса предоставлялись колхозам на праве постоянного бессрочного пользования, при этом они не выбывали из лесного фонда и собственности Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что производственному сельскохозяйственному кооперативу "Брусянское" выдано свидетельство от 17.05.1999 N 25240 о праве бессрочного (постоянного) пользования на земли площадью 2179 га, в том числе 104 га сельхозугодий (пашни), 2075 га прочих угодий.
01.12.1998 ГУ "Свердловскагролес" с КСП "Брусянское" заключен договор безвозмездного пользования лесами, находящимися в границах сельскохозяйственных угодий, по условиям которого ссудодатель передал, а КСП "Брусянское" принял в пользование леса, находящиеся в границах земель КСП "Брусянское" согласно землеучетных документов и государственного акта (свидетельства) N 8 на постоянное (бессрочное) пользование, выданного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству 01.12.1992 на общей площади 1523 га, сроком до 2047 года.
Также из материалов дела следует, что постановлением главы Белоярского городского округа от 02.10.2013 N 2635 предоставлен производственному сельскохозяйственному кооперативу "Брусянский" в собственность земельный участок с кадастровым номером 66:06:0000000:283 площадью 19 996 992 кв.м (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения) с целевым использованием для сельскохозяйственного производства по адресу: Свердловская область, Белоярский район, ПСК "Брусянский".
Право собственности кооператива на земельный участок с кадастровым номером 66:06:0000000:283 зарегистрировано в ЕГРН 07.11.2013.
Как полагает ответчик, им было осуществлено переоформление прав как на "колхозные леса" (договором аренды лесного участка N 429 от 29.12.2008), так и на земли сельскохозяйственного назначения.
Материалами дела подтверждено, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 66:06:4501021:4298 и 66:06:4501021:6050 образованы из земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:283. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Как указывалось выше, в соответствии с заключением ФГБУ "Рослесинфорг" от 23.07.2020 N Ф31/548 при совмещении материалов лесоустройства выявлено пересечение земель лесного фонда со спорными земельными участками ПСК "Брусянский" в Свердловском лесничестве Черноусовском участковом лесничестве, урочища КСП "Брусянское" квартал 2 часть выдел 11, квартал 5 часть выдела 52 Черноусовского участка квартал 2 часть выдела 1.
Из представленных космоснимков на кадастровой публичной карте следует, что спорные земельные участки ответчика с кадастровыми номерами 66:06:4501021:4298 и 66:06:4501021:6050 представляют собой лесной массив с высокой плотностью лесонасаждений (л.д. 61-64). При этом наличие на спорных земельных участках именно леса очевидно при осмотре участка при межевании, расположенный лесной массив не относится ни к пашням, ни к сенокосу, наличие на участке таких насаждений не позволяет отнести участок к сельскохозяйственным угодьям.
Согласно таксационным описаниям в урочище КСП "Брусянское" квартал 2 часть выдел 11, квартал 5 часть выдела 52 произрастает лесная растительность (березы, сосны, осины) средний возраст которых 70 лет. На территории Черноусовского участка квартал 2 часть выдела 1 произрастает лесная растительность средний возраст, которой от 130-75 лет.
Кроме того, ответчику ПСК "Брусянский" земельный участок лесного фонда в квартале 5 выделе 52 урочища КПС "Брусянский" предоставлен в аренду (договор от 29.12.2008 N 429).
В материалы дела Департаментом представлен акт административного обследования объекта земельных отношений N 24/09 от 07.08.2020, из которого следует, что спорные участки не используются по целевому назначению, на земельных участках произрастает многолетняя древесная растительность, что свидетельствует о наложении границ спорных земельных участков с землями лесного фонда.
Также согласно заключению ФГБУ "Рослесинфорг", приложенных к нему карт-схем графического совмещения границ земельных участков иной категории с материалами лесоустройства, выполненных на основании материалов лесоустройства 1994, 1995, 1999, 2003, 2010, 2012 г.г. указанные в иске части участков как лесные земли включены в состав земельных участков ответчика с кадастровыми номерами 66:06:4501021:4298 (в части) и 66:06:4501021:6050 (полностью).
Вышеуказанное заключение ФГБУ "Рослесинфорг" ответчиком документально не опровергнуто.
Доказательств того, что границы уточненного ответчиком земельного участка с кадастровым номером 66:06:0000000:283, из которого образованы спорные участки, описанные в межевом плане, не пересекают границы кварталов 2, 5 урочища "ПСК "Брусянский" Черноусовского участкового лесничества Свердловского лесничества, и указанные кварталы не входят в границы указанного участка, ответчиком не представлено.
При этом в ходе судебного разбирательства ответчик о проведении судебной экспертизы в целях доказывания отсутствия пересечения границ участков не заявлял, доказательств обоснованности приведенных возражений не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции при разрешении спора пришел к ошибочным выводам о том, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Указанный правовой подход при рассмотрении споров, возникающих в связи с наложением границ земель лесного фонда на земельные участки иных категорий, в частности земель категории сельскохозяйственного назначения, изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098.
При разрешении настоящего спора положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ применению не подлежали, учитывая, что ответчик являлся лицом, осуществлявшим их переоформление и формирование, в том числе определение границ, ввиду чего приобретателем земельных участков, полагавшимся на сведения ЕГРН, признан быть не может.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По смыслу данной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом земельные участки подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Так, местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Следовательно, сам по себе формальный учет спорных земельных участков как земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о невозможности отнесения их (либо их частей) к землям лесного фонда с учетом установленных по делу фактических обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной реестр в силу частей 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно ст. 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание заключение ФГБУ "Рослесинфорг", установив, что границы принадлежащих ПСК "Брусянский" участков пересекаются с землями лесного фонда, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными, право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501021:6050 площадью 6 465 кв.м и часть земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:4298 площадью 152 496 кв.м отсутствующим.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит отмене (п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), исковые требования - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, п. 4 ч.1 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 марта 2021 года по делу N А60-52573/2020 отменить.
Исковые требования Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу удовлетворить.
Признать право собственности производственного сельскохозяйственного кооператива "Брусянский" отсутствующим на:
- земельный участок с кадастровым номером 66:06:4501021:6050 площадью 6 465 кв.м с координатами:
1
372782.64
1568501.26
2
372778.06
1568603.15
3
372648.11
1568671.14
1
372782.64
1568501.26
- часть земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501021:4298 площадью 152 496 кв.м с координатами:
1
369652.99
1571653.98
2
369655.80
1571657.05
3
369658.38
1571705.06
4
369665.19
1571750.65
5
369658.24
1571758.99
6
369640.39
1571767.96
7
369639.09
1571776.00
8
369546.56
1571836.05
9
369517.24
1571848.70
10
369489.97
1571846.73
11
369461.72
1571887.68
12
369464.50
1571930.67
13
369487.85
1571955.74
14
369546.85
1572049.14
15
369557.43
1572051.27
16
369507.26
1572119.64
17
369474.87
1572097.94
18
369428.73
1572098.02
19
369367.02
1572127.06
20
369268.46
1572116.84
21
369257.72
1572112.20
22
369256.51
1572101.72
23
369237.84
1572073.35
24
369215.44
1572064.39
25
369205.31
1572058.02
26
369148.58
1571996.64
27
369101.74
1571972.76
28
369090.29
1571955.20
29
369091.49
1571941.93
30
369120.61
1571931.47
31
369119.87
1571921.77
32
369112.87
1571917.29
33
369085.52
1571916.54
34
369093.73
1571909.07
35
369127.33
1571891.90
36
369146:93
1571880.08
37
369200.38
1571828.21
38
369248.59
1571774.23
39
369263.79
1571750.12
40
369285.80
1571749.60
41
369331.91
1571748.03
42
369358.11
1571734.40
43
369386.41
1571717.63
44
369459.25
1571692.48
45
369471.83
1571686.72
46
369511.65
1571650.56
47
369554.62
1571646.37
48
369572.44
1571626.45
49
369578.73
1571605.49
50
369585.02
1571608.11
51
369591.31
1571633.27
52
369602.31
1571635.36
53
369620.13
1571628.55
54
369624.84
1541630.12
1
369652.99
1571653.98
Решение является основанием для внесения изменений в ЕГРН относительно площадей и границ земельных участков с кадастровыми номерами 66:06:4501021:6050, 66:06:4501021:4298.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
М. А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-52573/2020
Истец: ОСП ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВБРУСЯНСКИЙ
Третье лицо: ИП Титов Герман Ивановича, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Титов Герман, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области