г. Вологда |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А66-1877/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Мурахиной Н.В. и Селивановой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 апреля 2021 года по делу N А66-1877/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075; адрес: 170001, Москва, Проектируемый 4062-й проезд, дом 6, строение 25; далее - АО "АтомЭнергоСбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Прокуратуре Тверской области в лице Бологовской межрайонной прокуратуры (ОГРН 1026900569662, ИНН 6905000777; адреса: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Симеоновская, дом 27 и 171080, Тверская область, Бологовский район, город Бологое, улица Ленинградская, дом 2; далее - прокуратура) о признании недействительным представления от 12.01.2021 N 18д-2.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Бологовская управляющая компания" (ОГРН 1096908001013, ИНН 6907010900; адрес: 171080, Тверская область, Бологовский район, город Бологое, улица Дзержинского, дом 2; далее - ООО "Бологовская управляющая компания").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23 апреля 2021 года по делу N А66-1877/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что выводы прокуратуры противоречат судебным актам, которыми установлено, что индивидуальные приборы учета вышли из строя и начисление платы должно производиться исходя их нормативов потребления коммунальных услуг. Не согласилось с выводом суда первой инстанции о том, что общество является исполнителем коммунальных услуг. Считает, что обязанность по обеспечению эксплуатации индивидуальных приборов, а также по своевременному проведению поверки возложена непосредственно на собственников приборов; размер платы при отсутствии индивидуального прибора в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги, с учетом которого и проведен расчет.
Прокуратура в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, прокуратурой проведена проверка по обращениям жителей многоквартирных домов г. Бологое по вопросам нарушения их прав при начислении АО "АтомЭнергоСбыт" платы за электроэнергию.
Установлено, что АО "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" г. Тверь в ноябре 2020 года жителям ряда многоквартирных домов города Бологое, находящихся в управлении ООО УК "Центральная" (в настоящее время ООО "Бологовская управляющая компания"), произведен перерасчет платы за электроэнергию исходя из норматива потребления электроэнергии, за период с июня по сентябрь 2017 года, с октября по декабрь 2017 года, за январь, февраль 2018, январь, февраль 2019 года. Основанием для перерасчета явился факт выхода из строя индивидуальных приборов учета, установленный на основании актов комиссионного обследования индивидуальных приборов учета от 15, 16 февраля 2018 года и 15, 21, 22 марта 2018 года и решений Арбитражного суда Тверской области по делам N А66-17375/2017, А66-8582/2018, А66-3132/2018, А66-7970/2019.
Прокуратура выдала обществу представление от 12.01.2021 N 18д-21, согласно которому обществу необходимо:
1) безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием прокурора;
2) принять меры к устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь, произвести перерасчет необоснованно начисленной по вышеуказанным основаниям в ноябре 2020 года платы за электроэнергию гражданам, собственникам жилых помещений многоквартирных домов, обслуживаемых ООО УК "Бологовская управляющая компания", с учетом положений Правил N 354;
3) о результатах рассмотрения и принятых мерах сообщить Бологовскому межрайонному прокурору в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Не согласившись с указанным представлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона N 2202-1).
Статьей 22 Закона N 2202-1 предусмотрено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона N 2202-1 проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 22 Закона N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений пункта 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В данном случае прокуратурой в соответствии с указанными нормами по обращению граждан проведена проверка общества по исполнению им норм жилищного законодательства и выдано представление, которым установлено нарушение при проведении перерасчета за электроэнергию.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
На основании пункта 81 названных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В силу пункта 81 (10) Правил N 354 эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Пунктом 42 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Из подпункта "д" пункта 81(12) Правил N 354 следует, что прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
На основании пункта 81(13) упомянутых Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Следовательно, при истечении межповерочного интервала прибор учета считается вышедшим из строя и в этом случае плата за коммунальную услугу определяется на основании подпункта "а" пункта 59 Правил N 354.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в предусмотренных в названном пункте случаях и за указанные расчетные периоды, в том числе в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Согласно пункту 60 вышеназванных Правил по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, при выходе прибора учета из строя плата за коммунальную услугу производится в указанном порядке, то есть с учетом среднемесячных показаний за определенный период, а далее с учетом норматива потребления коммунальных услуг.
В рассматриваемом случае общество произвело перерасчет платы за электроснабжение за период с июня по сентябрь 2017 года, с октября по декабрь 2017 года, за январь, февраль 2018 года, январь, февраль 2019 года для потребителей, факт выхода из строя индивидуальных приборов учета которых установлен на основании актов комиссионного обследования индивидуальных приборов учета от 15, 16 февраля 2018 года и 15, 21, 22 марта 2018 года, что прокуратура посчитала незаконным.
Согласно подпунктам е(1), е (2) пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета); осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета.
На основании пунктов 82, 83 упомянутых Правил исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета. Указанные проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
В соответствии с пунктом 85(1) вышеназванных Правил акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.
Один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом (пункт 85(2) Правил).
В силу подпункта "д" пункта 34 Правил N 354 потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В ходе проверки установлено, что выход из строя индивидуальных приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах (истечение межповерочного интервала) установлен обществом в ходе проведения комиссионного обследования индивидуальных приборов учета, результаты которого отражены в актах от 15, 16 февраля, 15, 21, 22 марта 2018 года.
При этом перерасчет платы за электроэнергию собственникам помещений на основании указанных актов в нарушение подпункта "а" пункта 59 Правил N 354 осуществлен через два года в ноябре 2020 года в том числе за период, предшествующий моменту обнаружения неисправности приборов - истечения межповерочного интервала.
Сведений о проведении проверок индивидуальных приборов учета после 22.03.2018 материалы дела не содержат, основания для перерасчета и доначислений по нормативу за два месяца: январь, февраль 2019 года при принятии показаний приборов за предшествующие периоды не обоснованы и не подтверждены.
С учетом указанного прокуратура обоснованно отразила в оспариваемом представлении о необходимости соблюдения требований Правил N 354 при выполнении перерасчетов.
Суд первой инстанции отклонил довод общества о том, что оно не является исполнителем коммунальных услуг, с чем апеллянт не согласился.
В соответствии с требованиями Правил N 354 начисление платы производится исполнителем, который обладает данными о дате истечения срока поверки и имеет обязанность с установленной Правилами N 354 периодичностью и в предусмотренные сроки проверять как состояние индивидуальных проборов учета, так и верность переданных показаний.
Поскольку начисление платы при наличии управляющей компании производится обществом, которое является энергоснабжающей организацией и гарантирующим поставщиком, оно обязано соблюдать требования ЖК РФ и Правил N 354.
Вместе с тем, как указано в судебных актах по делу N А66-17375/2017, заключая прямые договоры энергоснабжения с собственниками и пользователями жилых и (или) нежилых помещений с целью поставки им электроэнергии, общество должно принимать самостоятельно или с участием управляющей компании меры по контролю за индивидуальными приборами учета, и своевременно переходить на расчетный порядок определения объемов индивидуального потребления электроэнергии при выходе индивидуальных приборов учета из строя.
Поскольку ввиду неисполнения предусмотренных Правилами N 354 обязанностей первоначальный расчет произведен неверно, оснований для перерасчета в данном случае упомянутыми Правилами не предусмотрено, суд первой инстанции верно отразил, что права исполнителя могут быть реализованы в порядке, предусмотренном статьей 11 ГК РФ, а не путем отражения перерасчета в выставляемых квитанциях.
Как указал суд первой инстанции, с учетом положения статьи 11 ГК РФ и имеющегося возможного спора о наличии задолженности за поставленные энергоресурсы заявитель защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав со стороны потребителей (физических лиц) электроэнергии в спорный период вправе осуществлять в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, в суде, а не в одностороннем порядке.
Ссылка общества на решение Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-17375/2017 судом первой инстанции не принята, поскольку оно преюдициального значения для настоящего дела не имеет.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представление является законным, а заявленные требования отклонил.
Доводы апеллянта о том, что общество исполняло решения суда, которые в силу части 1 статьи 16 АПК РФ являются обязательными для исполнения, коллегий судей не принимаются.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 09 июля 2018 года по делу N А66-17375/2017 обществу отказано во взыскании долга с управляющей компании за период с октября 2016 года по май 2017 года, указанный период к спорному не относится.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06 ноября 2018 года по делу N А66-3122/2018 с управляющей компании в пользу общества взыскана задолженность по оплате за электрическую энергию, поставленную с июня по сентябрь 2017 года, решением Арбитражного суда Тверской области от 14 декабря 2018 года по делу N А66-8582/2018 - за период с октября по декабрь 2017 года, январь, февраль 2018 года, вопреки доводам апеллянта, в данных судебных актах выводов об истечении срока межповерочного интервала, а также о праве общества выполнить доначисления не содержится.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 02 марта 2020 года по делу N А66-7970/2019 взыскана задолженность период с января по февраль 2019 года.
Наличие споров между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией при рассмотрении упомянутых дел само по себе не означает право общества на выполнение в ноябре 2020 года перерасчетов начисленных платежей за электрическую энергию физическим лицам за все предшествующие периоды.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 апреля 2021 года по делу N А66-1877/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1877/2021
Истец: АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ПРОКУРАТУРА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ в лице Бологовской межрайонной прокуратуры
Третье лицо: ООО "БОЛОГОВСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"