15 июля 2021 г. |
Дело N А84-5643/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.07.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сикорской Н.И., судей Остаповой Е.А., Тарасенко А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Грабищенко О.В.,
при участии:
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - Черепанова Олеся Андреевна, представитель по доверенности N 200-Д от 26.03.2021, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом;
от Совета министров Республики Крым - Мироненко Наталья Александровна, представитель по доверенности N 1/01-57/3686 от 30.06.2020, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гаражного кооператива "Прибрежный" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 декабря 2020 года по делу N А83-5643/2019,
по исковому заявлению Гаражного кооператива "Прибрежный",
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым "Главное управление капитального строительства Республики Крым", Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Совет Министров Республики Крым, Администрация г. Феодосии Республики Крым, ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым",
об установлении границ земельных участков и исправлении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
Гаражный кооператив "Прибрежный" (далее - истец, ГК "Прибрежный", кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственному казенному учреждению Республики Крым "Противооползневое управление", Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, согласно которому заявитель просил суд установить границы земельных участков: площадью 0,1350 Га, кадастровый номер 90:24:040102:822; площадью 0,0954 Га, кадастровый номер 90:24:040102:821; площадью 0,0820 Га, кадастровый номер 90:24:040102:823; исправить реестровую ошибку, в части описания местоположения границ участка (координат характерных межевых точек) приводящую к наложению земельного участка с кадастровым номером N 90:00:000000:42 на земельные участки истца, путём внесения изменений в состав сведений Государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу г. Феодосия, п.г.т. Приморский кадастровый номер N 90:00:000000:42, установив координаты поворотных точек участка.
06.05.2020 в Арбитражный суд Республики Крым от ГК "Прибрежный" поступило уточнённое исковое заявление, согласно которому истец просил суд:
- исправить реестровую ошибку исключив из земельного участка с кадастровым номером 90:00:000000:421 земельные участки с кадастровыми номерами 90:24:040102:821, 90:24:040102:822, 90:24:040102:823 указав координаты исключаемых участков на основании заключения землеустроительной экспертизы;
- установить границы земельных участков с кадастровыми номерами 90:24:040102:821, 90:24:040102:822, 90:24:040102:823, указав поворотные точки на основании заключения землеустроительной экспертизы.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 02.09.2020 суд привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Совет министров Республики Крым.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 08.12.2020 суд привлёк к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Администрацию города Феодосии Республики Крым и ГАУ "Распорядительная дирекция Республики Крым".
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 28.05.2020 суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнённое исковое заявление к рассмотрению и возобновил производство по делу.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.12.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГК "Прибрежный" обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд через суд первой инстанции с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы кооператив указывает, что судебное решение не мотивированно и не содержит выводов относительно заявленных исковых требований. Апеллянт указывает, что бесспорным является факт наложения земельных участков, а наложение земельных участков является реестровой ошибкой.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.
30.03.2021 от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - МИЗО) поступил отзыв на апелляционную жалобу. Министерство указывает, что поскольку истцом заявлено о наличии реестровой ошибки, именно на последнего возложена обязанность по доказыванию наличия реестровой ошибки при постановке на кадастровый учет земельных участков площадью 0, 1350 га кадастровый номер 90:24:040102:822, площадью 0,0954 га кадастровый номер 90:24:040102821, площадью 0,0820 га кадастровый номер 90:24:040102:823.
08.04.2021 от Администрации города Феодосии Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Судебное разбирательство откладывалось по различным основаниям, в том числе в связи с неявкой апеллянта.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 произведена замена судьи Остаповой Е.А. на судью Колупаеву Ю.В.
В судебном заседании 07.06.2021 представитель Государственного автономного учреждения "Распорядительная дирекция имущества республики Крым" (далее - ГАУ "РДИРК") заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письменных пояснений, в которых учреждение просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Указанные документы приобщены к материалам дела протокольным определением от 07.06.2021.
Кроме того, указанные протокольным определением изменено наименование Государственного казенного учреждения Республики Крым "противооползневое управление" на Государственное казенное учреждение Республики Крым "Главное управление капитального строительства Республики Крым" на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 21.04.2020 N 462-р.
07.07.2021 от Государственного казенного учреждения Республики Крым "Главное управление капитального строительства Республики Крым" поступил отзыв на апелляционную жалобу, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Учреждение указывает, что согласно имеющейся в материалах дела выписке из Реестра имущества Республики Крым, берегоукрепительные сооружения, расположенные по адресу: пгт. Приморский, г. Феодосия, включены в реестр имущества Республики Крым. В целях реализации федеральной целевой программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от11.08.2014 N 790, ГАУ "РДИРК" была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая была согласована МИЗО с исполнительными органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2021 произведена замена судьи Колупаевой Ю.В. на судью Остапову Е.А.
В судебном заседании 08.07.2021 представители МИЗО и Совета министров Республики Крым просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании ст. ст. 121, 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 27.07.2010 года на основании решения 33 сессии 5-го созыва Приморского поселкового совета Автономной Республики Крым от 27.03.2009 N 1184 между Приморским сельским советом Автономной Республикой Крым (далее арендодатель) и ГК "Прибрежный" (далее - арендатор) заключён договор аренды земельного участка площадью 0, 3124 га (земельный участок N 1 площадью 0,1350 га, кадастровый номер 01:116:460:00:01:002:1218; земельный участок N 2 площадью 0,0954 га, кадастровый номер 01:116:460:00:01:002:1217; земельный участок N 3 площадью 0,0820 га, кадастровый номер 01:116:460:00), расположенного по адресу: АР Крым, г. Феодосия, пгт. Приморский, район ОШ N 7 для размещения водно-спортивного туристическо-оздоровительного комплекса.
Согласно пункту 8 договора, его срок составляет 49 лет.
Земельные участки переданы по акту приема-передачи. (т.1, л.д. 50)
Согласно кадастровым паспортам земельные участки были поставлены на кадастровый учет 27.07.2015 с присвоением им российских кадастровых номеров - 90:24:040102:821, 90:24:040102:822, 90:24:040102:823, при этом границы земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. (т.1, л.д. 119, 145, 171)
При подготовке документов на переоформление договора аренды земельных участков в соответствии с требованиями действующего российского законодательства и проведении межевания было установлено, что все спорные земельные участки вошли в границы земельного участка с кадастровым номером 90:00:000000:421, предоставленного ГКУ РК "Противооползневое управление" для обслуживания гидротехнических сооружений.
Полагая свои права нарушенными, кооператив обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Изучив материалы дела по правилам статей 266, 268 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.
Гражданские права защищаются с использованием способов защиты, которые вытекают из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения. Выбор способа защиты права осуществляется истцом. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с частью 4 указанной статьи реестровая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно уточненному исковому заявлению, принятому судом, истец просил исправить реестровую ошибку, исключив из земельного участка с кадастровым номером 90:00:000000:421 (далее-:421), земельные участки с кадастровыми номерами 90:24:040102:821 (далее :821); 90:24:040102:822 (далее:822); 90:24:040102:823 (далее :823), при этом указал координаты исключаемых участков на основании заключения землеустроительной экспертизы; и просил установить границы земельных участков :821; 6822; 6823; указав поворотные точки координат земельных участков на основании заключения землеустроительной экспертизы.
Согласно выводам судебной землеустроительной экспертизы N 394 по данному делу, эксперт установил наложение земельного участка с кадастром номером :421, принадлежащий Республике Крым, на земельные участки с кадастровыми номерами :821;:822;:823, переданные истцу по договору аренды с Приморским сельским советом АР Крым, заключенному 27.07.2010 года.
В настоящем случае, заявляя требования об исправлении реестровой ошибки, истец фактически оспаривает право собственности ответчика на принадлежащий Республике Крым земельный участок в части наложения с предоставленными ему в аренду земельными участками.
В абзаце третьем пункта 2 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество. Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Таким образом, требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке.
По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек.
Требование об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ.
Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2017 N 310-ЭС16-10203).
Таким образом, в предмет доказывания по иску об установлении границ земельного участка входят доказательства наличия у истца установленных положениями действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, оснований приобретения данного права на земельный участок, подтверждение факта возникновения у истца права собственности (аренды) на земельный участок в указанной в исковом заявлении площади и именно в указанных в исковом заявлении границах.
Следовательно, надлежащим исковым требованием по иску об установлении границ является требование истца об установлении границ принадлежащего ему на праве собственности или аренды земельного участка в указанной в исковом заявлении площади и именно в указанных в исковом заявлении границах.
Правовым последствием удовлетворения исковых требований об установлении границ земельного участка истца может явиться исключение из ЕГРН сведений о границах (характерных точек границ) земельного участка ответчика в части пересечения с установленными судом границами земельного участка истца, внесение в ЕГРН сведений об установленных судом границах земельного участка истца, новых границах земельного участка ответчика.
Одной из уникальных характеристик, позволяющих индивидуализировать земельный участок как объект гражданских правоотношений, является описание его границ, которые определяют иную характеристику земельного участка, то есть его площадь.
Как следует из пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами - правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ; местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 40 Закона о кадастре недвижимости результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
По смыслу приведенных выше норм обращение в суд с требованиями об определении границ земельных участков допускается в случаях наличия разногласий с собственником смежного земельного участка, не урегулированных в результате согласования местоположения границ, посредством оформления акта согласования границ при проведении межевых работ. Границы земельного участка определяются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ).
Статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ недвижимости предусмотрено, что для проведения кадастрового учета необходимо представление межевого плана.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 38 указанного Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные, внесенные в государственный кадастр недвижимости, сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Частью 3 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что, если в соответствии со статьей 39 данного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (часть 3 статьи 39 указанного Закона).
Как следует из материалов дела 07.06.2016 года с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Приморский (с кадастровым номером :421) обратился кадастровый инженер Рощин Е.И. В качестве документа-основания осуществления кадастрового учета заявителем представлен межевой план от 03.06.2016 года. Согласно заключению кадастрового инженера, изложенного в указанном межевом плане, последний был подготовлен с связи с проведением кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности Республики Крым, имеющего местоположение: Республика Крым, г. Феодосия, пгт Приморский. Земельный участок принадлежит землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - "гидротехнические сооружения". Площадь образуемого земельного участка в результате проведения кадастровых работ - 16553 кв.м. Доступ к образуемому земельному участку осуществляется через земли общего пользования, на данном земельном участке частично расположены берегоукрепительные сооружения с кадастровым номером 90:00:000000:198. Схема расположения земельного участка на территории кадастровых кварталов 90:24:040102; 90:27:000000 его категория и вид разрешенного использования утверждены Распоряжением Совета Министров N 544-р от 31.05.2016 года. ( том 1 л.д. 172-177)
08.06.2016 года указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет.
14.07.2016 за Республикой Крым зарегистрировано право собственности на земельный участок : 421 согласно выписки из реестра имущества Республики Крым. ( том 1 л.д.183)
Также установлено, что 14.07.2015 истец обратился за постановкой на кадастровый учет переданных ему земельных участков N 1, N 2, N 3 по договору аренды.
27.07.2015 года сведения об указанных земельных участках как ранее учтенных объектах недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости без установления координат границ земельных участков ( кадастровые номера :821;:822; :823).
В целях переоформления ранее заключенного договора аренды земли от 27.07.2010 и установления границ вышеперечисленных земельных участков ГК "Прибрежный" обратился в специализирующуюся геодезическую организацию с заявкой на изготовление межевого плана земельных участков. Проведение указанных кадастровых работ 27.06.2017 было приостановлено со ссылкой на то, что кадастровым инженером, проводившим данные работы, по сведениям государственного кадастра недвижимости установлено наложение границ земельных участков, принадлежащих ГК "Прибрежный", со смежным земельным участком, предоставленным ГКУ РК "Противооползневое управление" для обслуживания гидротехнических сооружений.
Учитывая, что формирование земельного участка, предоставленного ГКУ РК "Противооползневое управление", осуществлялось на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 31.05.2016 N 544-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане", которым была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для реконструкции берегоукрепительных сооружений в поселке городского типа Приморский города Феодосии площадью 16553 га, ГК "Прибрежный" оспорил данный акт в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Крым по делу А83-11261/2017 от 25.05.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2018 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.01.2019 года, в удовлетворении требований ГК "Прибрежный" отказано.
Указанным судебным актом установлено, и указанные обстоятельства учитываются судом при принятии судебного акта, что постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 21.04.2010 N 1710-5/10 "О внесении изменений в Постановление Верховной Рады Автономной Республики Крым" от 15.03.2000 N 982-2/2000 "О составе имущества, принадлежащего Автономной Республике Крым", берегоукрепительные сооружения (г. Феодосия, пгт. Приморский) были учтены в Перечне берегоукрепительных и противооползневых сооружений, принадлежащих Автономной Республике Крым.
Согласно выписке из Реестра имущества Республики Крым от 23.08.2017 за N 33207/1 берегоукрепительные сооружения (г. Феодосия, пгт. Приморский) являются собственностью Республики Крым.
Указанный объект включен в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года" по реконструкции берегоукрепительных сооружений в пгт. Приморский города Феодосии Республики Крым, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790.
Оспариваемым распоряжением Совета Министров Республики Крым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане для целей формирования земельного участка, занятого вышеназванным объектом недвижимого имущества, находящимся у Государственного казенного учреждения Республики Крым "Противооползневое управление" на праве оперативного управления, и проведения реконструкции данного объекта.
Судом установлено, что оспариваемое распоряжение принято органом государственной власти в пределах предоставленных полномочий, формирование земельных участков для указанных целей предусмотрено действующим земельным законодательством.
В пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 и пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Одновременно в пункте 1 статьи 25 названного кодекса закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления должностного лица.
Таким образом, коллегия судей приходит к выводу, что истец, обращаясь с данным иском в суд, оспаривает право собственности Республики Крым на часть земельного участка, который предназначен для обслуживания гидротехнических сооружений (берегоукрепительных сооружений), находящихся в собственности Республики Крым с 2000 года.
При этом, судом установлено, что каких-либо объектов недвижимости, принадлежащих истцу, на спорных земельных участках не имеется.
Доказательств принадлежности спорных земельных участков к муниципальной собственности, истцом не предоставлено, как не предоставлено сведений о согласований границ спорных земельных участков со смежным землепользователем - Республикой Крым.
Как установлено, в государственный кадастровый учет сведения о земельном участке КН:421 внесены в соответствии со сведениями их местоположения, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, вместе с тем, истец не доказал того, что имеет право на внесение таких изменений в кадастровый учет, при этом процедура перераспределения земельных участков, в результате которой может быть изменена конфигурация (с новым описание местоположения границ) земельного участка КН:421 заявителем не инициировалось и не проведена, а потому полагает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 части 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 декабря 2020 года по делу N А83-5643/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Гаражного кооператива "Прибрежный" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
Е.А. Остапова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5643/2019
Истец: ГАРАЖНЫЙ КООПЕРАТИВ "ПРИБРЕЖНЫЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ПРОТИВООПОЛЗНЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ", ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГАУ "Распорядительная дирекция имущества Республики Крым ", Совет Министров Республики, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ООО "ИСЭ и ЗА"
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4981/2021
15.07.2021 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-537/2021
25.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-5643/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-5643/19