г. Владивосток |
|
16 июля 2021 г. |
Дело N А51-12167/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Верещагиной,
судей С.Н. Горбачевой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "БДРМ", управления жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, градостроительной деятельности, строительства и архитектуры администрации городского округа ЗАТО город Фокино
апелляционные производства N 05АП-3179/2021, 05АП-3591/2021
на решение от 05.04.2021
судьи В.В. Овчинникова
по делу N А51-12167/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску управления жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, градостроительной деятельности, строительства и архитектуры администрации городского округа ЗАТО город Фокино (ИНН 2512305753, ОГРН 1132503000123)
к обществу с ограниченной ответственностью "БДРМ" (ИНН 2503024410, ОГРН 1062503010790)
об обязании устранить недостатки и взыскании штрафа,
при участии:
в отсутствие представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, градостроительной деятельности, строительства и архитектуры администрации городского округа ЗАТО город Фокино (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "БДРМ" (далее - ООО "БДРМ", ответчик) об обязании общества в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные в пределах гарантийного срока недостатки работ, выполненных по муниципальному контракту N 0120300001718000183-0511599-01 от 22.10.2018, о взыскании 336 534 рублей 03 копеек штрафа.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.04.2021 в удовлетворении требования об обязании устранить недостатки выполненных работ отказано, требование о взыскании штрафа удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом в части отказа в удовлетворении иска, Управление обратилось в апелляционный суд с жалобой, согласно доводам которой со ссылкой на положения статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) настаивает на правомерности заявленного требования с учетом установленного условиями спорного договора гарантийного срока.
ООО "БДРМ", не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения иска, также обратилось в суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на результаты экспертного исследования, указывает, что, поскольку техническим заданием предусмотрено производство работ материалом, отсутствующим в нормативной документации, несоответствие исследуемых вырубок асфальтобетонной смеси требованиям ГОСТ 9128-2013 в части содержания битума и соответствия зерновому составу не может находиться в прямой причинно-следственной связи с недостатками автодорожного полотна, несоответствие заказанного Управлением материала (асфальтобетонной смеси среднезернистой) требованиям ГОСТ свидетельствует, по мнению апеллянта, об отсутствии нарушения обязательств со стороны подрядчика.
Поскольку решение суда первой инстанции обжалуется истцом в части отказа в удовлетворении иска, а ответчиком - в части удовлетворенного требования, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта в полном объеме.
Поступивший через канцелярию суда письменный отзыв общества на апелляционную жалобу Управления приобщен судом в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к материалам дела, по доводам которого ООО "БДРМ" просит в удовлетворении жалобы истца отказать в связи с ее необоснованностью.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрел апелляционные жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
На основании определения председателя первого судебного состава от 12.07.2021 произведена замена судьи Е.Н. Номоконовой на судью С.Н. Горбачеву, в связи с чем на основании пункта 2 части 2 статьи 18 АПК РФ рассмотрение апелляционных жалоб начато сначала.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 22.10.2018 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, градостроительной деятельности, строительства и архитектуры администрации городского округа ЗАТО город Фокино (заказчик) и ООО "БДРМ" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0120300001718000183-0511599-01, по условиям которого подрядчик в соответствии с законодательством РФ, строительными нормами и правилами и иными нормативно-техническими документами принимает на себя обязательства на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги г.Фокино-п.Дунай, а заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы (пункт 1.1 контракта).
Пунктом 1.5 контракта определено место выполнения работ: Приморский край, городской округ ЗАТО г.Фокино, автодорога г.Фокино - п.Дунай на участке 0 км - 0 км + 782 м.
Цена муниципального контракта согласована сторонами пунктом 2.1 контракта (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 31.10.2018) в размере 6 730 680 рублей 49 копеек.
Срок выполнения работ установлен в течение 20 календарных дней с даты заключения контракта (пункт 2 технического задания).
Пунктом пункта 3.1 контракта на подрядчика возложены обязанности, в том числе производить работы в полном соответствии с техническим заданием заказчика, действующими нормами и правилами и техническими регламентами, нести ответственность перед заказчиком за надлежащее выполнение работ по настоящему контракту.
На основании пункта 7.1 контракта подрядчик гарантирует качество выполнения всех работ в соответствии с техническим заданием, сметой и графиком выполнения работ, действующими нормативно-техническими документами и правилами, надлежащее качество используемых материалов, конструкций изделий и оборудования, соответствие их проектным спецификациям, государственным стандартам и техническим условиям, обеспеченность их соответствующими сертификатами, техническими паспортами и другими документами, удостоверяющими их качество.
Пунктом 7.2 контракта согласован гарантийный срок качества выполненных работ в течение 36 месяцев с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных работ.
Выполненные подрядчиком работы приняты заказчиком по акту КС-2 от 29.11.2018 на сумму 6 730 680 рублей 49 копеек без замечаний.
Впоследствии комиссией в составе представителей заказчика и подрядчика был осуществлен осмотр объекта, в ходе которого установлено, что асфальтобетонное покрытие дороги имеет многочисленные разрушения общей площадью 220 кв.м., дальнейшая нормальная эксплуатация объекта невозможна, о чем 25.04.2019 составлен соответствующий акт.
Поскольку данные дефекты подрядчиком не устранены, Управление обратилось в суд с рассматриваемым иском с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Заключенный сторонами контракт по своей правовой природе является договором подряда, регулируемым нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьей 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 Кодекса), проектные и изыскательские работы (статья 758 Кодекса), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В статье 743 Кодекса указано, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Пунктом 1 статьи 721 Кодекса предусмотрено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
По условиям статьи 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721 ГК РФ). Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы.
В силу пункта 1 статьи 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору, кроме прочего, потребовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.
Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока (пункт 3 статьи 724 ГК РФ).
Подписание заказчиком актов без замечаний не лишает заказчика права предъявлять претензии к качеству работ в рамках гарантийного срока (статья 724 ГК РФ) и не снимает с подрядчика ответственность за ненадлежащее качество выполненных работ в порядке статей 723, 755 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 755 ГК РФ подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Таким образом, в пределах гарантийного срока действует презумпция вины подрядчика за недостатки (дефекты) выполненных работ и на него в соответствии со статьей 65 АПК РФ возлагается обязанность доказать, что работы им выполнены качественно, а возникшие в период гарантийного срока недостатки (дефекты) обусловлены ненадлежащей эксплуатацией объекта либо возникли по иным причинам, за которые ответственность подрядчика не предусмотрена.
В рассматриваемом случае в пункте 7.2 контракта стороны согласовали обязанность подрядчика по своевременному устранению недостатков и дефектов, обнаруженных в период гарантийной эксплуатации объекта.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на установленные в период гарантийного срока многочисленные разрушения асфальтобетонного покрытия дороги общей площадью 220 кв.м.
Ответчик, возражая против наличия дефектов в выполненных им работах, полагает, что указанные разрушения дорожного полотна произошли вследствие недопустимых для автодороги с толщиной асфальтового покрытия 7 см нагрузок и интенсивности движения автотранспорта.
При возникновении между заказчиком и исполнителем спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза (пункт 5 статьи 720 ГК РФ).
Исходя из положений статьи 64 АПК РФ, заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Определением от 24.10.2019 по ходатайству истца судом назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая компания "Арктур Эксперт" Невиницыну И.Е. с постановкой перед экспертом следующих вопросов:
1. Соответствуют ли работы (обьем и качество), проведенные в ходе ремонта автомобильной дороги г.Фокино - п.Дунай на участке 0 км-0 км+782 м, условиям муниципального контракта N 0120300001718000183-051 1599-01 от 22.10.2018, требованиям СНиП, проектно-сметной документации? Какие имеются отступления от установленных требований?
2. Являются ли эти отступления от установленных требований следствием нарушения технологии выполнения работ при проведении ремонта автомобильной дороги г.Фокино - п.Дунай на участке 0 км-0 км+782 м, ООО "БДРМ"?
3. Являются ли причиной выявленных недостатков ошибки технического задания (какие именно); нарушение правил проведения ремонта автомобильной дороги г.Фокино - п.Дунай на участке 0 км-0 км+782 м; нарушение правил эксплуатации?
4. Какие работы необходимо произвести для устранения недостатков, допущенных ООО "БДРМ", при производстве работ по муниципальному контракту N 0120300001718000183-0511599-01 от 22.10.2018?
Согласно выводам экспертного заключения N 078-С/2019 от 29.12.2020 объемы выполненных работ по ремонту автомобильной дороги г. Фокино - п. Дунай на участке 0 км-0 км+782 м соответствуют условиям муниципального контракта N0120300001718000183-051 1599-01 от 22.10.2018, при этом инженерные изыскания и (или) проектная документация на производство работ отсутствуют. На основании проведенного лабораторного исследования установлено несоответствие требованиям ГОСТ9128-2013 покрытия в части содержания битума в исследуемых образцах, а также установлено несоответствие по зерновому составу минеральной части смеси, отраженная в техническом задании асфальтобетонная смесь среднезернистая в нормативной литературе отсутствует, характеристики конструкции дорожной одежды, указанные в муниципальном контракте N0120300001718000183-051 1599-01 от 22.10.2018, не соответствуют действующим строительным нормам и правилам.
При проведении исследования установлено, что отступления от установленных требований является нарушением действующих строительных норм и правил, таких как ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, по-лимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия, ВСН 24-88/Минавтодор РСФСР Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог утверждены Министерством автомобильных дорог РСФСР 29 июня 1988 г.; Типовые конструкции дорожных одежд городских дорог Утверждены приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР N 210 от 15 апреля 1980 г., ВСН 29-7б/Минавтодор РСФСР Технические указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог утверждены Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР 28 октября 1976 г. Данные нормативы являются действующими, и при этом определяют порядок производства ремонтных работ, состав дорожных одежд и иные технически важные характеристики
На основании проведенного исследования установлен комплекс причин, оказывающих влияние на образование недостатков (дефектов и повреждений) при проведении ремонта автомобильной дороги г. Фокино - п. Дунай на участке 0 км-0 км+782 м, а именно:
- несоответствие асфальтобетонной смеси требованиям ГОСТ 9128-2013;
- несоответствие Технического задания Приложении N 1 МК N 0120300001718000183-051 1599-01 от 22.10.2018 требованиям нормативной и технической документации, в части применения одного слоя асфальтобетона;
- отсутствие расчетной информации в Техническом задании Приложении N 1 муниципального контракта N 0120300001718000183-051 1599-01 от 22.10.2018, расчетных данных об интенсивности дорожного движения, а также значение требуемого модуля упругости, чтобы проверить состав дорожной одежды;
- отсутствие проведений инженерных изысканий, а также определения интенсивности движения по исследуемому объекту, для дальнейшего расчета конструкции дорожной одежды. Так при проведении визуального осмотра, экспертом отмечен большой поток автомобилей, включая автотранспорт с разрешенной массой более 3500 кг.
На основании проведенного исследования установлено, что для устранения недостатков, допущенных ООО "БДРМ" при производстве работ по муниципальному контракту N 0120300001718000183-051 1599-01 от 22.10.2018, необходимо произвести полную замену дорожной одежды, поскольку существующая дорожная одежда не соответствует действующим строительным нормам и правилам.
Из положений части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ следует, что заключение экспертизы является одним из видов доказательств и подлежит оценке судом в совокупности с иными представленными в дело доказательствами.
Оценив представленное в материалы дела по результатам проведенной судебной строительно-технической экспертизы заключение N 078-С/2019 от 29.12.2020, суд апелляционной инстанции установил, что судебная экспертиза была назначена и проведена в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, а также Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", подлежащим применению к негосударственным экспертным организациям, экспертам с учетом ограничений, указанных в статье 41 данного закона. Доказательств, свидетельствующих о нарушении экспертом при проведении экспертного исследования требований действующего законодательства, доказательств наличия в заключении противоречивых или неясных выводов из материалов дела не усматривается, вследствие чего указанное экспертное заключение обоснованно признано судом первой инстанции допустимым и достоверным доказательством по настоящему спору.
Основополагающим принципом выбора способа защиты состоит в том, что удовлетворение судом требований истца должно привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что, поскольку экспертным заключением установлено, что Техническое задание спорного контракта не соответствует требованиям нормативной и технической документации в части применения одного слоя асфальтобетона, а также не содержит необходимой расчетной информации, в том числе об интенсивности дорожного движения и значение требуемого модуля упругости, как и результатов соответствующих инженерных изысканий, пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае требование истца об обязании общества устранить выявленные в пределах гарантийного срока недостатки работ, выполненных по муниципальному контракту N 0120300001718000183-0511599-01 от 22.10.2018, не повлекут восстановление прав заказчика, в связи с тем, что работы, выполненные в соответствии с условиями контракта и с использованием материалов надлежащего качества, не будут соответствовать установленным строительным нормам и правилам, что повлечет преждевременное разрушение объекта, отказав в удовлетворении иска в указанной части.
Право, предусмотренное статьей 721 ГК РФ об устранении недостатков при доказанности факта несоответствия технического задания и условий контракта установленным строительным нормам и правилам, безусловно влечет за собой возможность заказчика в период гарантийного срока неограниченное количество раз требовать устранения недостатков, возникших по его вине. При этом заказчик не лишен права использовать иные способы восстановления собственных прав и интересов.
Рассматривая требование о взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение муниципального контракта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статей 329 ГК РФ установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Пунктом 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено обязательное включение в контракт условия о конкретном размере ответственности заказчика и поставщика в виде неустойки и штрафа, определив их минимальный размер.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Стороны в пункте 8.3 контракта предусмотрели, что за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую пену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливаются в виде фиксированной суммы, 5% начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Истцом к взысканию предъявлен штраф в сумме 336 534 рублей 03 копеек, рассчитанный в размере 5% от цены контракта.
В соответствии с пунктом 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 ГК РФ в их совокупности и взаимосвязи, установив, что факт ненадлежащего исполнения обществом обязательств по контракту подтверждается выводами экспертного заключения, в том числе в отношении несоответствия используемого подрядчиком асфальтобетона требованиям ГОСТ 9128-2013, что ответчиком и не оспаривается, в отсутствие оснований для освобождения ООО "БДРМ" от предусмотренной законом и контрактом ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что требование о взыскании с общества штрафа обоснованно и подлежит удовлетворению в заявленном размере.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционных жалоб не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы ООО "БДРМ" на основании положений статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы Управлением судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.04.2021 по делу N А51-12167/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Верещагина |
Судьи |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12167/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, БЛАГОУСТРОЙСТВА, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО ГОРОД ФОКИНО
Ответчик: ООО "БДРМ"
Третье лицо: ООО "ПриМорПроектБюро", ООО "Консалтинговая компания "Арктур Эксперт"