г. Вологда |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А05-1645/2021 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Алимовой Е.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 апреля 2021 года по делу N А05-1645/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонное) (ОГРН 1022901026939, ИНН 2904011264; адрес: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Карла Маркса, дом 3; далее - фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Домострой-Сервис" (ОГРН 1052904006429, ИНН 2904015011; адрес: 165300, Архангельская область, город Котлас, проспект Мира, дом 22; далее - общество) о взыскании 34 500 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный законом срок сведений за июль 2020 года.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 апреля 2021 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу N А05-1645/2021, заявленные требования удовлетворены частично; с общества в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 10 000 руб. финансовой санкции за непредставление в установленный законом срок сведений за июль 2020 года, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано. Кроме того, с общества в доход федерального бюджета взыскано 580 руб. государственной пошлины.
В связи с подачей апелляционной жалобы судом первой инстанции 30.04.2021 изготовлено мотивированное решение.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие оснований для снижения размера финансовых санкций, поскольку они не установлены в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 1 Закона N 27-ФЗ является страхователем.
В ходе проведенной фондом проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, установлено, что указанные сведения по форме СЗВ-М за июль 2020 года в отношении 69 застрахованных лиц представлены 20.08.2020, после истечения предусмотренного законодательством срока.
По данному факту фондом составлен акт от 21.09.2020 N 039S18200007487.
Решением управления от 03.11.2020 N 039S19200008238 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде финансовых санкций в общей сумме 34 500 руб.
Требованием от 10.12.2020 N 039S01200009312, направленным в адрес общества, страхователю предложено уплатить указанные суммы штрафа в срок до 02.01.2021.
Поскольку данное требование в добровольном порядке обществом не исполнено, управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции применил смягчающие ответственность обстоятельства и удовлетворил заявленные требования в части взыскания с общества финансовых санкций в размере 10 000 руб.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части третьей статьи 17 данного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении всех застрахованных лиц.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, отчетность по форме СЗВ-С "исходная" за июль 2020 года в отношении 69 застрахованных лиц представлены 20.08.2020, то есть с нарушением установленного срока ее представления.
Поскольку факт нарушения требований пунктов 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ подтвержден, общество правомерно и обоснованно привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, оценивая правомерность размера назначенного наказания, суд первой инстанции обоснованно снизил штраф, подлежащий взысканию.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда на снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания в отношениях по обязательному пенсионному страхованию, в том числе при применении статьи 17 Закона N 27-ФЗ, необходимо руководствоваться главой 15 НК РФ "Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений", определяющей обстоятельства, смягчающие ответственность, и порядок определения размера подлежащего взысканию штрафа при установлении названных обстоятельств.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей данного Кодекса (пункт 3 статьи 114 НК РФ).
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации N 41/9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.
Следовательно, санкции могут быть уменьшены до такого размера, который орган контроля или суд посчитают допустимым в конкретной ситуации при наличии смягчающих ответственность обстоятельств.
Перечень смягчающих ответственность обстоятельств содержится в статье 112 НК РФ и не является исчерпывающим.
Таким образом, перечень смягчающих ответственность обстоятельств является открытым.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, посчитал, что такие обстоятельства, как незначительный период просрочки представления сведений, несоразмерность предъявленной санкции требованиям справедливости, поскольку допущенное правонарушение не привело к каким-либо тяжким последствиям для общественно значимых интересов, отсутствие материального ущерба бюджету, застрахованным лицам, неумышленное совершение правонарушения (иное не следует из материалов дела), могут быть признаны в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя, и снизил размер подлежащих взысканию с ответчика финансовых санкций до 10 000 руб.
Довод апеллянта о том, что статья 17 Закона N 27-ФЗ не содержит прямого указания о необходимости применения смягчающих ответственность обстоятельств, не принимается апелляционным судом, поскольку суд обоснованно учел выше указанные разъяснения и положения НК РФ при снижении финансовых санкций.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 апреля 2021 года по делу N А05-1645/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1645/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области межрайонное
Ответчик: ООО "Домострой-Сервис"