г. Вологда |
|
16 июля 2021 г. |
Дело N А13-23013/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 июля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" Барабанова В.Л. по доверенности от 30.12.2020 N 7,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 июня 2021 года по делу N А13-23013/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Вологда" (ОГРН 1023502295442, ИНН 3523011161; адрес: 162602, Вологодская область, город Череповец, улица Пролетарская, дом 59; далее - общество, ООО "Газпром теплоэнерго Вологда") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (ОГРН 1103525002680, ИНН 3525236925; адрес: 160012, Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 80б; далее - департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 04.12.2019 N 16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство "Домозеровское" (ОГРН 1083536000723, ИНН 3523016346; адрес: 162645, Вологодская область, Череповецкий район, деревня Новое Домозерово, дом 30; далее - ООО "ЖКХ "Домозеровское").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Департамент с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Общество в отзыве на жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
ООО "ЖКХ "Домозеровское" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Департамент, ООО "ЖКХ "Домозеровское" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, установив по результатам рассмотрения заявления председателя ТСЖ "Домозеровское" Демидова В.Н. (от 21.10.2019 вх. N ОГ-14-2553/19) что ООО "Газпром теплоэнерго Вологда", зная о неустановлении на 2019 год тарифа на тепловую энергию для потребителей деревни Новое Домозерово Череповецкого района Вологодской области, в нарушение положений статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.06.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) в период с мая 2019 года по сентябрь 2019 года начисляло и взимало за оказанные потребителям услуги по теплоснабжению плату, чем нарушило установленный порядок ценообразования, департамент составил в отношении ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" протокол от 20.11.2019 об административном правонарушении, а также вынес постановление от 04.12.2019 N 16, которым ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" признал виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16.04.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.11.2020 указанные судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В рассматриваемом случае событие вмененного обществу правонарушения заключается в начислении и взимании с потребителей деревни Новое Домозерово Череповецкого района Вологодской области платы за коммунальные услуги теплоснабжения (отопление и подогрев воды) по тарифу, не утвержденному на 2019 год в установленном порядке.
В подтверждение факта вмененного правонарушения департаментом использованы счета-квитанции на оплату коммунальных услуг за май-сентябрь 2019 года (плательщик гражданин Демидов В.Г.), чеки от 05.06.2019, 15.07.2019, 12.09.2019 об оплате Демидовой А.В. соответствующих счетов (том 1, листы дела 103-106).
Порядок расчета платы граждан за коммунальные услуги регламентирован положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в числе прочих, плату за тепловую энергию.
В пункте 38 Правил N 354 указано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Таким образом, потребители обязаны вносить плату за коммунальные услуги, к которым относится плата за тепловую энергию, рассчитанную на основании тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под коммунальными услугами - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); под коммунальными ресурсами - в частности, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме; потребителем признается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
В пункте 13 Правил N 354 определено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Из содержания изложенных норм, а также положений частей 6 и 7 статьи 157 ЖК РФ, подпунктов "г", "д", "ж", "ж(1)" пункта 31, пунктов 54 и 155(1) Правил N 354 следует, что обязанность по соблюдению установленного порядка ценообразования возлагается на исполнителей коммунальных услуг.
Соответствующие выводы нашли свое отражение и в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.11.2020 по настоящему делу.
В рассматриваемом случае, поскольку из материалов дела следует, что исполнителем предоставляемой населению деревни Новое Домозерово Череповецкого района коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды является ООО "ЖКХ "Домозеровское", владеющее на праве аренды тепловой сетью протяженностью 4,7 км, посредством которой им осуществлялась поставка потребителям тепловой энергии в горячей воде и для этого общества ранее были установлены тарифы на указанную коммунальную услугу приказом Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 17.12.2015 N 882, то именно ООО "ЖКХ "Домозеровское" являлось ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг.
В свою очередь, ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" на основании заключенного с ООО "ЖКХ "Домозеровское" агентского договора на выполнение информационно-расчетного обслуживания от 01.03.2018 N 154/2018 (том 1 листы дела 42-47, 81-86), приняло на себя обязательство совершать за вознаграждение от имени агента (компании) и за счет принципала (общества) по его поручению юридические и фактические действия посредством осуществления обработки информации, предоставленной принципалом по организации комплекса работ, включая в том числе:
- начисление платежей за оказанные принципалом коммунальные услуги по отоплению и подогреву воды для нужд горячего водоснабжения физическим и юридическим лицам (в том числе с учетом льгот по оплате услуг, временного отсутствия граждан по месту постоянного места жительства, недопоставки услуги и т.д.);
- формирование платежных документов (квитанций, счетов-фактур и т.п.) с учетом задолженности по оплате услуг, возникшей с момента вступления в силу настоящего договора и с указанием реквизитов агента.
- печать и доставка платежных документов потребителям.
В пункте 2.1 агентского договора указано, что агент обязан осуществлять на основании действующего законодательства и предоставляемой принципалом фактической информации, указанной в пункте 3.1.1 договора расчет размера платы потребителей принципала, за коммунальные услуги по отоплению и подогреву воды для горячего водоснабжения.
Перечисление платы на счет ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" производилось на основании и во исполнение договора уступки требования (цессии) от 01.03.2018 N 155/2018 (том 1, листы дела 88-91), по условиям которого цедент (ООО "ЖКХ Домозеровское") ежемесячно уступает, а цессионарий (ООО "Газпром теплоэнерго Вологда") принимает право требования оплаты задолженности за тепловую энергию, возникшей с 01.03.2018, от собственников и/или нанимателей жилых и/или нежилых помещений одного или нескольких многоквартирных домов, либо иных потребителей (собственников и/или арендаторов зданий, строений и т.п.). В пункте 1.2 договора указано, что уступаемое право требования возникло на основании муниципальных контрактов и договоров теплоснабжения, заключенных цедентом с потребителями тепловой энергии.
В квитанциях (том 1, листы дела 103-105) также содержится информация о том, что исполнителем коммунальных услуг является ООО "ЖКХ Домозеровское", а ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" выступает получателем платежа, отражено и основание смены получателя платежа - договор уступки права требования (цессии) от 01.03.2018 N 155/2018.
Правомерность этого договора цессии оценивалась в рамках дела N А13-2081/2020 по иску товарищества собственников жилья "Домозеровское" к ООО "ЖКХ "Домозеровское" и ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" о признании недействительным приложения от 01.02.2019 N 1 к договору уступки требования (цессии) от 01.03.2018 N 155/2018. К участию в этом деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен департамент.
Вступившим 26.04.2021 в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 03.02.2021 в удовлетворении заявленных требований товариществу отказано. Судами отмечено, что доказательств, свидетельствующих о наличии у ответчиков противоправной цели в связи с заключением спорного договора, о заключении договора исключительно с намерением причинить вред другому лицу, отсутствуют. Само по себе отсутствие утвержденного в спорный период тарифа не освобождает ответчика от исполнения обязательств по оплате потребленного коммунального ресурса, а в соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно статье 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Цена в договоре уступки N 15/2018 или в агентском договоре N 154/2018 не относится к регулируемым департаментом.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 настоящей статьи, с учетом статьи 23.4 настоящего Федерального закона следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более;
2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;
3) тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов;
4) тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям;
5) тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
5.1) тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);
6) тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
7) плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
8) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
В силу части 2 статьи 8 Закона N 190-ФЗ перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения является исчерпывающим. Цены на иные виды товаров, услуг в сфере теплоснабжения определяются соглашением сторон и регулированию не подлежат.
При этом материалы дела не содержат доказательств того, имело место несоблюдение положений статьи 8 Закона N 190-ФЗ.
С учетом изложенного следует признать, что в действиях ООО "Газпром теплоэнерго Вологда" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и на основании части 2 статьи 211 АПК РФ влечет за собой признание незаконным и отмену постановление департамента 04.12.2019 N 16.
Все заявленные департаментом доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Вологодской области и получили надлежащую правовую оценку.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе департамента аргументы не могут быть приняты.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 июня 2021 года по делу N А13-23013/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-23013/2019
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Вологда"
Ответчик: Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регилирования Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12864/2021
16.07.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5592/2021
01.06.2021 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-23013/19
11.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11480/20
13.07.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4014/20
16.04.2020 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-23013/19