г. Самара |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А55-5123/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области "Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2021 года (резолютивная часть решения от 23.04.2021) по делу N А55-5123/2021 (судья Разумов Ю.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы"
к Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования Самарской области "Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"
о взыскании 26 459 руб. 87 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Государственному автономному учреждению дополнительного профессионального образования Самарской области "Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее - ответчик) о взыскании 26 459 руб. 87 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период июнь-ноябрь 2020 года.
В соответствии с гл. 29 АПК РФ исковое заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2021 года (резолютивная часть решения от 23.04.2021) с Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области "Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" взыскано 26 459 руб. 87 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период июнь - ноябрь 2020 года, а также расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2021 года (резолютивная часть решения от 23.04.2021) по делу N А55-5123/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Податель жалобы указывает на надлежащее исполнение обязательств по договору холодного водоснабжения и водоотведения N2-928 от 20.01.2020, заключенному с истцом, на безосновательное начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В материалы дела поступил отзыв истца на апелляционную жалобу, в котором ООО "Самарские коммунальные системы" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2021 года (резолютивная часть решения от 23.04.2021) по делу N А55-5123/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между Обществом с ограниченной ответственностью "Самарские Коммунальные Системы" и Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Самарской области "Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" заключен договор N 2-928 от 20.01.2020 г. холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Договор).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утвержден "Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения" (далее - Правила N 644).
Пунктом 123 (4) Правил N 644 установлено, что для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе
поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1.
Ответчик относится к категории абонентов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644, то есть, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов и среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 куб.м./сутки.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей) за период: июнь-ноябрь 2020 г. был произведен Истцом в соответствии с формулой пункта 123 (4) Правил N 644: П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2020 г. составляет: 0,5 (коэффициент компенсации) * 14,49 (тариф на водоотведения) * 379 (объем сточных вод) = 2745,87 руб. 94 коп. (НДС -549,16 руб.).
Задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июль 2020 г. составляет: 0,5 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 371 (объем сточных вод) = 2982 руб. 4 коп. (НДС-596,57 руб.).
Задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за август 2020 г. составляет: 0,5 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 377 (объем сточных вод) = 3031 руб. 08 коп. (НДС-606,21 руб.).
Задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за сентябрь 2020 г. составляет: 0,5 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 529 (объем сточных вод) = 4253 руб. 16 коп. (НДС-850,64 руб.).
Задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за октябрь 2020 г. составляет: 0,5 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 565(объем сточных вод) = 4542руб.60 коп. (НДС -908,51 руб.).
Задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за ноябрь 2020 г. составляет: 0,5 (коэффициент компенсации) * 16,08 (тариф на водоотведения) * 559(объем сточных вод) = 4494руб.36 коп. (НДС -898,87 руб.).
Пунктом 119 Правил N 644 установлено, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктам 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Как указал истец, в адрес ответчика были выставлены счета-фактуры N 25/22981 от 31.10.2020 г., N 25/44407 от 30.11.2020 г., N 25/49889 от 30.11.2020 г., N 25/18479 от 30.09.2020 г., N 25/29516 от 31.10.2020 г., N 25/42314 от 30.11.2020 г., которые ответчик получил у истца. Однако, ответчик оплату не произвел, в связи с чем задолженность по плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период: июнь-ноябрь 2020 г. составила 26 459 руб. 87 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском.
Ответчик возражал против заявленных требований, указав, что не согласен с начислением платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведение, считает данные начисления неправомерными, ссылаясь на то, что согласно п. 114 Правил N 644, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе вод с нарушением требований, предусмотренных подп. "б" пункта 113 Правил, определяется в договоре, предусматривающем прием сточных вод с превышением максимальных значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети. Поскольку заключенный договор не предусматривает сброс абонентом сточных вод с превышением установленных норм и их прием организацией ВКХ, такой сброс ответчиком не осуществлялся и услуги по их приему истцом не оказывались, в связи с чем, акты об их оказании со стороны ответчика не подписывались.
Указанные доводы ответчика обоснованно отклонены судом первой инстанции.
03.06.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым внесены изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644.
Согласно пункта 123 (4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (30 куб. метров);
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1.
Редакция п. 123(4) Правил N 644, действующая с 03.06.2020, предусматривает начисление указанной платы при условии наличия у абонента любого из перечисленных в нем оснований вне зависимости от вида его деятельности и не устанавливает обязательного отбора проб в рамках контроля состава и свойств сточных вод.
Таким образом, вышеуказанная норма устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения для указанных в данном пункте категорий абонентов.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начислена Ответчику за период с июня по сентябрь 2020 г. в нежилых помещениях в административных зданиях ответчика, по адресам: г. Самара, Московское шоссе. 125а (3-х этажное административное здание), г. Самара, Московское шоссе. 1256 (4-х этажное административное здание), в соответствии с требованиями действующего законодательства (пункт 123(4) Правил N 644).
Кроме того, нежилые помещения Ответчика расположены в административных здание при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем. Для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Ответчик попадает под категорию абонентов, указанных пункте 123(4) Правил N 644, на основании чего, ООО "Самарские Коммунальные Системы" произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на объем водоотведения (расход воды по прибору учета), согласно расчету указанному выше.
Ответчик доказательств оплаты в материалы дела не представил.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Довод подателя жалобы о том, что поскольку ответчик не допускал превышения установленных нормативов по составу и свойству сточных вод, требование о внесении платы за превышение таких нормативов неосновательно, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку противоречит действующему законодательству, договору и нормам закона.
Арбитражный апелляционный суд отмечает, что само по себе используемое в Правилах N 644 наименование платы абонентов - "плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод", не означает необходимость подтверждения организацией, осуществляющей водоотведение, факта превышения абонентами установленных нормативов состава сточных вод во всех случаях предъявления абонентам такой платы. В установленных Правилами N 644 случаях такого подтверждения не требуется и плата носит характер вмененной платы.
Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод начислена Ответчику за период: июнь-ноябрь 2020 года в соответствии с требованиями действующего законодательства (пункт 203 Правил N 644).
Кроме того, нежилые помещения Ответчика расположены в административных зданиях при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем. Для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Ответчик попадает под категорию абонентов, указанных пункте 123 (4) Правил N 644, на основании чего ООО "Самарские Коммунальные Системы" произвело расчет платы.
Начисленные истцом денежные средства взысканы с ответчика судом правомерно.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом.
Пунктом 123(4) Правил N 644 установлены особенности расчета и взимания платы с объектов абонентов, соответствующих любому из условий, указанных в абзацах 2 - 5 пункта 123(4) Правил N 644.
Согласно пункту 123(4) Правил N 644 для указанных объектов абонентов расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644.
При этом абзацем 12 пункта 123(4) Правил N 644 предусмотрено, что в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 Правил N 644, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем пункта 123(4) Правил N 644, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644.
Учитывая изложенное, для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2 - 5 пункта 123(4) Правил N 644, расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, в том числе отбор проб сточных вод.
Порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил N 644, связан с невозможностью либо затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123(4) Правил N 644. При этом негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами. В отношении таких объектов абонентов плата за негативное воздействие на работу централизованной системы рассчитывается и взимается по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644.
Пункт 123(4) Правил N 644 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 728 не связывает взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы с видами экономической или иной хозяйственной деятельности, осуществляемой на объекте абонента (в отличие от пункта 203 Правил N 644, регулирующего схожие отношения по взиманию платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод).
Указанная позиция изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2021 N 2812-ИА/04.
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, для чего у апелляционного суда не имеется оснований.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - ответчика по делу.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 мая 2021 года (резолютивная часть решения от 23.04.2021) по делу N А55-5123/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5123/2021
Истец: ООО "Самарские коммунальные системы"
Ответчик: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области "Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования"