г. Москва |
|
14 июля 2021 г. |
Дело N А40-185472/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 февраля 2021 года, рассмотренному в порядке упрощенного производства по делу N А40-185472/20, принятое по исковому заявлению ООО "Компас Ойл" (ОГРН 1022501304385) к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) о взыскании убытков в размере 404 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Компас Ойл" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании в возмещение убытков 404000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19 февраля 2021 года по делу N А40-185472/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Компас Ойл" и обществом с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" (далее - Поклажедатель, ООО "РН-ВНП") был заключен договор на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов от 27 марта 2015 года N 0859415/0627Д.
По условиям п. 1.1. и 1.2. указанного Договора хранения Истец обязывался перед ООО "РН-ВНП" оказать услуги по приему (сливу) нефтепродуктов из железнодорожных цистерн, их хранению на нефтебазе и отпуску по требованию Поклажедателя.
В рамках исполнения указанного выше Договора хранения ООО "РН-ВНП" направило грузы нефтепродуктов в железнодорожных вагонах-цистернах, доставку которых осуществляло открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
По условиям пункта 2.2. Договора хранения нормативный срок для выгрузки нефтепродуктов из вагонов-цистерн составляет 2 (двое) суток с момента поступления вагонов-цистерн на железнодорожную станцию назначения (конечный пункт назначения согласно отгрузочным документам), то есть на станцию Угловая Дальневосточной железной дороги и до момента возврата этих вагонов ОАО "РЖД".
Слив нефтепродуктов из вагона-цистерны занимает по технологии не более 8 часов с момента подачи вагона под выгрузку.
За превышение установленного п. 2.2. Договора хранения нормативного срока использования поступивших железнодорожных вагонов-цистерн Истец обязался уплатить в пользу ООО "РН-ВНП" договорную в оговоренном размере.
Пунктом 4.17. Договора хранения установлено, что за превышение установленного пунктом 2.2. договора хранения нормативного срока использования вагона штрафная неустойка составляет 2 000 (две тысячи) рублей 00 копеек за каждый вагон за каждые сутки превышения нормативного времени.
Во исполнение названного выше Договора хранения ООО "РН-ВНП" направило в адрес Истца железнодорожные вагоны-цистерны с грузом нефтепродуктов.
Данные вагоны были доставлены ОАО "РЖД" до станции Угловая Дальневосточной железной дороги, станции назначения, в подтверждение чего ОАО "РЖД" были выданы транспортные железнодорожные накладные, с указанием в них даты и времени их доставки на железнодорожную станцию назначения (дата и время доставки вагонов-цистерн до станции назначения указаны в расчете к иску).
Пунктом 2.2. Договора хранения предусмотрено, что нормативный срок для выгрузки нефтепродуктов из вагонов-цистерн составляет 2 (двое) суток с момента поступления данных вагонов-цистерн на железнодорожную станцию назначения (конечный пункт назначения согласно отгрузочным документам), то есть на станцию Угловая Дальневосточной железной дороги и до момента возврата этих вагонов ОАО "РЖД".
Слив нефтепродуктов из вагонов-цистерн производится на нефтебазе Истца, расположенной на железнодорожном пути необщего пользования, также принадлежащем Истцу.
Сливные приборы для слива нефтепродуктов, доставленных в спорных вагонах-цистернах, расположены только на нефтебазе, расположенной на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем Истцу.
Передислокация спорных вагонов-цистерн со станции их прибытия (станция Угловая Дальневосточной ЖД) на железнодорожный путь необщего пользования Истца до нефтебазы производится железнодорожными локомотивами (маневровыми тепловозами), принадлежащими ОАО "РЖД", поскольку Истец не имеет в своем распоряжении собственных железнодорожных локомотивов (маневровых тепловозов).
Поскольку Истец не имеет в своем распоряжении локомотивов для передислокации вагонов со станции Угловая Дальневосточной ЖД до нефтебазы, расположенной на железнодорожном пути необщего пользования, то как указывалось выше, подачу под выгрузку спорных вагонов от железнодорожной станции до нефтебазы, а также их уборку после выгрузки, производили локомотивы Ответчика на основании и в соответствии с условиями договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Компас Ойл" по станции Угловая от 2011 года, что подтверждается приложенными к иску памятками приемосдатчика, составленными Ответчиком.
Пунктами 5, 7 и 11 Договора на эксплуатацию пути, установлено, что подача вагонов под выгрузку на железнодорожный путь необщего пользования, а также уборка порожних вагонов после выгрузки с пути необщего пользования должны производиться локомотивами ОАО "РЖД" своевременно, по уведомлению.
Однако в связи с ненадлежащими действиями ОАО "РЖД" по подаче и уборке прибывших с грузом нефтепродуктов вагонов-цистерн, спорные вагоны были поданы локомотивами ОАО "РЖД" под выгрузку на железнодорожный путь необщего пользования и убраны после выгрузки с железнодорожного пути необщего пользования, со значительной задержкой, что подтверждается приложенными к иску транспортными железнодорожными накладными, памятками приемосдатчика и ведомостями подачи и уборки вагонов.
Вследствие несвоевременной подачи и уборки спорных вагонов-цистерн по вине ОАО "РЖД", установленный пунктами 2.2. Договоров хранения нормативный срок для выгрузки нефтепродуктов из вагонов-цистерн был превышен, в связи с чем Истец был вынужден уплатить в пользу ООО "РН-ВНП" договорную неустойку в размере 404 000,00 рублей, взысканную на основании вступившего в законную силу 19 февраля 2018 года, решения Арбитражного суда Хабаровского края от 12 декабря 2017 года по делу N А73-12158/2017.
Истец указал, что поскольку убытки в виде уплаты в пользу ООО "РН-ВНП" договорной неустойки в названном выше размере были причинены ненадлежащими действиями ОАО "РЖД" по подаче и уборке спорных вагонов-цистерн, данные убытки подлежат возмещению ОАО "РЖД", то есть лицом, причинившем эти убытки.
Истец произвел слив нефтепродуктов из спорных вагонов-цистерн в предусмотренный Договорами хранения нормативный срок, то есть в течение 2 (двух) суток, и возвратил ОАО "РЖД" порожние вагоны после их выгрузки на выставочные пути, что подтверждается приложенными к исковому заявлению памятками приемосдатчика.
Вместе с тем в связи с несвоевременной подачей спорных вагонов под выгрузку и уборкой порожних вагонов из-под выгрузки, то есть в связи ненадлежащими действиями ОАО "РЖД", время использования спорных грузовых вагонов превысило нормативное время, установленное пунктом 2.2. Договора хранения.
Предметом Договора на подачу на подачу и уборку вагонов является услуга, оказываемая ОАО "РЖД". Данная услуга оказывается по заданию Истца. Для целей оказания этой услуги ОАО "РЖД" локомотивом на железнодорожные пути необщего пользования, то есть на пути Истца, подает вагоны к местам выгрузки. Груженные вагоны несвоевременно подавались ОАО "РЖД" под выгрузку, а готовые к уборке вагоны сверх нормы простаивали на путях Истца, чем и обусловлено ненадлежащее исполнение со стороны ОАО "РЖД" своих обязательств по Договору на подачу и уборку.
Между Истцом, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, на котором располагается нефтебаза, и ОАО "РЖД", владельцем железнодорожных локомотивов, заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Компас Ойл" по станции Угловая от 2011 года.
В соответствии с пунктом 5 Договора на эксплуатацию пути, подача вагонов с грузом на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению, не позднее чем через два часа после уведомления.
Приложенными памятками приемосдатчика подтверждается, что вследствие ненадлежащих действий Ответчика, спорные вагоны-цистерны с грузом были поданы на путь необщего пользования и убраны с пути необщего пользования значительно позднее сроков, предусмотренных пунктами 5 и 11 Договора на эксплуатацию пути, что в свою очередь привело к превышению нормативного времени использования спорных вагонов и соответственно к убыткам на стороне Истца.
Общее количестве сверхнормативного использования спорных вагонов по вине Ответчика составило 202 суток.
В данном случае нарушение сроков подачи и уборки вагонов, по причине ненадлежащих действий ОАО "РЖД", очевидно приводит к сверхнормативному использованию данных вагонов, а соответственно к возникновению убытков у Истца, вызванных сверхнормативным использованием спорных вагонов.
Судом первой инстанции установлено, что Истцом представлены доказательства ненадлежащего исполнения ОАО "РЖД" своих обязательств по Договору на эксплуатацию пути по своевременной подаче под выгрузку и уборке после выгрузки спорных вагонов-цистерн, что привело к возникновению убытков у Истца в указанном выше размере и которые подлежат возмещению ОАО "РЖД".
Доводы отзыва о пропуске срока исковой давности обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Правоотношения между Истцом и ОАО "РЖД" основаны на договоре возмездного оказания услуг, к которым применим общий трехлетний срок исковой давности.
Как верно указал суд первой инстанции, в силу пункта 3 статьи 200 ГК РФ, начало течения срока исковой давности приходится на 28 марта 2018 года, окончание соответственно приходится на 27 марта 2021 года, что свидетельствует о подаче Истцом иска в пределах срока исковой давности.
Довод апелляционной жалобы что его нарушение должно влечь только ответственность в виде уплаты пеней за просрочку груза, установленную статьей 97 Устава железнодорожного транспорта РФ, ошибочен, поскольку в настоящем деле Ответчик несет ответственность за причиненные им убытки, вызванные ненадлежащим оказанием услуг по подаче и уборке спорных вагонов. При этом данная ответственность не может быть ограничена по правилам статьи 400 ГК РФ, а причиненные убытки должны быть возмещены в полном объеме причинителем ущерба.
Несостоятелен довод апелляционной жалобы об отсутствии ответственности за несвоевременную уборку спорных вагонов, поскольку именно на Ответчике лежит обязанность по уведомлению владельцев вагонов об окончании грузовых операций и имеется законная возможность по взиманию с владельцев вагонов платы за нахождение вагонов на путях вне перевозочного процесса.
Довод о том, что ОАО "РЖД" не может нести ответственность за нарушение условий Договора хранения от 26.12.2013 N 033ф413/91Д, поскольку не является его стороной, не имеет правового значения, поскольку Ответчик оказал услуги ненадлежащего качества по подаче и уборке спорных вагонов на железнодорожный путь необщего пользования в соответствии с условиями Договора на эксплуатацию пути, чем причинил Истцу убытки.
Все доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные, так как сводятся к несогласию заявителя с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 февраля 2021 года по делу N А40-185472/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-185472/2020
Истец: ООО "КОМПАС ОЙЛ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52999/2022
30.11.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23297/2021
15.07.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13109/2021
19.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-185472/20