город Ростов-на-Дону |
|
18 июля 2021 г. |
дело N А32-10622/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
при участии:
от ООО "Сити Сайн-Сочи": представитель Андрияш В.Н., по доверенности от 12.03.2021, паспорт;
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации г. Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 19.05.2021 по делу N А32-10622/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сити Сайн-Сочи" (ИНН 2320239056, ОГРН 1162366053332)
к Администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367) в лице управления административной инспекции администрации города Сочи
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сити Сайн-Сочи" (далее - заявитель, ООО "Сити Сайн-Сочи", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Администрации города Сочи (далее - администрация) от 13.01.2021 N 0003
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2021 признано недействительным предписание от 13.01.2021 N 0003, вынесенное администрацией города Сочи в отношении ООО "Сити Сайн-Сочи", как не соответствующее статье 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
С принятым судебным актом Администрация г. Сочи не согласилась, обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просила решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на отсутствие в материалах дела доказательств того, что спорные конструкции представляют собой вывески информационного характера, установка и эксплуатация которых возможна без получения разрешения. Администрацией города Сочи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкции не выдавалось. Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи органом местного самоуправления предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Сити Сайн-Сочи" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "Сити Сайн-Сочи" поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил ходатайство об участии представителя ООО "Сити Сайн-Сочи" в онлайн судебном заседании.
Судебное заседание проводилось с использованием веб-конференции.
В судебном заседании представитель ООО "Сити Сайн-Сочи" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Администрация города Сочи, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между администрацией и обществом заключен договор от 28.04.2016 на установку и эксплуатацию коммуникационных уличных указателей на территории муниципального образования город-курорт Сочи, по условиям которого общество осуществляет в общественно полезных целях установку и эксплуатацию на перекрестках в тротуарной зоне, находящихся на территории муниципального образования город-курорт Сочи, коммуникационных уличных указателей с наименованиями улиц населенных пунктов муниципального образования город-курорт Сочи в местах, определенных по согласованию с Департаментами архитектуры и градостроительства администрации города Сочи - исполнительно-распорядительного органа муниципального образования город-курорт Сочи.
Администрацией проведена проверка, в ходе которой выявлено нарушение обществом предусмотренного действующим законодательством порядка установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи администрацией города Сочи обществу предписания N 0003 от 13.01.2021, согласно которому заявителю предписано в срок до 13.02.2021 демонтировать рекламные конструкции по адресам: ул. Каспийская (напротив АЗС "НТ" в сторону Адлера); ул. Эстонская/пер. Автомобильный; ул. Защитника Кавказа/ул. Волоколамская, 114, как установленные и (или) эксплуатируемые без разрешения, срок действия которых не истек, с приведением территории в первоначальное состояние и восстановлением благоустройства.
Общество, не согласившись с предписанием администрации N 0003 от 13.01.2021, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу части 11 статьи 5 Федерального закона N 38-ФЗ при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу части 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно части 10 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" при применении пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.
К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьями 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Апелляционной коллегией не принимается довод администрации о том, что коммуникационные уличные указатели являются рекламной конструкцией, разрешений на установку и эксплуатацию которых не выдавалось.
Судом первой инстанции установлено, что спорные указатели конструктивно состоят из двух модульных разборных частей: верхней - указание улицы, нижней - информационное поле (социальная информация, навигационная информация и сведения о ближайших объектах социальной и коммерческой инфраструктуры). Данная информация, размещенная заявителем на спорных указателях, несет информационный характер, является информационной навигацией города и указывает направление и расстояние до соответствующего объекта.
Из материалов дела также следует, что общество обращалось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю с целью получения заключения о том, что информация, размещенная на спорных коммуникационных уличных указателях, не характеризующаяся совокупностью признаков, установленных пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", необходимых и достаточных для признания информации рекламной, не является рекламой (служебное письмо N 28 от 02.08.2018).
В ответе Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 06.08.2018 за N 20029/7 указало, что в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О рекламе" настоящий Федеральный закон не распространяется, в том числе на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Также, не подпадает под понятие рекламы информация, размещенная на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, содержащая сведения о профиле деятельности организации (аптека, кондитерская, ресторан) или ассортименте реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц".
В соответствии с разъяснениями, данными Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в письме от 06.08.2018 N 20029/7, от 29.09.2011 N 13105/7 коммуникационные уличные указатели не являются рекламной конструкцией, а являются информационной навигацией города, установленные в соответствии с законом и на основании договора об установке и эксплуатации коммуникационных уличных указателей на территории муниципального образования город-курорт Сочи от 28.04.2016.
Из письма МКУ "Комитет по наружной рекламе города Сочи" администрации города Сочи N 538 от 15.07.2019 также следует, что перечисленные навигационные указатели общества на территории города Сочи содержат на верхнем модуле информацию об улице, а на нижних модулях рекламная информация отсутствует, то есть не содержится.
В согласованных с Департаментом оформления и дизайна городской среды администрации города Сочи материалах указано, что нижний модуль коммуникационного указателя несет информацию о ближайшем коммерческом объекте (письмо Департамента оформления и дизайна городской среды администрации города Сочи N 1038/22.01-10-10.08.2016).
Информация, размещенная на коммуникационных уличных указателях, несет информационный характер и указывает направление и расстояние до искомого объекта.
Договор на установку и эксплуатацию коммуникационных уличных указателей от 28.04.2016, заключенный между администрацией и обществом, является действующим. Доказательства его расторжения в установленном законом порядке в материалы дела не представлены.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, в том числе соответствующие фотоматериалы, суд правомерно пришел к выводу о том, что в данном случае спорные указатели не содержат рекламную информацию, а являются коммуникационными уличными указателями.
В данном случае обстоятельства надлежащего исполнения обязательств по договору между администрацией и юридическим лицом не могут регулироваться императивным предписанием государственного органа.
Таким образом, поскольку положения Закона N 38-ФЗ не распространяются на спорные коммуникационные указатели, установленные и согласованные в рамках заключенного между сторонами договора от 28.04.2016, основания для выдачи предписания N 0003 от 13.01.202 об их демонтаже у администрации города Сочи отсутствовали.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у администрации правовых оснований для выдачи обществу предписания.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам N А32-384/2019 и N А32-21040/2019.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.05.2021 по делу N А32-10622/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10622/2021
Истец: ООО "Сити Сайн-Сочи"
Ответчик: Администрация г. Сочи, Администрация г. Сочи в лице Управления административной инспекции администрации г. Сочи