г. Киров |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А31-10722/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.
при участии в судебном заседании представителей:
представителя заявителя - Макаровой Ю.А., действующей на основании доверенности от 10.03.2021
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала "Костромаэнерго"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 15.02.2021 по делу N А31-10722/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промэнерго Сети" (ИНН: 4403006394; ОГРН: 1154433000260)
к публичному акционерному обществу "МРСК Центра" в лице филиала "Костромаэнерго"
при участии в деле третьего лица: акционерного общества "Электроцентромонтаж" (ИНН: 7730014175; ОГРН: 1027739083866) в лице Костромского управления - филиала акционерного общества "Электроцентромонтаж"
о признании незаконными действий (бездействий),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Промэнерго Сети" (далее - заявитель, ООО "Промэнерго Сети") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к публичному акционерному обществу "МРСК Центра" (далее - ПАО "МРСК Центра") в лице филиала ПАО "МРСК Центра" "Костромаэнерго" (далее - ответчик, филиал ПАО "МРСК Центра" "Костромаэнерго", сетевая организация) о признании незаконными действий (бездействия) ПАО МРСК Центра" по затягиванию согласования проекта прокладки кабельной линии КЛ 10 кВ в охранных зонах ВЛ 10 - 110 кВ, в том числе выразившихся в направлении письма в адрес АО "ЭЦМ-Инжиниринг" от 15.07.2020; признании незаконным уклонения ПАО "МРСК Центра" от выдачи письменного согласования осуществления ООО "Промэнерго Сети" работ по прокладке кабельных линий в охранных зонах ВЛ 10 - 110 кВ; обязании ПАО "МРСК Центра" в течение 2 дней с даты принятия решения по настоящему делу принять решение о согласовании работ по прокладке кабельных линий в охранных зонах ВЛ 10 - 110 кВ; взыскании в случае невыполнения в установленный срок решения по настоящему делу неустойки в размере 172 000 рублей за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за последним днем срока надлежащего исполнения решения суда и по день фактического его исполнения, и приложенные к заявлению документы.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено акционерное общество "Электроцентромонтаж" в лице Костромского управления - филиала акционерного общества "Электроцентромонтаж" (далее - АО "Электроцентромонтаж").
Решением Арбитражного суда Костромской области от 15.02.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, филиал ПАО "МРСК Центра" "Костромаэнерго" обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ответчик в апелляционной жалобе указывает, что на основании пунктов 12, 56, 89 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160), сетевой организации при решении вопроса о согласовании либо подготовке мотивированного отказа в согласовании на осуществления действий в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства необходимо оценить соответствие размещения предполагаемого объекта действующим нормам и правилам в области строительства и возможность его дальнейшей безопасной эксплуатации с точки зрения безопасной работы объектов электросетевого хозяйства и предотвращения аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий для жизни и здоровья граждан. По убеждению филиала ПАО "МРСК Центра" "Костромаэнерго", представленные АО "Электроцентромонтаж" документы - условная схема прохождения предполагаемой к строительству кабельной линии не позволяет точно определить места пересечения охранных зон, а также иные параметры проведения работ по прокладке кабеля, в связи с чем ответчиком запрошены дополнительные документы.
ООО "Промэнерго Сети" и АО "Электроцентромонтаж" в отзывах на апелляционную жалобу указали, что сетевой организации для разрешения вопроса о возможности прокладки кабельных линий в охранных зонах ПАО "МРСК Центра" требовалась только схема их прокладки с указанием точек пересечения проектируемых кабельных линий 10 кВ и существующих высоковольтных линий Вл, принадлежащих ПАО "МРСК Центра", которая фактически представлена ответчику.
Протокольным определением от 27.04.2021 дата судебного заседания по рассмотрению дела N А31-10722/2020 перенесена на 26.05.2021 в 14 час. 35 мин. в связи с установлением с 4 по 7 мая 2021 года нерабочих дней на основании указа Президента Российской Федерации от 23.04.2021 N 242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.".
Протокольным определением от 26.05.2021 судебное разбирательство в порядке статьи 158 АПК РФ отложено до 12.07.2021 в 14 час. 40 мин.
Определением от 12.07.2021 в соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью (по причине нахождения в отпуске) дальнейшего участия судьи Ившиной Г.Г. в рассмотрении настоящего дела произведена ее замена на судью Кононова П.И., после замены судьи рассмотрение дела начато с самого начала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал занятую по делу правовую позицию.
Ответчик, третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей ответчика, третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя ООО "Галичский фанерный комбинат" к электрическим сетям ООО "Промэнерго Сети" обратилось к смежной сетевой организации ПАО "ФСК ЕЭС" с заявкой на заключение договора технологического присоединения от 22.02.2020 N 20/ТП- 11/2. По результатам рассмотрения данной заявки между ООО "Промэнерго Сети" и ПАО "ФСК ЕЭС" заключен договор на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО "ФСК ЕЭС" объектов электросетевого хозяйства ООО "Промэнерго Сети" и выданы Технические условия от 13.04.2020 (т.1 л.д.103-105).
Согласно пункту 1.2 раздела 1 "Мероприятия по основному (первичному) электротехническому оборудованию" Технических условий ООО "Промэнерго Сети" следует выполнить строительство двух ЛЭП 10 кВ от РП 10 кВ до линейных ячеек 10 кВ в ЗРУ 10 кВ ПС 220 кВ Галич (районная), трассу, длину, сечение/марку кабеля /провода определить проектом.
Во исполнение требований Технических условий Общество привлекло специализированную проектную организацию Акционерное общество "Электроцентромонтаж" в лице филиала Костромское управление. Между сторонами заключен договор от 18.05.2020 N КУ/08/1-2020 на выполнение работ по проектированию двух ЛЭП 10 кВ Галич (районная) на объекте ООО "Галичский фанерный комбинат" (т.1 л.д.106-113).
Техническим заданием (Приложение N 1 к договору N КУ/08/1-2020 от 18.05.2020) предусмотрены характеристики работ по проектированию двух линий ЛЭП. Пунктами 7 и 11 Технического задания установлено, что местом нахождения энергопринимающих устройств заявителя (ООО "Промэнерго Сети") является земельный участок с кадастровым номером 44:04:023304:327, расположенный по адресу: Костромская область, город Галич, точки присоединения: ЗРУ-10кВ ПС 220/110/35/10/0,4 кВ "Галич". Также проектная организация обязана получить согласования трассы со всеми владельцами коммуникаций и заинтересованными лицами (т.1 л.д.111).
29.05.2020 АО "ЭЦМ-Инжиниринг" обратилось с письмом в адрес ПАО "МРСК Центра" о согласовании прокладки двух кабельных линий 10 кВ от существующих ячеек ЗРУ 10 кВ ПС 220 кВ Галич до РП-10 кВ в охранной зоне ВЛ 110 кВ Галич-Новая по причине стесненных условий прокладки. При положительном согласовании трассы просило выдать технические условия на прокладку кабельных линий в охранной зоне ВЛ 110 кВ Галич-Новая, а также выдать технические условия на пересечение кабельных линий 10 кВ с ВЛ 110 кВ Галич-Новая и ВЛ 110 кВ Галич-Новая, ВЛ 110 кВ Галич р.-Галич т. и ВЛ 110 кВ ф. 10-07 ПС Галич. К письму приложена схема предварительной трассы кабельных линий 10 кВ (т.1 л.д.114-115).
16.06.2020 ПАО "МРСК Центра" ответило АО "ЭЦМ-Инжиниринг", что не сможет согласовать проект в предложенном варианте, указав две причины: при прохождении КЛ-10 кВ в охранной зоне ВЛ 110 кВ произойдет наложение двух охранных зон друг на друга, что может создать для ПАО "МРСК Центра" трудности при производстве ремонтных работ на ВЛ 110 кВ; проектируемые КЛ-10 кВ частично пройдут в границах арендуемого ПАО "МРСК Центра" земельного участка с кадастровым номером 44:26:000000:891, что нарушит права ПАО "МРСК Центра" как добросовестного арендатора.
Сетевая организация предложила рассмотреть другие варианты прохождения трассы с минимальными пересечениями охранных зон.
АО "ЭЦМ-Инжиниринг" 08.07.2020 с учетом требований письма от 16.06.2020 обратилось в сетевую организацию о согласовании трассы в части решений по пересечениям кабельных линий 10 кВ с ВЛ-110 кВ. Приложен уточненный проект трассы (т.1 л.д.119).
15.07.2020 филиалом ПАО "МРСК Центра" "Костромаэнерго" для решения вопроса о согласовании трассы прохождения кабельных линий затребованы документы обосновывающие: выбор испрашиваемого земельного участка для строительства кабельной линии; разработку проектной документации по строительству кабельной линии; выбор направления трассы кабельной линии (т.1 л.д.120-122).
Указанные действия сетевой организации, по мнению ООО "Промэнерго Сети", создают препятствия по выполнению Обществом Технических условий по договору с ПАО "ФСК ЕЭС", а также своевременному технологическому присоединению потребителя - ООО "Галичский фанерный комбинат", нарушает права и законные интересы ООО "Промэнерго Сети" как хозяйствующего субъекта в сфере экономической деятельности, что послужило основанием для обращения ООО "Промэнерго Сети" в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции признал незаконным бездействие ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Костромаэнерго" выразившееся в несогласовании ООО "Промэнерго Сети" работ по прокладке кабельной линии в охранных зонах ВЛ 10 - 110 кВ ПАО "МРСК Центра"; недействительными требования к ООО "Промэнерго Сети" о предоставлении документов, изложенных в письме от 15.01.2020; обязал ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Костромаэнерго" в течение 2-х рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о согласовании ООО "Промэнерго Сети" работ по прокладке кабельной линии в охранных зонах ВЛ 10 - 110 кВ ПАО "МРСК Центра"; на случай неисполнения решения суда взыскал с ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Костромаэнерго" неустойку в размере 5 000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная с третьего рабочего дня от даты вступления решения в законную силу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права (далее - ЗК РФ) на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законам.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 ЗК РФ могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 1 статьи 89 ЗК РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование; под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов в Правилах N 160.
В силу пункта 5 Правил N 160 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
Пунктом 8 Правил N 160 предусмотрено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе: а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи; б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи; г) размещать свалки; д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).
В соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 10 Правил N 160 в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: посадка и вырубка деревьев и кустарников; дноуглубительные, землечерпальные и погрузочно-разгрузочные работы, добыча рыбы, других водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда (в охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи).
Процедура получения согласования сетевой организацией проведения таких работ предусмотрена пунктом 12 Правил N 160. Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий (абзац 1).
Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий (абзац 2).
Письменное решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, вручается заявителю либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявитель также информируется сетевой организацией о принятом решении с использованием факсимильных или электронных средств связи в случае, если в заявлении указано на необходимость такого информирования (абзац 3).
Отказ в согласовании действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, допускается, если осуществление соответствующих действий нарушает требования, установленные нормативными правовыми актами, и может повлечь нарушение функционирования соответствующих объектов электросетевого хозяйства. Отказ должен быть мотивированным и содержать ссылки на положения нормативных правовых актов, которые будут нарушены вследствие производства заявителем соответствующих работ (осуществления соответствующих действий) (абзац 4).
Отказ сетевых организаций в выдаче письменного решения о согласовании осуществления в охранных зонах действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, может быть обжалован в суде (абзац 8).
Удовлетворяя заявленные ООО "Промэнерго Сети" требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик в порядке статьи 200 АПК РФ не доказал обоснованности оспариваемых действий (бездействия), не привел мотивированного обоснования истребования у АО "Электроцентромонтаж" перечисленных в письме от 15.07.2020 документов.
Ссылка ответчика на положения Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" справедливо отклонена судом первой инстанции, поскольку данное Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов применительно к объектам капитального строительства. В свою очередь кабельные линии КЛ 10 кВ не являются объектами капитального строительства, следовательно, положения Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
Судом первой инстанции также удовлетворено заявленное ООО "Промэнерго Сети" требование о взыскании судебной неустойки; относительно указанной части решения апелляционная жалоба доводов не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, обоснованно удовлетворил требования ООО "Промэнерго Сети".
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 15.02.2021 по делу N А31-10722/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269. статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 15.02.2021 по делу N А31-10722/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "МРСК Центра" в лице филиала "Костромаэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-10722/2020
Истец: ООО "Промэнерго Сети"
Ответчик: ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Костромаэнерго"
Третье лицо: АО "Электроцентромонтаж", АО Костромское управление- филиал ""Электроцентромонтаж", Арбитражный суд Костромской области, ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "МРСК Центра"-"Костромаэнерго"