г. Санкт-Петербург |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А21-6054/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: представитель Кучма Ю.Н. по доверенности от 15.03.2021;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13011/2021) общества с ограниченной ответственностью "Аурум" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2021 по делу N А21-6054/2020, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аурум" (236034, город Калининград, улица Подполковника Емельянова, дом 280, корпус Д, ОГРН: 1153926039673, ИНН: 3906978130)
к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа "Город Калининград" (236040, город Калининград, площадь Победы, 1, ОГРН: 1023900592759, ИНН: 3903010414)
о признании незаконным отказа в заключении соглашения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аурум" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Комитету муниципального имущества и земельных ресурсов Администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Ответчик, Комитет) о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 39:15:141804:34, принадлежащего Обществу на праве собственности, и земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности на основании проекта межевания территории в границах красных линий ул.Камышовая-ул.Подполковника Емельянова-граница пруда Мельничного в г.Калининграде, утвержденного постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" N 1228 от 23.08.2016, об обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 39:15:141804:34, принадлежащего Обществу на праве собственности и земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, с установлением платы за увеличение площади земельных участков в размере 15% от кадастровой стоимости, что составляет 2 595 343 руб. (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым обязать Комитет заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 39:15:141804:34, принадлежащего Обществу на праве собственности и земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, с установлением платы за увеличение площади земельных участков в размере 15% от кадастровой стоимости, что составляет 2 595 343 руб. По мнению подателя жалобы, решение суда вынесено без учета фактических обстоятельств и материалов дела.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражал против ее удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Общества, апелляционный суд установил следующее.
21.03.2016 зарегистрировано право собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 39:15:141804:34 площадью 26 000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов (под существующие гостевые дома), расположенный по адресу: Калининградская область, г.Калининград, ул.Подполковника Емельянова, д.280д (свидетельство о государственной регистрации права от 21.03.2016, запись регистрации N 39-39/001-39/011/035/2016-440/4).
08.04.2016 Администрацией городского округа "Город Калининград" принято постановление N 419 "О разработке проекта межевания территории в границах красных линий ул.Камышовая - ул.Подп.Емельянова - граница пруда Мельничного в г.Калининграде".
Постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" от 23.08.2016 N 1228 утвержден проект межевания территории в границах красных линий ул.Камышовая - ул.Подп.Емельянова - граница пруда Мельничного в г.Калининграде, которым предложено, в том числе, образовать один земельный участок путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 39:15:141804:34 и земель, находящихся в государственной собственности.
10.11.2016 земельный участок площадью 66 910 кв.м. поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 39:15:000000:9440, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - предпринимательство. Земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 39:15:141804:34 площадью 26 002 кв.м. и земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, площадью 40 908 кв.м.
27.02.2020 Общество обратилось в Комитет с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 39:15:141804:34.
Письмом от 23.03.2020 Комитетом в удовлетворении заявления Общества отказано на основании пп 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в связи возможностью образования из предусмотренных к перераспределению земель самостоятельных земельных участков без нарушения требований к образуемым земельным участкам.
Полагая, что данный отказ является незаконным, нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на то, что у Комитета отсутствовали основания для принятия решения о перераспределении испрашиваемых земельных участков.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляются в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Случаи, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
В качестве правового обоснования заявленных требований Общество ссылается на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Из указанной нормы следует, что для осуществления перераспределения необходимо установить наличие одновременно трех условий: в результате перераспределения границы земельных участков должны приводиться в соответствие с утвержденным проектом межевания; целью перераспределения должно служить исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы; размер увеличившегося земельного участка не должен превышать установленные пределы. При этом наличие проекта межевания территории, предусматривающего перераспределение спорных земельных участков, само по себе не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства, подтверждающие существование вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы у земельного участка, принадлежащего Обществу, для цели исключения которых осуществляется перераспределение за счет публичных земель, Обществом в материалы дела не представлены.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (пункт 2 статьи 39.28 ЗК РФ).
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, пунктом 9 данной статьи - основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Подпунктами 1, 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случаях, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса; образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Отказывая Обществу в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, Комитет указал на возможность образования из предусмотренных к перераспределению земель самостоятельных земельных участков без нарушения требований к образуемым земельным участкам.
Как указано в письме Комитета территориального развития и строительства администрации городского округа "Город Калининград" от 12.11.2020, в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 г. N 225 (в редакции постановления Правительства Калининградской области от 17.02.2020 г. N 74), вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 39:15:000000:9440 расположен в коммунально-складской зоне. Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 г. N 339 (далее - Правила), земельный участок отнесен к территориальной производственно-коммерческой зоне (индекс - "ПК"), которая установлена для обеспечения правовых условий строительства, реконструкции и эксплуатации преимущественно объектов производственного, коммунальноскладского назначения с размером санитарно-защитной зоны не более 100 метров, части объектов общественно-делового назначении, а также сопутствующей инфраструктуры. Согласно градостроительному регламенту, установленному Правилами для зоны "ПК", максимальный и минимальный размер земельных участков для всех видов разрешенного использования (кроме объектов гаражного назначения) не подлежит установлению. Рассматриваемый земельный участок обеспечен самостоятельным проездом со стороны ул.Энергетиков, в связи с чем имеется возможность образовать в границах рассматриваемой территории один или несколько земельных участков с выбором вида разрешенного использования, установленного для зоны "ПК", путем внесения изменений в проект межевания территории.
Изложенные в указанном письме сведения Обществом не опровергнуты.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 г. N 1266-О изложена правовая позиция, согласно которой законоположение подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
Как правильно указал суд первой инстанции, процедура перераспределения земельных участков не может преследовать фактическую цель предоставления хозяйствующему субъекту дополнительного земельного участка на льготных условиях без проведения торгов.
Таким образом, оспариваемый отказ Комитета в заключении соглашения о перераспределении земельного участка соответствует положениям подпунктов 1, 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.02.2021 по делу N А21-6054/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6054/2020
Истец: ООО "АУРУМ"
Ответчик: КОМИТЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛИНИНГРАД"
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15206/2021
19.07.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13011/2021
25.02.2021 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6054/20
20.02.2021 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-6054/20