г. Самара |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А55-1057/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Лихоманенко О.А. и Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:
от ПАО "Т Плюс" - Котова А.С., доверенность от 20.02.2020,
иные лица участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 апреля 2021 года по делу А55-1057/2021 (судья Бойко С.А.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс"
к Судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Юртайкину Д.А,
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области,
к МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области,
с участием третьего лица: Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Предприятие тепловых сетей" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:
- признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Юртайкина Дмитрия Алексеевича, выразившееся в не вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N 59855/20/63045-ИП от 21.12.2020;
- обязать судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Юртайкина Дмитрия Алексеевича, вынести постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N 59855/20/63045-ИП от 21.12.2020 и установить для должника новый срок для исполнения, но не более 3 дней (с учетом уточнений).
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции произвел замену заявителя по делу в связи с состоявшейся реорганизацией на его правопреемника - Публичное акционерное общество "Т Плюс".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, публичное акционерное общество "Т Плюс" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционный суд решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные ПАО "Т Плюс" требования.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 14 июля 2021 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ответчиков и третьего лица участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Представитель ПАО "Т Плюс" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил удовлетворить.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2020 по делу N А55-35679/2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 признан недействительным пункт 1 предписания Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 09-243-09-19-567/2-В от 06.09.2019. Суд обязал Средне-Поволжское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей".
21.12.2020 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску по исполнению особых производств и розыску УФССП России по Самарской области Юртайкиным Д.А. возбуждено исполнительное производство N 59855/20/63045-ИП об обязании Средне-Поволжского управления Ростехнадзора устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Акционерного общества "Предприятие тепловых сетей".
Заявитель полагает, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Юртайкиным Дмитрией Алексеевичем проявлено незаконное бездействие, выразившееся в невынесении постановления о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства N 59855/20/63045-ИП от 21.12.2020.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплен принцип обязательности судебных актов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан.
Условия и порядок исполнения судебных актов регулируются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Статьями 2 и 4 Закона об исполнительном производстве среди задач и принципов исполнительного производства значится своевременное исполнение судебных актов, своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в обязанности судебного пристава-исполнителя входит принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Частью 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ определено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
При этом действия по исполнению судебных и иных актов должны исполняться настолько быстро, насколько этого требуют интересы сторон исполнительного производства, иных заинтересованных лиц, а также в соответствии со сроками, установленными действующим законодательством.
В соответствии со статьей 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора и установление должнику нового срока для исполнения, в силу положений ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ являются исполнительными действиями по принудительному исполнению требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе.
Таким образом, статьей 105 Закона N 229-ФЗ установлена обязанность судебного пристава-исполнителя совершить определенные исполнительные действия, направленные на принудительное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в случае неисполнения их должником в добровольном порядке.
При этом статья 105 Закона N 229-ФЗ устанавливает точные сроки и последовательность совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 03.02.2015 по делу N 309-АД14-6190, положения ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ направлены на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу части 1 статьи 121 данного Закона действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В данном случае взыскателем в судебном порядке оспорено бездействие судебного пристава-исполнителя по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований к должнику совершить определенные действия, фактически выраженное в несовершении исполнительных действий, предусмотренных ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ.
В силу части 1 статьи 121 данного Закона действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 22.12.2020 г. должником было получено постановление о возбуждении исполнительного производства N 59855/20/63045-ИП от 21.12.2020.
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора направило в адрес судебного пристава-исполнителя сообщение от 28.12.2020 N 301-42067 о том, что во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 21.08.2020 по делу N А55-35679/2019 пункт 1 предписания N 09-243-09-19-567/2-В от 06.09.2019 снят с контроля.
ПАО "Т Плюс" полагает, что требования исполнительного документа не исполнены должником, так как Ростехнадзором не приняты меры по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов АО "Предприятие тепловых сетей", а именно:
- не представлен приказ вышестоящего органа государственного контроля (надзора) об отмене пункта N 1 предписания Ростехнадзора N 09-243-09-19-567/2-В от 06.09-2019;
- информация об отмене результата проверки не размещены на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФГИС "Единый реестр проверок" (https: / / proverki, gov, ru).
Из письма Ростехнадзора от 28.12.2020 N 301-42067 следует, что пункт N 1 предписания N 09-243-09-19-567/2-В от 06.09-2019 отменен решением Арбитражного суда Самарской области и только на этом основании снят с контроля.
По мнению заявителя, исполнением решения суда может быть приказ вышестоящего органа об отмене неправомерного пункта предписания.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.3. Закона N 294-ФЗ, в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создан единый реестр проверок.
В соответствии с пунктом 22 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 (далее - Правила), в случае отмены результатов проведенной проверки информация об этом подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 3 рабочих дней со дня поступления указанной информации в орган контроля.
В соответствии с пунктом 12 Правил органы контроля осуществляют внесение информации в единый реестр проверок и несут ответственность за ее достоверность.
В результате анализа единого реестра проверок, размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФГИС "Единый реестр проверок" (https://proverki.gov.ru) установлено, что сведения о проведении на основании распоряжения N 3800-Р от 07.08.2019 руководителя Ростехнадзора проверки в период с 12.08.2019 по 06.09.2019 в отношении АО "Предприятие тепловых сетей" отсутствуют.
Следовательно, невнесение органами Ростехнадзора в реестр информации об отмене результатов проверки не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано сделал вывод, что материалами дела не подтверждается незаконное бездействие со стороны судебного пристав - исполнителя.
Заявитель, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не доказал нарушение судебным приставом-исполнителем его прав и законных интересов, наступления для него неблагоприятных последствий, связанных с незаконным бездействием судебного пристава-исполнителя, а также каким образом непринятие постановления о взыскании исполнительского сбора нарушило его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о том, что непринятие постановления о взыскании исполнительского сбора, никак не нарушает права заявителя, соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителя о том, что требования исполнительного документа неимущественного характера, должны быть исполнены требуемым им образом, не влияют на выводы суда об отсутствии нарушения его прав бездействием в виде невынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (именно так заявителем сформулированы требования).
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 апреля 2021 года по делу N А55-1057/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1057/2021
Истец: АО "Предприятие тепловых сетей", ПАО "Т Плюс"
Ответчик: МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области, Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Юртайкин Д.А., Управление Федеральной Службы Судебных Приставов по Самарской области
Третье лицо: Средне-поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору