г. Пермь |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А60-1295/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Голубцова В.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шляковой А.А.,
в отсутствие участвующих в деле лиц
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, открытого акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 апреля 2021 года
по делу N А60-1295/2021
по заявлению открытого акционерного общества "Объединенная теплоснабжающая компания" (ИНН 6658447960, ОГРН 1136658039100)
к отделу ЗАГС Артемовского района Свердловской области (ИНН 6602010303, ОГРН 1069602001677)
о признании действий (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Объединенная теплоснабжающая компания" (далее - общество, ОАО "ОТСК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Отделу ЗАГС Артемовского района Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставления сведений о родителях и законных представителях несовершеннолетних, являющихся собственниками жилых помещений на территории МО Артемовского городского округа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "ОТСК" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о нарушении оспариваемым отказом положений ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующих права на судебную защиту прав и свобод. Отмечает, что при отсутствии у ОАО "ОТСК" возможности получить от заинтересованного лица сведений о гражданах, являющихся законными представителями несовершеннолетних собственников жилых помещений, заявитель не сможет реализовать свое право на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов, поскольку не сможет определить круг лиц, которые будут представлять интересы несовершеннолетних и нести обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Акцентирует внимание на том, что требования общества к несовершеннолетним собственникам-должникам, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за которых в силу норм действующего законодательства несут родители, подлежат рассмотрению в приказном порядке; отсутствие данных о законных представителях препятствует возможности заявителя обратиться за защитой своих прав ввиду того, что отсутствие необходимого круга лиц повлечет возвращение заявления о выдаче приказа. В этой связи считает нарушенным принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций на получение платы за поставленный коммунальный ресурс и интересов потребителей. Также отмечает, что заинтересованное лицо при рассмотрении обращения ОАО "ОТСК", отказав в предоставлении запрашиваемых сведений, нарушило положения подп. 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), поскольку не дало ответ по существу заявленных в обращении вопросов. Полагает, что предоставление обществу, как ресурсоснабжающей организации запрашиваемых сведений, не является нарушением законодательства, поскольку ОАО "ОТСК" становится оператором персональных данных, на которого распространяется вся полнота ответственности, предусмотренная действующим законодательством.
Отдел ЗАГС города Кушвы Свердловской области против удовлетворения жалобы общества возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в обоснование заявленных требований Открытое акционерное общество "Объединенная теплоснабжающая компания" ссылается на следующие обстоятельства: ОАО "ОТСК", являясь единой теплоснабжающей организацией, осуществляет снабжение коммунальными ресурсами (отопление, горячее водоснабжение), в том числе граждан-потребителей, являющихся собственниками (нанимателями) жилых помещений, расположенных в жилых домах (многоквартирных жилых домах) по адресам, указанным в приложении N 1 к настоящему заявлению.
Между ОАО "ОТСК" и акционерным обществом "Региональный информационный центр" (далее - АО "РИЦ") заключен агентский договор N Д- РИЦ-2018-0228/43-2019/ДЗ от 26.04.2019 (далее - агентский договор), по условиям которого АО "РИЦ" осуществляет деятельность по начислению и приему платежей за соответствующую коммунальную услугу в пользу принципала, а также выполняет в качестве агента иные функции в интересах и от имени принципала.
В связи с тем, что обязанность по оплате коммунальных услуг в отношении жилых помещений, собственниками которых являются несовершеннолетние, возлагается на родителей или лиц, их заменяющих, в целях корректного начисления платы за предоставленные коммунальные услуги, а также реализации защиты прав и экономических интересов ресурсоснабжающей организации по вопросу получения платы за оказанные услуги, АО "РИЦ", являющимся уполномоченным лицом ОАО "ОТСК", действующим от имени и за счет ОАО "ОТСК", в рамках заключенного агентского договора N Д-РИЦ-2018-0228/43-2019/ДЗ от 26.04.2019 в адрес заинтересованного лица - Отдела ЗАГС Артемовского района Свердловской области направлен запрос N И-РИЦ-2020-115366 от 26.11.2020 о предоставлении сведений по законным представителям несовершеннолетних собственников жилых помещений.
22.12.2020 в адрес АО "РИЦ" от заинтересованного лица - Отдела ЗАГС Артемовского района Свердловской области поступил ответ на вышеуказанный запрос, в котором заинтересованное лицо отказало в предоставлении информации, ссылаясь на отсутствие права предоставлять запрашиваемую информацию.
ОАО "ОТСК", полагая, что отказ в предоставлении сведений о родителях или законных представителях несовершеннолетних собственников жилых помещений является незаконным, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции совокупность оснований для признания оспариваемого отказа незаконным не установил.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положениями п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Положениями ч. 1 ст. 155 ЖК РФ закреплено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно п. 6 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в п. 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" от 27.06.2017 N 22 в случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (ст. 21, 26, 28 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств, обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в субсидиарном порядке возлагается на его родителей (ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 ст. 23 Конституции РФ установлен конституционный принцип неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, и согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Данные конституционные принципы нашли свое развитие в Федеральном законе от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных), согласно пункту 1 статьи 3 которого персональными данными признается любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Статьей 7 Закона о персональных данных установлен запрет операторам и иным лицам, получившим доступ к персональным данным, на раскрытие третьим лицам и распространение персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 8 ст. 6 Закона об актах гражданского состояния сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния или работнику многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат.
Предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в порядке и случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" с 01.10.2018 введен в действие Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ФГИС ЕГР-ЗАГС).
Согласно п.п. 7-9 ст. 13.1 Закона об актах гражданского состояния ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, включая формирование, сбор, хранение, обработку и предоставление информации, осуществляется в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - федеральная информационная система), функционирование которой обеспечивается, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Законом о персональных данных.
Оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Оператор федеральной информационной системы осуществляет: - создание, эксплуатацию федеральной информационной системы и обработку содержащейся в ней информации, в том числе персональных данных; - обеспечение бесперебойного ежедневного и круглосуточного функционирования федеральной информационной системы; - защиту сведений, содержащихся в федеральной информационной системе, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"; - предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Предоставление сведений, содержащихся в ФГИС ЕГР-ЗАГС, регулируется ст. 13.2 Закона об актах гражданского состояния.
Порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, включая перечень указанных сведений и сроки их предоставления, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Круг лиц и организаций, которым орган записи актов гражданского состояния сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния определен в п. 3 ст. 13.2 Закона об актах гражданского состояния.
Так, в соответствии с названными положениями сведения предоставляются по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.
Указанный перечень является исчерпывающим, и ОАО "ОТСК" к числу поименованных в нем лиц не относится.
Таким образом, у Органа ЗАГС Артемовского района Свердловской области отсутствовали правовые основания для предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, в частности, о родителях и законных представителях несовершеннолетних собственников жилых помещений, по запросу АО "РИЦ", действующему от имени ОАО "ОТСК".
В связи с изложенным, оспариваемый отказ заинтересованного лица в предоставлении заявителю испрашиваемых сведений соответствует закону.
Аргументы заявителя жалобы об обратном, в том числе со ссылками на положения Федерального закона N 59-ФЗ, Закона о персональных данных основаны на неверном толковании положений действующего законодательства в совокупности и взаимосвязи со специальными нормами, регламентирующими спорные правоотношения.
Заинтересованным лицом не допущено нарушение подп. 4 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 59-ФЗ, предусматривающего обязанность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, поскольку, применительно к испрашиваемым сведениям, установлен соответствующий запрет на их предоставление, кроме лиц, прямо поименованных в Законе об актах гражданского состояния, к которым общество в силу вышеизложенного не относится.
Вопреки позиции ОАО "ОТСК", оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы общества в сфере его экономической деятельности, поскольку законное право на получение испрашиваемых сведений у него отсутствует. При этом, отказ заинтересованного лица в предоставлении заявителю сведений о родителях и законных представителях несовершеннолетних собственников жилых помещений не препятствует осуществлению обществом своей деятельности, не ограничивает его права в сфере экономической деятельности, не возлагает на него дополнительные обязанности.
Охраняемые законом правоотношения между ОАО "ОТСК", как теплоснабжающей организацией, и потребителями-должниками существуют в сфере гражданско-правового регулирования и подлежат правовой защите соответствующими способами, в том числе в рамках судопроизводства по взысканию образовавшейся задолженности.
Излагаемые обстоятельства предполагаемых (обратного из материалов дела не следует) трудностей, связанных со взысканием задолженности с несовершеннолетних собственников помещений, с которыми общество столкнется с учетом особенностей приказного производства в отношении спорной категории требований по оплате задолженности за коммунальные услуги, какого-либо отношения к существу рассматриваемого спора не имеют, о незаконности действий заинтересованного лица и неправосудности обжалуемого судебного акта не свидетельствуют.
ОАО "ОТСК", как поставщик коммунального ресурса, вправе предъявить свои требования в отношении собственников помещений в рамках судопроизводства по взысканию образовавшейся задолженности. При этом, наличие признаков спора о праве в связи с тем, что сособственниками помещений являются несовершеннолетние дети, в каждом конкретном деле подлежит установлению судьей, рассматривающим заявление о выдаче судебного приказа, который при наличии сомнений в бесспорном характере заявленных требований в целях защиты прав и интересов ответчика отказывает в принятии заявления, что не лишает заявителя права предъявить свое требование в порядке искового производства в случае отмены судебного приказа или отказе в его выдаче.
При совокупности изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что основания, указанные в ст. 201 АПК РФ, для признания оспариваемого отказа заинтересованного лица незаконным и удовлетворения заявленных требований общества отсутствовали.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В удовлетворении апелляционной жалобы ОАО "ОТСК" следует отказать.
Согласно подпунктам 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в апелляционном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1500 руб.
Излишне уплаченная при подаче жалобы государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату ОАО "ОТСК" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 апреля 2021 года по делу N А60-1295/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Объединенная теплоснабжающая компания" (ИНН 6658447960, ОГРН 1136658039100) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную платежным поручением N 38896 от 13.05.2021.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1295/2021
Истец: ОАО ОБЪЕДИНЕННАЯ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩАЯ КОМПАНИЯ
Ответчик: ОТДЕЛ ЗАПИСИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ АРТЕМОВСКОГО РАЙОНА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ