город Томск |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А27-26913/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения здравоохранения "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" (N 07АП-5580/2021) на решение от 22.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-26913/2020 (судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению Государственного казенного учреждения здравоохранения "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" (ОГРН 1174205000551, ИНН 4205349664, 650993, Кемеровская Область - Кузбасс обл, город Кемерово, улица Арочная, дом 41 эт. 4, оф. 415) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419, 650000, Кемеровская Область - Кузбасс обл, город Кемерово, улица Ноградская, 5, 312) об оспаривании решения от 03.11.2020 по делу N 042/06/33-1734/2020, предписания от 03.11.2020 по делу N 042/06/33-1734/2020,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Васильева Т.Г., представитель по доверенности от 27.01.2021, паспорт;
от заинтересованного лица: Тугарева Е.Н., представитель по доверенности от 12.04.2021, удостоверение;
от третьего лица: от ООО "Ф-Маркет": Домбровский Д.Д., представитель по доверенности от 15.01.2021, паспорт;
от иных лиц: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение здравоохранения "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" (далее - заявитель, учреждение, ГКУЗ "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Кемеровское УФАС России) с заявлением о признании незаконными и отмене решения от 03.11.2020 N 08/8333 по делу N 042/06/33-1734/2020 и предписания от 03.11.2020 по делу N 042/06/33-1734/2020. По ходатайству Кемеровского УФАС России в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Здоровое сердце" (далее - ООО "Здоровое сердце"), общество с ограниченной ответственностью "Видалаб" (далее - ООО "Видалаб"), общество с ограниченной ответственностью "Приволжская медтехника" (далее - ООО "Приволжская медтехника"). Определением суда от 04.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Министерство здравоохранения Кузбасса (далее - Минздрав Кузбасса), Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша" (далее - ГБУЗ "КККД имени академика Л.С. Барбараша"), в связи с чем судебное разбирательство по делу отложено на 15.04.2021.
Решением суда от 22.04.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его решение отменить, заявление удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального, процессуального права.
Управление, ООО "Ф-маркет" в отзывах, представленных в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, представители в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонили, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ГБУЗ "КККД имени академика Л.С. Барбараша" в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы поддержало.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.10.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ООО "Ф-Маркет" на действия заказчика - ГКУ КО "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" при проведении электронного аукциона N 0839500000220000176 "Поставка медицинских изделий". 03.11.2020 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Ф-Маркет" Кемеровским УФАС России вынесено решение по делу N042/06/33-1734/2020, которым жалоба ООО "Ф-Маркет" признана обоснованной, ГКУ КО "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выдано предписание от 03.11.2020 об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, заявитель обратился в суд. Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции признал правомерными выводы антимонопольного органа о том, что заказчиком при составлении аукционной документации не обоснована необходимость в установлении заявленных требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется, в том числе в отношении заказчиков, комиссий по осуществлению закупок и их членов. Согласно части 4 статьи 105 Закона N 44-ФЗ жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре.
В соответствии со статьей 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона N 44-ФЗ определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлены правила описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Вместе с тем из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Материалами дела установлено, что заказчиком в разделе "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к монитору - Монитор носимый "БиПиЛАБ"-М-АК АД/ Модуль системы мониторинга состояния пациента, для измерения артериального давления, неинвазивный.
В пунктах 4.1-4.5 раздела "Описание объекта закупки" заказчиком установлены требования о взаимодействии с программным обеспечением: 1. Программирование дополнительного регистратора АД посредством имеющегося у заказчика программного обеспечения производства ООО "Петр Телегин" или эквивалент. 2. Считывание данных суточного мониторирования, полученных с дополнительного регистратора АД посредством имеющегося у заказчика программного обеспечения производства ООО "Петр Телегин" или эквивалент. 3. Анализ данных суточного мониторирования, полученных с дополнительного регистратора АД посредством имеющегося у заказчика программного обеспечения производства ООО "Петр Телегин" или эквивалент. 4. Результаты исследований пациентов, получаемые на приобретаемом дополнительном регистраторе АД должны сохраняться в базу данных программного обеспечения производства ООО "Петр Телегин", имеющуюся у заказчика или эквивалент. 5. Проведение сравнения двух разных исследований одного пациента: получаемых на приобретаемом дополнительном регистраторе АД и сохраненных ранее в базе данных, производства ООО "Петр Телегин", имеющейся у заказчика, или эквивалент, и возможностью печати заключения результатов сравнения.
Как установлено Комиссией Кемеровского УФАС России, требования, установленные заказчиком к монитору, соответствуют требованиям только монитора "БиПиЛАБ" производства ООО "Петр Телегин", при этом обстоятельство того, что описанный товар действительно производится одним производителем ГКУ КО "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" не оспаривается.
При рассмотрении настоящего спора ГБУЗ "КККД имени академика Л.С. Барбараша" представлены инвентарные карточки учета нефинансовых активов N N 2433032505000028, 243303250500000011, 243303250500000012 от 15.04.2021, свидетельствующие о наличии на балансе отделений функциональной диагностики N 1 и N 2 программно-аппаратных комплексов суточного мониторирования АД "БиПиЛАБ" (изготовитель - ООО "Петр Телегин"). Вместе с тем заказчиком не обоснована и документально не подтверждена необходимость обеспечения взаимодействия имеющихся программно-аппаратных комплексов суточного мониторирования с приобретаемыми медицинскими изделиями. В информационной карте аукциона N АЭФ-2020-10-186 заказчиком указан Код ОКПД2 - 26.60.12.129 "Приборы и аппараты для функциональной диагностики прочие, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки".
Описание объекта закупки - Модуль системы мониторинга состояния пациента, для измерения артериального давления соответствует коду номенклатурной классификации медицинских изделий - 156940 имеющее следующее описание: "Небольшое специальное устройство для неинвазивного (косвенного) измерения артериального давления при помощи стандартной сфигмоманометрической манжеты, обёрнутой вокруг конечности пациента. Изделие предназначено для работы в составе специальной системы мониторинга состояния пациента ("головного устройства"). Автоматически подключается к материнскому устройству сразу после того, как пользователь вставляет модуль в стандартный разъём материнского устройства или подключённой к нему модульной консоли. Головное устройство представляет собой рабочий компьютер, на дисплее которого отображается информация об артериальном давлении, полученная при помощи этого прибора".
Программное обеспечение, реализующее функции программирования монитора, считывания информации из монитора в компьютер, обработки считанной информации является неотъемлемой частью носимого суточного монитора.
Поскольку оборудование включает программное обеспечение, наличие у получателя комплексов программно-аппаратного суточного мониторирования АД "БиПиЛАБ" производства ООО "Петр Телегин", не свидетельствует о необходимости обеспечения взаимодействия приобретаемого оборудования с уже имеющимся программным обеспечением. При этом учитывая отсутствие доказательства того, что использование оборудования другого производителя не влечет изменение алгоритмов при интерпретации результатов, судом обоснованно отклонены доводы заказчика о необходимости обеспечения преемственности при сравнении архивных и текущих данных у конкретного пациента.
Требования к медицинским изделиям данного вида установлены ГОСТ 28703-90 "Приборы автоматические и полуавтоматические для косвенного измерения артериального давления. Общие технические требования и методы испытаний", требования которого являются обязательными. При этом условиями контракта также предусмотрен ввод прибора в эксплуатацию с обучением персонала.
Также получили надлежащую оценку арбитражного суда доводы ООО "Приволжская медтехника" о возможности поставки медицинского изделия без программного обеспечения со ссылкой на приложение к регистрационному удостоверению на медицинское изделие от 17.04.2020 N ФСР 2011/10717 - комплекс программно-аппаратный суточного мониторирования АД "БиПиЛАБ" по ТУ 9441-002- 39238870-2010, пунктом 2 которого предусмотрено, что в состав оборудования входит программное обеспечение для анализа данных суточного мониторирования ОД BPLab (стандартная или расширенная редакция), руководство пользователя и методическое руководство на компакт диске CD (при необходимости).
В соответствии с письмом Росздравнадзора от 10.11.2016 N 10-46443/16 обращение медицинского изделия на территории Российской Федерации допускается в соответствии с регистрационным удостоверением, а также регистрационной документацией на данное изделие. Действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его составляющие и принадлежности. Наличие в регистрационном удостоверении или в приложении к нему термина "набор" ("комплект") подразумевает совокупность изделий, имеющих единое целевое медицинское назначение. Технической документацией производителя, входящей в состав регистрационного досье, может быть предусмотрено обращение изделий, входящих в набор (комплект), как в наборе (комплекте), так и в отдельных упаковках.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что в данном случае указание в регистрационном удостоверении на возможность комплектации медицинского изделия (АД "БиПиЛАБ") без программного обеспечения, само по себе не позволяет сделать вывод о возможности эксплуатации приборов, не имеющих такового, с использованием ранее установленного в медицинском учреждении программного обеспечения с обеспечением реализации эксплуатационного назначения медицинского оборудования (анализа данных суточного мониторирования). Паспорта на оборудование и эксплуатационная документация в подтверждение не представлены. С учетом изложенного, Комиссия УФАС пришла к правомерному выводу о том, что заказчиком при составлении аукционной документации не обоснована необходимость в установлении заявленных требований.
Оспариваемый нормативный правовой акт ввиду его законности и обоснованности, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательств обратного заявителем не представлено, указаний на нарушение его прав и законных интересов в заявлении, поданном в суд, также не имеется. Оспариваемое решение и предписание вынесены в пределах компетенции УФАС по Кемеровской области с соблюдением норм материального и процессуального права, не препятствуют осуществлению деятельности заявителя и не нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания для иного толкования приведенных норм не усматриваются коллегией апелляционного суда. Соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются за несостоятельностью.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ином толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения. Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.04.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-26913/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения здравоохранения "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-26913/2020
Истец: ГКУ КО "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения"
Ответчик: УФАС по Кемеровской области
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Кузбасский клинический кардиологический диспансер имени академика Л.С. Барбараша", Министерство здравоохранения Кузбасса, ООО "ВидаЛаб", ООО "Здоровое сердце", ООО "Приволжская медтехника", ООО "Ф-маркет"