г. Челябинск |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А07-8084/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Жернакова А.С., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Амекачева Ильшата Рашитовича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2021 по делу N А07-8084/2020.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Амекачев Ильшат Рашитович (далее - истец, глава КФХ Амекачев И.Р.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан (далее - ответчик, Администрация), индивидуальному предпринимателю Шарипову Асхату Мурзагалиевичу ( далее - ответчик, ИП Шарипов А.М.) в котором просил:
1. Признать недействительными результаты проведенного 24 декабря 2019 года Администрацией муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан аукциона по лоту N 10 по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 02:35:100301:284, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Куюргазинский район, с/с Кривле-Илюшкинский, в 4,9 км на северо-восток от с. Кривле-Илюшкино, площадью 2085078 кв. м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства;
2. Признать недействительными договор аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 02:35:100301:284, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Куюргазинский район, с/с Кривле-Илюшкинский, в 4,9 км на северо-восток от с. Кривле-Илюшкино, площадью 2085078 кв. м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, заключенный между Администрацией муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Шариповым Асхатом Мурзагалиевичем.
3. Применить последствия недействительности сделки: обязать индивидуального предпринимателя главу крестьянского (фермерского) хозяйства Шарипова Асхата Мурзагалиевича возвратить Администрации муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 02:35:100301:284, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Куюргазинский район, с/с Кривле-Илюшкинский, в 4,9 км на северо-восток от с. Кривле-Илюшкино, площадью 2085078 кв. м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства;
обязать Администрацию муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан возвратить индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шарипову Асхату Мурзагалиевичу 51292 рубля 91 коп. (с учетом привлечения к участию в деле соответчика и уточнения предмета иска в порядке статей, 46, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и общество с ограниченной ответственностью "Мясной союз Башкирских производителей".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2021 (резолютивная часть оглашена 26.04.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе глава КФХ Амекачев И.Р. (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о надлежащем извещении заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц о предстоящем аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 02:35:100301:284. В нарушение требований пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Устава сельского поселения Кривле-Илюшенский сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, а также принятого постановления Администрации N 1210 от 06.11.2019 о проведении аукциона, в официальном печатном средстве массовой информации не была произведена публикация полной информации о торгах. Публикация краткой информации не позволяет установить обязательную информацию о предмете аукциона, форме, месте и времени его проведения. Исключений для публикации большого объема информации действующее законодательство не содержит. Возможность ознакомления с извещением о проведении аукциона в сети Интернет не освобождает орган местного самоуправления от обязанности соответствующей публикации в печатном издании.
Также, по мнению апеллянта, в информационном сообщении о проведении аукциона, размещенном на официальном сайте Российской Федерации о проведении торгов, указано на окончание приема заявок за 7 дней до проведения аукциона, тогда как пунктом 4 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено прекращение приема заявок не ранее, чем через 5 дней до дня проведения аукциона. Названное ограничивает право заинтересованных лиц на подачу заявок об участии в аукционе.
Сделав вывод об отсутствии заключенного по результатам проведения аукциона ответчика договора аренды земельного участка на основании пояснений представителей, суд первой инстанции не учел возможность заключения такого договора в будущем. Отказ в удовлетворении требований влечет извлечение ответчиками преимуществ из недобросовестного поведения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06 ноября 2019 года Администрацией муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан было принято постановление N 1210 "О проведении аукциона по продаже права аренды земельных участков" (т.1 л.д. 80).
Согласно пункту 6 вышеуказанного постановления Администрация муниципального района поручила комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Куюргазинскому району разместить информационное сообщение о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации о проведении торгов http://torgi.gov.ru и на официальном сайте муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан https://kuyurgaza.bashkortostan.ru/ в сети "Интернет", опубликовать информацию о торгах в газете "Куюргаза" и обеспечить обнародование информации о торгах в администрациях сельских поселений по месту нахождения земельных участков.
Информационное сообщение о проведении аукциона было размещено на официальном сайте Российской Федерации о проведении торгов http://torgi.gov.ru - 14.11.2019 N 141119/0281177/01, а также на официальном сайте муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан https://kuvurgaza.bashkortostan.ru/ в сети "Интернет" 15.11.2019 в разделе "Деятельность КУС Минземимущества РБ по Куюргазинскому району" ( т.1 л.д.90-113).
Также Администрацией была опубликована краткая информация о торгах в газете "Куюргаза" от 19.11.2019 N 93 (9411) со ссылкой на размещение более подробной информации о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://torgi.gov.ru, и на официальном сайте Администрации https://kuvurgaza. bashkortostan.ru/ (т.1 л.д. 87-88). Информационное сообщение о проведении аукциона было обнародовано в здании Администрации сельского поселения Кривле-Илюшкинский сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан по месту нахождения земельного участка, что подтверждается справкой Администрации сельского поселения и на сайте сельского поселения Кривле-Илюшкинский сельсовет (http://krivle-il.ru) ( т.1 л.д. 141).
Из пояснений Администрации усматривается, что в период с 15.11.2019 по 16.12.2019 был осуществлен прием заявок.
По лоту N 10 поступили 2 заявки на участие в аукционе.
1. Заявка рег. номер N 188 от Шарипова Асхата Мурзагалиевича;
2. Заявка рег. номер N 219 от общество с ограниченной ответственностью "Мясной союз Башкирских производителей".
По окончании приема заявок, на основании заседания постоянно действующей комиссии по проведению торгов 18.12.2019 составлен протокол N 23 о рассмотрении заявок и определении участников аукциона (т.1 л.д. 114).
В соответствии с протоколом все заявки приняты в работу, по вышеуказанным заявителям, документы прилагаемые к заявкам на участие в аукционе представлены и оформлены надлежащим образом, соответствует действующему законодательству.
Поступление задатков от всех претендентов подтверждено выпиской с лицевого счета и квитанцией. Комиссия единогласно приняла решение о признании заявителей участниками аукциона и проведении аукциона 24.12.2019 г. в 09.00.
Из представленного протокола N 26 от 24.12.2019 заседания постоянно действующей комиссии по проведению торгов по продаже права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, следует, что по лоту N 10 двое заявителей признаны участниками аукциона по продаже права аренды земельного участка: Шарипов Асхат Мурзагалиевич и общество с ограниченной ответственностью "Мясной союз башкирских производителей". В ходе торгов Шариповым А.М. предложена наиболее высокая цена, в связи с чем, комиссией единогласно было принято решение признать победителем аукциона по продаже права аренды земельного участка по лоту N 10 Шарипова А.М.(т.1 л.д. 32).
Указав на заинтересованность в приобретении прав на земельные участки для сельскохозяйственного производства, расположенные в границах Кривле-Илюшкинского сельсовета, в качестве глава крестьянского (фермерского) хозяйства, занимающегося сельскохозяйственным производством на территории Кривле-Илюшкинского сельсовета, Амекачев Ильшат Рашитович, счел, что Администрация в нарушение норм действующего законодательства не обеспечила опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, по месту нахождения земельного участка. Поскольку в этой связи истец был лишен возможности принять участие в аукционе, который состоялся 24 декабря 2019 года, что нарушило его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, он обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При отклонении заявленных требований суд первой инстанции счел, что принятые Администрацией меры по размещению аукционной документации обеспечили доступ к ней неограниченного круга лиц. Поскольку истец, действуя разумно и добросовестно имел возможность ознакомиться с опубликованной в общедоступных источниках информацией, оснований для признания его прав нарушенными судом не установлено.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей заключение договора на торгах, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 70 Постановления от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (применимом к случаям проведения аукциона по продаже права аренды земельных участок исходя из публичного характера проведения) разъяснил, что с иском в суд о признании публичных торгов недействительными может обратиться любое заинтересованное лицо (пункт 1 статьи 449, часть 1 статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В частности, такими лицами могут быть: участники торгов; лица, не имевшие возможности участвовать в торгах из-за допущенных, по их мнению, нарушений правил их проведения; стороны исполнительного производства; судебный пристав; иные лица, обосновавшие свой интерес в оспаривании публичных торгов.
Приведенный в пункте 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень оснований для признания публичных торгов недействительными не является исчерпывающим. Такими основаниями могут быть, в частности, публикация информации о проведении публичных торгов в ненадлежащем периодическом издании (с учетом объема тиража, территории распространения, доступности издания); нарушение сроков публикации и полноты информации о времени, месте и форме публичных торгов, их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и порядке проведения публичных торгов, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего публичные торги, а также сведений о начальной цене (пункт 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации); необоснованное недопущение к участию в публичных торгах; продолжение публичных торгов, несмотря на поступившее от судебного пристава-исполнителя сообщение о прекращении обращения взыскания на имущество.
По смыслу названной статьи основанием для признания торгов недействительными может служить существенное нарушение процедуры их проведения. При этом под существенным нарушением следует понимать такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов заинтересованного лица.
Нарушения, допущенные организатором публичных торгов, признаются существенными, если с учетом конкретных обстоятельств дела судом будет установлено, что они повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на формирование стоимости реализованного имущества и на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца (пункт 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)).
На основании абзаца 3 пункта 71 указанного выше постановления В соответствии с пунктом 44 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Согласно пункту 20 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка не менее, чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Соблюдение принципа публичности открытых по составу участников торгов на право заключения договора аренды земельного участка предполагает сообщение о них посредством публикации надлежащего извещения в периодических изданиях. Опубликование информации о таких торгах должно обеспечивать доступность соответствующих сведений потенциальным арендаторам. Нарушение порядка опубликования извещения о проведении торгов ведет к ограничению доступа потенциальных претендентов к соответствующей информации и, как следствие, к уменьшению круга участников торгов.
Вместе с тем, вопрос о том, было ли извещение о торгах надлежащим, подлежит оценке судом в каждом конкретном случае с учетом тиража, целевой аудитории, территории и способа распространения средства массовой информации и других обстоятельств, обеспечивающих доступность участия в торгах потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении реализуемого имущества, и массовость торгов.
Из материалов настоящего дела следует, информационное сообщение о проведении аукциона было размещено на официальном сайте Российской Федерации о проведении торгов http://torgi.gov.ru - 14.11.2019 N 141119/0281177/01, а также на официальном сайте муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан https://kuvurgaza.bashkortostan.ru/ в сети "Интернет" 15.11.2019 в разделе "Деятельность КУС Минземимущества РБ по Куюргазинскому району".
В соответствии с требованиями статьи 28 Устава сельского поселения Кривле-Илюшкинский сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, Администрацией была опубликована краткая информация о торгах в газете "Куюргаза" от 19.11.2019 N 93 (9411) со ссылкой на размещение более подробной информации о проведении аукциона на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://torgi.gov.ru, и на официальном сайте Администрации https://kuvurgaza. bashkortostan.ru/. Информационное сообщение о проведении аукциона было обнародовано в здании Администрации сельского поселения Кривле-Илюшкинский сельсовет муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан по месту нахождения земельного участка, что подтверждается справкой Администрации сельского поселения и на сайте сельского поселения Кривле-Илюшкинский сельсовет.
Оценивая доводы апеллянта о том, публикация в печатном издании являлась краткой и не содержала обязательных сведений, предусмотренных пунктом 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что при формальном несоответствии требованиям, указанная публикация не нарушает права и интересы истца.
Как правильно отмечено судом первой инстанции аукционная документация было доступна для неопределенного круга лиц. Однако, ввиду большого объема информации, его размещение в местном и неспециализированном печатном издании, являлось затруднительным. Вместе с тем, публикация содержала ссылку на информационные ресурсы, содержащие полную информацию о проведении аукциона.
Истцом не предоставлено доказательств принятия мер, направленных на уточнение (конкретизацию) приведенной в печатной издании краткой информации, ее недоступности или затруднительности получения путем обращения к официальным ресурсам.
При наличии такой возможности и возможности обратиться за соответствующими разъяснениями относительно процедуры и условий проведения торгов к организатору торгов, не усматривается наличие существенных нарушений при проведении торгов и наличие у истца подлежащего защите права и/или законного интереса, которые могут быть восстановлены при удовлетворении требований о недействительности торгов и заключенного по результатам торгов договора аренды земельного участка.
Довод истца о том, что он имел намерение приобрести земельный участок в аренду, но был лишен возможности участвовать в рассматриваемых торгах ввиду отсутствия необходимой информации в аукционной документации, не подтвержден документально.
Таким образом, каких-либо нарушений правил проведения торгов, которые в соответствии с приведенными положениями закона и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации могли бы служить основанием для признания недействительными торгов и заключенного по их результатам договора, судом не установлено.
По аналогичным основаниям указание в информационном сообщении о проведении аукциона, размещенном на официальном сайте Российской Федерации о проведении торгов, на окончание приема заявок за 7 дней до проведения аукциона, не может быть отнесено к основаниям признания торгов недействительными. Доказательств того, что именно такое указание ограничило право главы КФХ Амекачева И.Р. на подачу заявки об участии в аукционе, суду не представлено.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии на момент рассмотрения спора заключенного по результатам проведения аукциона ответчика договора аренды земельного участка, соответствует материалам дела. Самостоятельное правовое значение ссылки апеллянта на возможность заключения такого договора в будущем отсутствует, поскольку оснований для признания торгов, на основании которых заключен договор, не установлено. Иных оснований влекущих необходимость признания договора недействительным и применения последствий недействительности сделки истцом не приводилось.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении иска.
Анализ мотивов отклонения доводов апелляционной жалобы, приведен в настоящем постановлении выше, в силу чего не требует дополнительной аргументации. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.05.2021 по делу N А07-8084/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Амекачева Ильшата Рашитовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
А.С. Жернаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8084/2020
Истец: Амекачев Ильшат Рашитович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КУЮРГАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Шарипов Асхат Мурзагалиевич
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ООО "МСБП", ООО "МЯСНОЙ СОЮЗ БАШКИРСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ", Потехин А.В.