г. Пермь |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А60-64123/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Голубцова В.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при непосредственном участии в судебном заседании:
от заявителя - Просвирнин А.В., паспорт, доверенность N 64 от 20.01.2021, диплом,
при участии в судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел:
от заинтересованного лица - Оносова Т.А., паспорт, доверенность от 23.10.2020; диплом, Петрова И.В., паспорт, доверенность от 24.12.2019, диплом.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Малодегтярский карьер",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 30 марта 2021 года
по делу N А60-64123/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Малодегтярский карьер" (ИНН 6646016694, ОГРН 1116646000030)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области (ИНН 6686000010, ОГРН 1126673000013)
о признании недействительными решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.07.2020 N 7441, N 7439, от 08.07.2020 N 6491,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Малодегтярский карьер" (ИНН 6646016694, ОГРН 1116646000030) (далее - Заявитель, Общество, налогоплательщик, ООО "Малодегтярский карьер") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области (ИНН 6686000010, ОГРН 1126673000013) (далее - Ответчик, инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.07.2020 N7441 (с учетом объединения производства по делам N А60-64122/2020, N А60-64123/2020, А60-64124/2020 с присвоением объединенному делу номера N А60-64123/2020).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30 марта 2021 года в удовлетворении требований заявителю отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель оспаривает тот факт, что для целей налогообложения НДПИ добытым полезным ископаемым является щебень, полагает, что налоговым органом и судом не учтено, что первой по своему качеству продукцией разработки Малодегтярского месторождения является камень строительный из известняка, соответствующий требованиям ГОСТ 31436-2011. По мнению общества, щебень является продукцией технологического передела камня строительного, и его производство (дробление и грохочение) относится к обрабатывающей промышленности, не является полезным ископаемым, а является продукцией, полученной при дальнейшей переработке камня строительного из известняков. В обоснование своих доводов ссылается на разъяснения Министерства финансов РФ и Ростехнадзора, представленные на обозрение суда апелляционной инстанции.
Инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласна по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители заявителя, заинтересованного лица настаивали на доводах апелляционной жалобы и отзыва на нее соответственно.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела установлено, что налоговым органом проведены камеральные налоговые проверки в связи с предоставлением налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за апрель, ноябрь, декабрь 2019 года.
По результатам рассмотрения материалов налоговых проверок вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 16.07.2020 N 7439, согласно которому доначислен НДПИ за апрель 2019 года в размере 26 894 руб., пени в сумме 4 578,26 руб., Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 5 379 руб., от 08.07.2020 N 7439, согласно которому доначислен НДПИ за ноябрь 2019 года в размере 80 336 руб., пени в сумме 5 534,94 руб., Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 16 067 руб., от 16.07.2020 N 7441, согласно которому доначислен НДПИ за декабрь 2019 года в размере 20 240 руб., пени в сумме 1 176,79 руб., Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 4 048 руб.
Заявитель, не согласившись с вынесенными решениями, обратился с апелляционными жалобами в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 16.11.2020 N 960/2020, 961/2020, от 23.11.2020 N 993/2020 решения инспекции оставлены без изменения, апелляционные жалобы налогоплательщика без удовлетворения.
В связи с изложенными обстоятельствами заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями, полагая, что оспариваемые решения нарушают его права и законные интересы и не соответствуют налоговому законодательству.
Судом принято приведенное выше решение.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, приходит к следующим выводам.
Правовое регулирование отношений, связанных с взиманием налога на добычу полезных ископаемых, осуществляется на основании норм главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 336 Кодекса объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются, в частности, полезные ископаемые, добытые из недр. При этом правовое содержание понятия полезного ископаемого может определяться законодателем неодинаково в зависимости от специфики правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, содержащихся в недрах.
Согласно статье 337 НК РФ в целях применения главы 26 НК РФ полезные ископаемые именуются добытыми полезными ископаемыми. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
В частности в пункте 2 статьи 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого признается также неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии).
Пунктом 3 статьи 337 НК РФ предусмотрено, что полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
Из пункта 7 статьи 339 НК РФ следует, что при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
В статье 337 НК РФ термин "полезное ископаемое" используется для целей налогообложения в специальном значении - как полезное ископаемое, соответствующее определенному стандарту качества. Из данного регулирования во взаимосвязи с положениями статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что возникновение объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых связывается не с моментом добычи собственно минерального сырья, а с моментом завершения всех технологических операций по извлечению из него полезного ископаемого и доведению его качества до определенного стандарта (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2013 года N 189-О и от 24 декабря 2013 года N 2059-О, от 25.06.2019 N 1517-О).
Согласно Разделу В "Добыча полезных ископаемых" подраздела 08 "Добыча прочих полезных ископаемых" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (далее - ОКВЭД), утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, добыча строительного камня (код 08.11) включает:
- добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства;
- дробление и измельчение декоративного и строительного камня;
- добычу, дробление и измельчение известняка.
В случае, если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение щебня в результате осуществления операций по первичной обработке, дроблению и измельчению строительного камня, которые в соответствии с ОКВЭД относятся к операциям по добыче строительного камня, то для целей налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых добытым полезным ископаемым является строительный камень (щебень).
Согласно пункту 8.1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений-недропользования на своих территориях.
Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным 10 фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118, подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.
Технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества, в связи с чем необходимо учитывать положения пункта 7 статьи 339 НК РФ, устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения. Указанный комплекс технологических операций (процессов) может, в частности, включать: операции по технологической подготовке до получения кондиционного продукта (сортового сырья); операции, необходимые для облегчения транспортировки и хранения товарного продукта; другие операции, имеющие целью получение товарного продукта, при условии, что они не изменяют основного характера продукта; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Следовательно, если техническим проектом разработки месторождения предусмотрено получение какой-либо продукции из минерального сырья и операции по первичной обработке извлеченного минерального сырья и получаемая продукция, в соответствии с Классификатором продукции по видам экономической деятельности, относятся к горнодобывающей промышленности, то для целей налогообложения НДПИ добытым полезным ископаемым будет признаваться полученная из минерального сырья продукция, а не непосредственно извлекаемое минеральное сырье.
Из материалов дела следует, что разработка Малодегтярского месторождения ведется Обществом на основании лицензии СВЕ 07294 ТЭ на право разведки и добычи известняков.
Из анализа Рабочего проекта разработки Малодегтярского месторождения известняков для Артинского ДСПМК и Плана развития горных работ на 2019год по Малодегтярскому карьеру известняков, следует, что процесс добычи щебня является циклом добычных работ.
Так, в соответствии с рабочим проектом разработки Малодегтярского месторождения, Малодегтярское месторождение известняков является сырьевой базой для производства дорожно-строительного щебня, используемого для собственных нужд "Артинской ДСПМК" при строительстве автодорог в Артинском районе Свердловской области. Произведенный щебень может использоваться для устройства оснований автомобильных дорог I-V категорий, и покрытий переходного типа на дорогах IV-V категорий. Отходы дробильного производства могут использоваться для устройства оснований и покрытий автодорог.
В соответствии с Планом развития горных работ на 2019 год щебень из пород Малодегтярского месторождения отвечает требованиям ГОСТ, в том числе: щебень из известняков зоны выветривания отвечает требованиям ГОСТ 23845-93 и ГОСТ 25607-94 и может использоваться для устройства покрытий переходного типа на дорогах IV-V категорий. Щебень фракций 20-40 мм отвечает требования ГОСТ 8267-93 и может использоваться для строительных работ; щебень из известняков, не затронутых выветриванием, отвечает требованиям ГОСТ 23845-93 и ГОСТ 25607-94 и может использоваться для устройства покрытий переходного типа на дорогах IV-V категорий и оснований автомобильных дорог I-V категорий. Щебень фракций 10-20 мм и 20-40 мм отвечает требования ГОСТ 8267-93 и ГОСТ 9128-97 и может использоваться для строительных работ и асфальтобетонных горячих смесей.
В соответствии с пунктом 9 "Методических указаний по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ 10.12.1998 N 76, N РД-07-261-98 (далее - Методические указания), для твердых полезных ископаемых под первичной обработкой полезных ископаемых понимаются технологические операции по доведению до требуемого стандартами и техническими условиями качества, предусмотренными проектом ведения работ по добыче полезных ископаемых и осуществляемыми, как правило, в границах горного отвода, включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробление негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку и доставку до склада готовой продукции или на перерабатывающие производства (обогатительные или брикетные фабрики, дробильно - сортировочные комплексы, химические или металлургические заводы и др.).
В силу пункта 10 Методических указаний к первичной переработке относятся операции по переработке получаемого из недр минерального сырья по технологическим схемам. Под технологической схемой понимаются проектные решения, предусмотренные технологической частью проекта предприятия по переработке минерального сырья, определяющие последовательность процессов и операций по обогащению и переделу добытых полезных ископаемых.
Методические указания (исходя из положений пунктов 2, 3) устанавливают требования к порядку определения геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей при пользовании недрами, а также к осуществлению контроля за достоверностью этих данных применительно к добыче различных видов минерального сырья. При этом, Методические указания предназначены для органов государственного горного надзора, государственных налоговых инспекций.
В соответствии с технической документацией общества, технологическая схема по производству щебня предполагает переработку горной массы на дробильно-сортировочной установке, расположенной непосредственно на промплощадке, расположенной на западном борту карьера.
Соответственно, учитывая положения Методических рекомендаций, данные лицензии на право пользования недрами серии СВЕ N 07069 ТЭ и операции по переработке, предусмотренные Проектной документацией с выходом продукции, соответствующей ГОСТу 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ", работы по дроблению являются первичной переработкой полезных ископаемых, входящих в общий цикл добычных работ.
Комплекс вышеуказанных технологических операций, включающий стадии дробления и грохочения горной массы на дробильно-сортировочной установке, не изменяет его основного характера (кристаллический состав, химический состав, плотность, морозостойкость, истираемость и т.п.). Изменяется лишь размер кусков камня: от начальной крупности продукта дробления на дробильно-сортировочной установке 340 мм в карьере до фракций от 5 мм-70 мм после дробления.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу, что дробление горной массы на дробильно-сортировочной установке в пределах карьера - это часть технологического процесса добычи полезного ископаемого. Щебень, полученный в результате дробления и сортировки в границах карьера, не является продукцией обрабатывающей промышленности, следовательно, признается добытым полезным ископаемым и объектом обложения НДПИ.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 30.05.2018 N 309-КГ18-5990.
Таким образом, как до доставки на дробильно-сортировочную установку, так и после дробления и грохочения на дробильно-сортировочной установке, добытый строительный камень (известняк) на щебень соответствует ГОСТу 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительства работ. ТУ", изменяется лишь его размерность (гранулометрический состав), при этом физико-механические свойства (прочность, пористость, плотность), химический и минеральный состав, кристаллическая структура, технологические свойства после обработки на дробильно-сортировочной установке остаются прежними.
При указанных обстоятельствах суд обоснованно поддержан выводы налоговой проверки о том, что для целей исчисления НДПИ добытое обществом полезное ископаемое необходимо идентифицировать как щебень, соответствующий ГОСТу 8267-93.
Заявитель, обращаясь с апелляционной жалобой, повторно указывает на то, что добываемые им полезные ископаемые соответствуют ГОСТу 31436-2011 "Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ" и стандарту организации, разработанному самим Обществом "Технические условия ТУ 14.11-005-12315447-2015 Горная масса из горной породы (строительного камня)".
Указанные доводы были исследованы судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Суд верно указал, что согласно пункту 1 ГОСТа 31436-2011 "Породы горные скальные для производства щебня для строительных работ", данный ГОСТ применяется для оценки пород месторождений строительного камня в качестве сырья для производства щебня при геологической разведке.
Само содержание вышеуказанного ГОСТа содержит только группировочные и классифицирующие характеристики. Указанный документ качественных характеристик продукции не содержит, в том числе по физико-химическим свойствам, по которым полезное ископаемое можно отнести к тому или иному виду, предусмотренному НК РФ для целей налогообложения.
Факт описания горных скальных пород в ГОСТе не свидетельствует о том, что они являются полезным ископаемым в целях налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых, поскольку в Межгосударственном стандарте ГОСТ 31436-2011 дано лишь теоретическое понятие скальных горных пород, установлена их классификация, применяемая при проведении оценки и инженерно-геологических изысканий, проектировании и строительстве, при этом, отсутствуют какие-либо сведения об их принадлежности к полезным ископаемым.
При добычной деятельности положения данного ГОСТа не применяются.
Таким образом, как верно заключил суд первой инстанции, породы горные скальные не могут относиться к полезным ископаемым, в отношении которых для целей налогообложения исчисляется НДПИ, ввиду того, что они не являются продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, первой по своему качеству соответствующей перечисленным в статье 337 НК РФ стандартам.
Ссылка заявителя жалобы на письма Минфина РФ и Ростехнадзора, отклоняется, поскольку содержащиеся в них выводы не соответствуют положениям Рабочего проекта разработки Малодегтярского месторождения известняков для Артинского ДСПМК и Плана развития горных работ на 2019год по Малодегтярскому карьеру известняков.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не усматривает.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно признал решение инспекции соответствующим НК РФ, а заявителю в удовлетворении требований отказал.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено. Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 марта 2021 года по делу N А60-64123/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-64123/2020
Истец: ООО "МАЛОДЕГТЯРСКИЙ КАРЬЕР"
Ответчик: ОСП МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 32 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ