19 июля 2021 г. |
Дело N А83-3709/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Зарубина А.В., |
|
|
|
Чертковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колбасовой К.И.,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания представителей: Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия, Администрации г. Феодосии Республики Крым, Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Домоуправление "Дружба", Муниципального казенного учреждения "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым", МУП МОГО Феодосия РК "ЖЭК N 1", рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.05.2021 по делу N А83-3709/2019 по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия к Администрации г. Феодосии Республики Крым о взыскании задолженности за потребленную теплоэнергию,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в городе Феодосия (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым (далее - Администрация) о взыскании задолженности по оплате услуг теплоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: ул. Армянская, д.4, г. Феодосия, общей площадью 30,2 кв.м в размере 4283,88 рублей (с учетом заявления об отказе от части исковых требований, принятого судом определением от 14.05.2021).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.05.2021 по делу N А83-3709/2019 удовлетворены в полном объеме. С Администрации города Феодосии взыскана задолженность в размере 4283,88 руб.
Не согласившись с решением суда, Администрация города Феодосии Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что истцом не доказана принадлежность нежилого помещения Муниципальному образованию городского округа Феодосия Республики Крым. Факт фактического владения спорным нежилым помещением за спорный период времени не доказан. Администрация являлась исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, главным распорядителем средств бюджета муниципального образования по оплате теплоснабжения является МКУ "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии".
В представленном отзыве Предприятие "Крымтеплокоммунэнерго" изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, истец является централизованным поставщиком тепловой энергии в г. Феодосия, осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения. В спорный период Предприятие осуществляло теплоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Армянская, д.4 г. Феодосия, в т.ч. нежилых помещений в данном доме, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия.
Суд установил, что ранее спорное нежилое помещение было изъято из хозяйственного ведения МУП МОГО Феодосия Республики Крым "ДУ "Дружба" и включено в состав муниципальной казны постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 29.03.2016 N 486.
Теплоснабжающая организация направила в адрес Администрации требование 11.09.2019 N 1668 по нежилому помещению: г. Феодосия, ул. Армянская, д. 4, и акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии N 24/2018/АО от 05.04.2018. Задолженность за оказанные услуги теплоснабжения по вышеуказанному нежилому помещению за период с 01.01.2018 по 31.03.2018 составила 6425,82 руб.
В последующем, 30.04.2019 сторонами заключен контракт теплоснабжения N 86, согласно которому Теплоснабжающая организация (Предприятие) принимает на себя обязательства поставить Потребителю (Администрации) тепловую энергию для отопления в зависимости от температуры наружного воздуха, технологии, в виде горячей воды в объеме, предусмотренным Контрактом, а Потребитель обязуется принять от Теплоснабжающей организации тепловую энергию и оплатить ее по установленным тарифам в предусмотренные Контрактом сроки.
Пунктом 2.1 контракта тепловая энергия предоставляется потребителю согласно Приложению N 1 "Расчетные данные на теплопотребление по объектам" где подпунктом 4 указан адрес объекта: ул. Армянская, д. 4, г. Феодосия, отапливаемая площадь 30,2 кв.м.
Согласно пункту 10.2 контракта его условия применяются к правоотношениям, возникшим с 01.12.2015.
В суде первой инстанции ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" уточнило исковые требование, указало, что поскольку между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения, бездоговорное потребление отсутствует, следовательно, Администрация обязана оплатить задолженность за поставленную в спорное нежилое помещение тепловую энергию за период с 01.01.2018 по 01.03.2018 в размере 4283,88 руб., рассчитанную в соответствии с разделом IV Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), на основании тарифов, утвержденных Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым для категории потребителей "бюджет".
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора, а у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" также разъясняется, что у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Момент возникновения права собственности определяется правилами ГК РФ (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 212 ГК РФ).
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
В силу положений части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2023 на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) предусмотрено, что право коммунальной собственности территориальных громад, возникшее на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов, признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
В абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Согласно части 2 статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1.6 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного решением 17 сессии Феодосийского городского совета РК 1 созыва от 23.03.2015 N 301, права собственности в отношении муниципального имущества осуществляет Администрация города Феодосии Республики Крым.
Следовательно, Администрация как орган исполнительной власти, выступающий от имени собственника муниципального имущества, за счет муниципальной казны обязана нести расходы по его содержанию.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 13, части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
Кроме того, довод апеллянта о том, что помещение по адресу: г. Феодосия, ул. Армянская, д. 4, не принято в муниципальную собственность города Феодосии, судебная коллегия отклоняет, поскольку данная точка поставки тепловой энергии включена в Приложение N 1 к Контракту N 86 от 30.04.2019, который распространяет свое действие на правоотношения сторон с 01.12.2015 в силу статьи 425 ГК РФ.
В соответствии с правилами статьи 421 ГК РФ контракт сторонами заключен добровольно, существенные условия при его подписании согласованы. Заключая договор на определенных условиях, администрация приняла на себя обязательства по оплате стоимости потребленной тепловой энергии.
Факт поставки теплоэнергии, объем и правильность расчетов сторонами не оспариваются, разногласия сторон касаются установление лица, обязанного оплатить потребленный ресурс.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В пункте 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 2 статьи 13, части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения.
В соответствии с пунктами 20, 28, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, по договору потребитель обязан оплатить тепловую энергию, поставляемую ему теплоснабжающей организацией.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 ГК РФ).
Из материалов дела усматривается, что с 01.01.2018 по 01.03.2018 истец исполнил свои обязательства по контракту в полном объеме, поставив Администрации тепловую энергию по присоединенной сети в нежилое помещение по адресу: г. Феодосия, ул. Армянская, д. 4.
Ответчик не оспаривает факт поставки тепловой энергии в нежилое помещение по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Армянская, д. 4 в период с 01.01.2018 по 01.03.2018.
Стоимость потребленной энергии истец определил на основании раздела IV Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), на основании тарифов, утвержденных Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым для категории потребителей "бюджет".
Судами первой и апелляционной инстанций расчет стоимости потребленной ответчиком тепловой энергии, произведенный истцом в соответствии с разделом IV Правил N 1034, в размере 4283,88 руб. признан верным.
В соответствии с части 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что истец оказал услуги теплоснабжения, задолженность по оплате которых составила 4283,88 руб. (с учетом заявления об отказе от части исковых требований, принятого судом определением от 29.04.2021) и на дату вынесения судом решения не оплачена.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск Предприятия "Крымтеплокоммунэнерго" о взыскании с Администрации задолженности в размере 4283,88 руб. за поставленную тепловую энергию в нежилое помещение по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, ул. Армянская, д. 4 за период с 01.10.2018 по 01.03.2018.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.05.2021 по делу N А83-3709/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3709/2019
Истец: ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО" В ГОРОДЕ ФЕОДОСИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МКУ "Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым", МКУ "Отдел по вопросам физической культуры и спорта, работе с молодежью Администрации города Феодосии Республики Крым", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ФЕОДОСИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ДОМОУПРАВЛЕНИЕ "ДРУЖБА", МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ФЕОДОСИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОНТОРА N1"